Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа
В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.
Этапы производства ЦОР Таблица 1
Этап |
Содержание этапа |
Предварительная работа |
Формулировка исходной идеи Оценка существующих элементов |
Сбор необходимой информации |
Анализ потребностей Выделение главной дидактической цели Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием |
Подготовка содержания |
Выделение дидактических подцелей Составление плана Представление содержания в форме модулей |
Дизайн |
Разработка общей концепции Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.) Написание сценария Детальный дизайн + подключение интерактивности |
Производство |
Программирование и оцифровка содержания Создание изображений, звука и т.п. Компоновка готовых материалов в модули |
Тестирование |
Тестирование и оценка продукта |
Рассмотрим подробнее представленную схему.
Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:
- разработка дидактических требований к ЦОР;
- для этого проводится анализ потребностей, который включает специфику данного направления, данной группы потенциальных учащихся и цели курса; - по результатам данного анализа принимается решение о форме ЦОР
- разработка технических требований к ЦОР;
- необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно реализовать, что для этого есть средства;
- разработка структуры ЦОР;
- разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для преподавателей);
На стадии подготовки содержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, то есть взаимодействия между учеником и компьютером, учеником и учителем, другими учащимися.
Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:
- модули
учебного материала (куда
- дополнительные
материалы (от контекстной
- сервисные
средства (справка по работе с
учебником, словарь, глоссарий,
- коммуникационная
система (обеспечение
- защитная система.
Фазы подготовки содержания и программирования, как правило, чередуются.
ЦОР как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:
информационной (содержательная часть);
программной (программная часть).
В информационную часть электронного учебного пособия входят:
При дизайне ЦОР уточняется общая структура ЦОР и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух этапов: создание общей концепции и дизайна каждой отдельной части.
Общая концепция определяет общий стиль, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учениками, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. Изменения, вносимые на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, что порождает дополнительные часы работы.
Детальный дизайн определяет детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данном этапе, чем в общей концепции. В любом случае, каждое изменение должно быть зафиксировано в письменном виде.
Дизайн можно сравнить с постройкой дома. Возведение стен и крыши может быть аналогом общей концепции, а внутренняя отделка аналогом детального дизайна.
На этапе «производство» идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЭУП. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.
Тестирование
ЦОР идет на каждой фазе производства,
чтобы итоговый продукт совпадал
с намеченными дидактическими целями.
Также важно техническое
Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением разработчиков. Ее цели:
- проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме (не наблюдается ли зависаний программы, насколько быстро она работает и.т.п.);
- выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации;
- оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней;
- накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.
1.3 Требования к ЦОР при преподавании уроков информатике в школе
Цифровые
образовательные ресурсы должны
удовлетворять следующим
Для полноценной работы с комплектами ЦОР необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. При отсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основных технических устройств:
- сервер
и локальная сеть –
- компьютер
– основной инструмент учителя
или учащегося, средство
- проектор
и экран – средство
- сканер
(в комплекте с программой
- цифровые
фото- и видеокамера – средства
записи и ввода учителем или
учащимся результатов своей
Комплект ЦОР дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:
один компьютер + проектор на класс:
- демонстрация
учителем отдельных
- демонстрация
учителем мультимедийных
- «живая»
демонстрация учителем
- использование
компьютера школьником (школьниками)
при ответе у доски (в
два ученика - один компьютер:
- фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное
обучение способам решения
один ученик - один компьютер:
- виртуальный лабораторный практикум;
- индивидуальное исследовательское задание;
- индивидуальное творческое задание;
- интерактивное
обучение способам решения
- компьютерное тестирование.
Предлагается также возможным использование комплекта ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).
Для аттестации
учащихся можно использовать как
традиционную форму (с использованием
подготовленных при помощи комплекта
ЦОР контрольных работ и
Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест, затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.
Комплект ЦОР полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.
Методика
использования программных
цифровой образовательный ресурс информатика школа
1.4 Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР
Общее название
программных средств, предназначенных
для создания, редактирования и форматирования
простых и текстовых
Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или просто Word) — это текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Текстовый процессор, выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office. Первая версия была написана Ричардом Броди (Richard Brodie) для IBM PC, использующих DOS, в 1983 году. Хотя MS-DOS и являлась текстовой операционной системой, лишённой графической оболочки, Word для DOS был первым текстовым процессором для IBM PC, который был способен отображать разметку текста, например, полужирный или курсивный текст в процессе редактирования. Однако он всё же не являлся в полном смысле WYSIWYG-редактором. Другие же текстовые процессоры, такие как WordStar и WordPerfect, использовали простой текстовый экран с кодами разметки, иногда текст был цветным. Последовавшие версии добавляли возможности, выходящие за рамки простого текстового процессора. Инструменты рисования позволяли выполнять примитивные операции вёрстки, такие как добавление графики в документ, хотя, естественно, специализированные программы для вёрстки лучше справляются с этими задачами. Внедрение объектов, сравнение версий документа, мультиязычная поддержка и многие другие возможности были добавлены за последовавшие несколько лет. Текстовый процессор Microsoft Word можно рассматривать как средство автоматизации авторской деятельности. При использовании этой программы следует четко определять целевой объект- документ электронный или печатный. Для разных типов документов используют разные средства, приемы и методы. В последней версии текстового процессора заметно улучшена система управления и введены мощные средства поддержки сетевых режимов работы. Достоинства данной программы в том, что она довольно проста в использовании. Кроме того, имеется много возможностей сделать документ более привлекательным, используя ввод специальных символов, формул, диаграмм, таблиц, композиции рисунков, различных шрифтов.
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики