Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.

Файлы: 1 файл

Курсовая (Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики).docx

— 686.54 Кб (Скачать файл)

 

Этапы производства ЦОР Таблица 1

Этап

Содержание этапа

Предварительная работа

Формулировка исходной идеи

Оценка существующих элементов

Сбор необходимой информации

Анализ потребностей

Выделение главной дидактической  цели

Обоснование необходимости  и того нового, что внесет продукт  по сравнению с обычным печатным учебным пособием

Подготовка содержания

Выделение дидактических подцелей

Составление плана

Представление содержания в  форме модулей

Дизайн

Разработка общей концепции

Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.)

Написание сценария

Детальный дизайн + подключение  интерактивности

Производство

Программирование и оцифровка  содержания

Создание изображений, звука  и т.п.

Компоновка готовых материалов в модули

Тестирование

Тестирование и оценка продукта


 

Рассмотрим  подробнее представленную схему.

Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:

- разработка дидактических требований к ЦОР;

- для этого проводится анализ потребностей, который включает специфику данного направления, данной группы потенциальных учащихся и цели курса; - по результатам данного анализа принимается решение о форме ЦОР

- разработка технических требований к ЦОР;

- необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно реализовать, что для этого есть средства;

- разработка структуры ЦОР;

- разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для преподавателей);

На стадии подготовки содержания в первую очередь  создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, то есть взаимодействия между учеником и  компьютером, учеником и учителем, другими  учащимися.

Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:

- модули  учебного материала (куда входят  задания для самоконтроля и  зачетные задания разных видов);

- дополнительные  материалы (от контекстной расшифровки  терминов до нормативной базы  и электронной библиотеки);

- сервисные  средства (справка по работе с  учебником, словарь, глоссарий,  электронный ежедневник, система  поиска и т.п.);

- коммуникационная  система (обеспечение взаимодействия  ученика и учителя);

- защитная  система.

Фазы  подготовки содержания и программирования, как правило, чередуются.

ЦОР как  программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:

информационной (содержательная часть);

программной (программная часть).

В информационную часть электронного учебного пособия  входят:

  • четко структурированные учебные материалы;
  • иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео);
  • практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;
  • система диагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.).
  • дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);
  • сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).

При дизайне  ЦОР уточняется общая структура ЦОР и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух этапов: создание общей концепции и дизайна каждой отдельной части.

Общая концепция  определяет общий стиль, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учениками, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. Изменения, вносимые на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, что порождает дополнительные часы работы.

Детальный дизайн определяет детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данном этапе, чем в общей концепции. В любом случае, каждое изменение должно быть зафиксировано в письменном виде.

Дизайн  можно сравнить с постройкой дома. Возведение стен и крыши может  быть аналогом общей концепции, а  внутренняя отделка аналогом детального дизайна.

На этапе «производство» идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЭУП. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.

Тестирование  ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление  программных ошибок.

Итоговое  тестирование ЦОР должно проводиться  в экспериментальных группах  под непосредственным наблюдением  разработчиков. Ее цели:

- проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме (не наблюдается ли зависаний программы, насколько быстро она работает и.т.п.);

- выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации;

- оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней;

- накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.

 

1.3 Требования к ЦОР при преподавании уроков информатике в школе

 

Цифровые  образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим содержательным требованиям[2]:

  • соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;
  • соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;
  • обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
  • учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
  • содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
  • содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
  • обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса;
  • содержать варианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульную структуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении на предметы, классы и темы.[2]

Для полноценной  работы с комплектами ЦОР необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера  и принтера, цифровой фотокамеры и  видеокамеры. При отсутствии этой техники  можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру  с успехом заменит мобильный  телефон. Назначение основных технических  устройств:

- сервер  и локальная сеть – организация  единого школьного пространства;

- компьютер  – основной инструмент учителя  или учащегося, средство демонстрации  образовательных объектов и интерактивной  работы с ними;

- проектор  и экран – средство демонстрации  образовательных объектов различной  природы в аудитории;

- сканер (в комплекте с программой распознавания  символов) – средство ввода учителем или учащимся бумажных документов, отсутствующих в базе данных;

- цифровые  фото- и видеокамера – средства  записи и ввода учителем или  учащимся результатов своей работы (например, отснятых опытов).

Комплект  ЦОР дает учителю возможность  использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один  компьютер + проектор на класс:

- демонстрация  учителем отдельных мультимедиа–объектов  по теме;

- демонстрация  учителем мультимедийных презентаций  по теме урока (15 – 20 минут  от урока);

- «живая»  демонстрация учителем различных  способов решения задач;

- использование  компьютера школьником (школьниками)  при ответе у доски (в частности,  демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию);

два ученика - один компьютер:

- фронтальные  лабораторные работы;

- групповое  исследовательское задание;

- групповое  творческое задание;

- интерактивное  обучение способам решения задач;

один  ученик - один компьютер:

- виртуальный  лабораторный практикум;

- индивидуальное  исследовательское задание;

- индивидуальное  творческое задание;

- интерактивное  обучение способам решения задач;

- компьютерное  тестирование.

Предлагается  также возможным использование  комплекта ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и  т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

Для аттестации учащихся можно использовать как  традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта  ЦОР контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть  учащихся решают сложные задания, оцениваемые  вручную на бумаге, а остальные  в это время проходят компьютерный тест, затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

Комплект  ЦОР полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые  образовательные объекты, выполненные  на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены  в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы  учителю для проверки на его личный компьютер.

Методика  использования программных продуктов  и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Информатика». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков информатики предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).

цифровой образовательный ресурс информатика школа

 

1.4 Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР

 

Общее название программных средств, предназначенных  для создания, редактирования и форматирования простых и текстовых документов, - текстовые процессоры. В настоящее  время в России наибольшее распространение  имеет текстовый процессор Microsoft Word.

Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или просто Word) — это текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Текстовый процессор, выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office. Первая версия была написана Ричардом Броди (Richard Brodie) для IBM PC, использующих DOS, в 1983 году. Хотя MS-DOS и являлась текстовой операционной системой, лишённой графической оболочки, Word для DOS был первым текстовым процессором для IBM PC, который был способен отображать разметку текста, например, полужирный или курсивный текст в процессе редактирования. Однако он всё же не являлся в полном смысле WYSIWYG-редактором. Другие же текстовые процессоры, такие как WordStar и WordPerfect, использовали простой текстовый экран с кодами разметки, иногда текст был цветным. Последовавшие версии добавляли возможности, выходящие за рамки простого текстового процессора. Инструменты рисования позволяли выполнять примитивные операции вёрстки, такие как добавление графики в документ, хотя, естественно, специализированные программы для вёрстки лучше справляются с этими задачами. Внедрение объектов, сравнение версий документа, мультиязычная поддержка и многие другие возможности были добавлены за последовавшие несколько лет. Текстовый процессор Microsoft Word можно рассматривать как средство автоматизации авторской деятельности. При использовании этой программы следует четко определять целевой объект- документ электронный или печатный. Для разных типов документов используют разные средства, приемы и методы. В последней версии текстового процессора заметно улучшена система управления и введены мощные средства поддержки сетевых режимов работы. Достоинства данной программы в том, что она довольно проста в использовании. Кроме того, имеется много возможностей сделать документ более привлекательным, используя ввод специальных символов, формул, диаграмм, таблиц, композиции рисунков, различных шрифтов.

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики