Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.

Файлы: 1 файл

Курсовая (Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики).docx

— 686.54 Кб (Скачать файл)

Программа Microsoft Excel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Наличие средств автоматизации облегчает эти операции. Вычисления в таблицах программы Excel осуществляются при помощи формул. Формула может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel, соединенных знаками математических операций. Правило использования формул в этой программе состоит в том, что, если значение ячейки действительно зависит от других ячеек таблицы, всегда следует использовать формулу, даже если операцию легко можно выполнить в «уме». Это гарантирует, что последующее редактирование таблицы не нарушит ее целостности и правильности производимых в ней вычислений. Так как таблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные, данная программа содержит средства автоматизации ввода. К числу предоставляемых средств относятся: автозавершение, автозаполнение числами, и автозаполнение формулами. Программу Excel удобно применять в тех случаях, когда требуется быстрая обработка данных Она полезна для выполнения таких операций, как статистическая обработка и анализ данных, решение задач оптимизации, построение диаграмм и графиков. Для такого рода задач применяют как основные средства программы, так и дополнительные (надстройки).

Программа Microsoft Power Point служит для составления эффективных и наглядных презентаций. Использование программы «Power Point» в процессе создания презентации является самым лучшим способом при работе с большой публикой. С помощью всевозможных функций программы вы с лёгкостью можете делать свою презентацию, а самое главное с помощью возможностей этой программы вы сможете привлечь внимание каждого члена вашей публики. Система демонстрационных возможностей программы позволяет быстро и качественно подготовить презентационный материал любой степени сложности.

Документ Microsoft Power Point – это презентация. Он состоит из отдельных слайдов. На экран их можно выводить в разных режимах, которые имеют различное назначение. У вас есть вся необходимая информация, но нет соответствующего дизайна? Самый лучший способ начать презентацию - это правильно выбрать фон слайдов вашей презентации. Получив Интернет доступ к сайту microsoft.com, где размещено огромное количество фонов для слайдов, можно сделать свою презентацию уникальной. Поиск и скачивание каких-либо определенных видов фонов для слайдов придаст необходимую креативность в усовершенствовании содержания презентации. Наличие всевозможных указателей и диаграмм в разных электронных источниках придаст новые идеи в создании профессионального вида презентации. При рассмотрении примеров фонов, слайдов, графиков, диаграмм, следует принять во внимание, что эти фоны, которые привлекли ваше внимание, могут также привлечь внимание вашей публики. Живые цвета, яркая графика, стильные фотографии – всё это может положительно отразиться на уникальности презентации.

Следует остерегаться использования больших количеств картинок. Несмотря на то, что наличие картинок придаёт презентации более интересный вид, нужно учитывать, что их переизбыток может сделать презентацию непрофессиональной. Это в тоже время не говорит о том, что следует избегать использования картинок. Другой важной частью является текст на слайде, Не стоит пытаться использовать большое количество слов, нужно ограничиться использованием только основных моментов содержания,

Раздатки (раздаточный материал) также являются очень важной частью презентации, так как с помощью них можно обеспечить публику дополнительной информацией. Кроме предоставления дополнительной информации.

Macromedia Flash - это программа, с помощью которой создают анимационные ролики, баннеры, интерактив сайта, вставляют звуковые эффекты, публикуют всевозможную информацию в интернете. Также с помощью flash разрабатываются flash презентации отличного качества, ведётся работа с векторными и растровыми изображениями.

 

 

Глава II. Использование типологии ЦОР на уроках информатики

 

2.1 Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР

 

Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, лабораторные работы, викторины и другие ЦОР очень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, и набирать текст. Поэтому учитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, учитель развивает творческое мышление, интеллектуальную сообразительность и логику, формирует навыки самостоятельной работы, имеет возможность индивидуальной работы. В своей таблице я привела пример кроссворда, выполненный ученицей 10 класса. Тесты, приведенные в моей таблице, тоже очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в программе Microsoft Word в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и учителю надо самому проверять и оценивать. Также в моей таблице представлена контрольная работа, которая включает в себя 17 вопросов. Задания представлены в различных формах: с выбором одного ответа из четырех, с дописанием определения, и т.п. Викторина, сделанная в Microsoft Word, тоже представляет собой набор заданий различного характера.

В этой программе  также можно создавать модули. Цель модуля: формирование системы знаний и умений информационного поиска - действия, методы и процедуры, позволяющие осуществить отбор определенной информации из массива данных. Обучение в рамках модуля осуществляется в сотрудничестве с учителем. Учитель – не единственный источник и «транслятор» знаний, он - консультант, организатор, эксперт.

Модули являются компонентами электронного учебного пособия. В качестве примера хотелось бы привести разработку Лебедевой Э.В. «Практикум по решению задач в курсе информатики. Модуль 1. Информация и информационные процессы» (N 137670). Вид ЦОР - текст с иллюстрациями.

Данный ЦОР позволяет  преподать доступно трудный материал. Текст, произнесенный учителем и  написанный на мониторе компьютера, воспринимается несколькими органами чувств, что помогает учащимся с разными видами памяти усваивать материал. Символы, определения, выделенные в рамках, подчеркнутые слова позволяют акцентировать внимание на важном. Данный модуль в электронном виде имеет преимущества перед бумажным носителем в том, что нужный раздел не надо искать по страницам, достаточно нажать клавишу, чтобы найти необходимое. Особенно это удобно при самостоятельном решении задач: после каждого раздела даны примерные решения задач, в случае необходимости можно быстро найти нужную информацию. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Word, находятся на диске в приложении 2.

 

Рисунок 1. Кроссворд в программе Microsoft Word

Рисунок 2. Модуль, в программе Microsoft Word

 

2.2 Применение программы Microsoft Excel для создания ЦОР

 

В Microsoft Excel можно создавать много различных ЦОР. Эта программа удобна для учителя тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным учителем критериям. В своей классификации я привела примеры теста по информатике по теме Microsoft Excel. Нужно выбрать один вариант ответа из четырех. После выполнения теста нужно нажать на кнопку «результат». Компьютер покажет процент выполненных заданий и оценку, исходя из процента. Ни ученикам при выполнении теста, ни учителю при проверке не требуется много сил, но составлять эти тесты сложнее, чем в Microsoft Word, так как базовых знаний этой программы не хватит для составления тестов.

Для своего урока я составила и использовала при закреплении изложенного  учебного материала и выяснения  пробелов в знаниях учащихся терминологический  диктант по теме «Алгоритмы». Диктант представляет собой короткое задание, реализованное в форме, позволяющей обучаемому дать короткий однозначный ответ. После того как ответ дан, учащийся должен нажать «Enter», и напротив ответа будет написано «верно» или «ошибка».

Для закрепления  изложенного учебного материала, для  выяснения пробелов в знаниях  учащихся так же можно использовать викторины, сделанные в Microsoft Excel. В пример я привела викторину, в которой нужно отгадать все термины по ИКТ правильно, тогда из букв в выделенных клетках можно будет составить фамилии избранных персоналий в области компьютеростроения. Можно использовать ребусы. Я привела в пример числовые ребусы, сделанные в программе Microsoft Excel. В этих задачах вместо букв следует подставить цифры так, чтобы указанные равенства выполнялись. Одним и тем же буквам всегда должны соответствовать одинаковые цифры, разным буквам - разные цифры (отличные от использующихся в задаче).

Достоинства ЦОР, созданных в данной программе  в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя  при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес  к обучению. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Excel, находятся на диске в приложении 3.

 

 

Рисунок 3. Тест в программе Microsoft Excel

 

Рисунок 4. Терминологический диктант в программе Microsoft Excel

 

 

2.3 Применение программы Microsoft Office Power Point для создания ЦОР

 

Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Для учеников 9 класса мною был разработан урок по теме «Алгоритмы». Для изложения нового материала была использована презентация, которая включала демонстрационные средства по теме, компьютерные модели, компьютерные компоненты, текстовые объекты. Использован проектор и компьютер.

Текстовый материал с использованием анимации позволил компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке было дано такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР. Например, в объяснении и закреплении нового материала были предложены исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения, была представлена информация исторического характера. Анимация позволила доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Например, учащиеся, посмотрев слайды 3-7, довольно быстро поняли различия в управлении с прямой и обратной связью, зрительный лаконичный текст (слайды 12-17) помог запомнить свойства алгоритма и виды алгоритма (слайды 18-22). Демонстрационная графика, представленная схемами, графиками, рисунками, таблицами (слайды 25-29) показала наглядно преимущества записи команд в виде алгоритма. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся (слайды6-8), а практические задачи (слайды 10, 11, 24) ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем.

Таким образом, данный ЦОР помог решить мне следующие образовательные задачи:

-обеспечить

А) организацию  учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной  групповой и индивидуальной исследовательской  деятельности;

Б) качественное усвоение программного материала;

В) содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в  различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;

Г) компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для  закрепления и тренировки ;

Д) доступность  и наглядность изучаемого материала;

-учитывать  индивидуальные особенности учащихся  и существующие различия в  культурном опыте учащихся;

-воспитать интерес к предмету;

В своей  практике я охотнее всего использую  эту программу. С помощью Power point я делала также тесты, ребусы(см рис.5), которые в данной программе гораздо привлекательней и интересней.

Также в этой программе можно создавать образовательные игры. Цель игры - формирование и развитие навыков и умений учащихся. В моей таблице приведена в пример образовательная игра «своя игра»(см рис.6). Ее можно использовать на внеклассных мероприятиях. Суть игры заключается в следующем: представлена таблица, на которой написаны четыре темы по информатике, и игрок может выбрать любую. Напротив каждой темы стоят баллы, чем выше балл, тем сложнее вопрос. Выбрав тему и балл на мониторе, появляется вопрос, участник на него отвечает. После ответа на мониторе появляется правильный ответ. Если он совпадает с ответом игрока, то участник зарабатывает выбранное количество баллов и выбирает следующий балл или тему, а если нет, то ход переходит к другому. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов. Эта игра может применяться также для закрепления изученного материала, ведь увидев правильный ответ, участник его запомнит. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Power Point, находятся на диске в приложении 4.

 

 

Рисунок 5. Ребусы в программе Power Point

 

Рисунок 6. Игра «Своя игра» в программе Power Point

 

Использование данных ЦОР во внеклассной работе повысит интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Power Point, находятся на диске в приложении 4.

 

2.4 Применение программы Flash для создания ЦОР

 

В программе  Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий. В пример я привела видеоурок по теме «Алгоритмы». Также в моей таблице приведен пример демонстрации звука. Но делать ЦОР в программе Flash трудно, так как надо владеть языком программирования и затрачивается больше времени. Но если применять ЦОР в этой инструментальной среде, то урок будет интереснее и ярче.

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики