Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ,
ГЕОГРАФИИ, ЭКОЛОГИИ
«Цифровые образовательные ресурсы
в обучении биологии»
Итоговый проект по курсу:
«Современные направления обучения биологии с использованием технологии информации и коммуникации»
Руководитель: к.п.н., доцент
Швецов Глеб Геннадьевич
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР……………………………………
Задачи ЦОР……………………………………………………
ГЛАВА 2. Использование инновационных
технологий на уроках биологии, как средство
повышения эффективности образовательного
процесса…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПЛАН ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИЯ О МЫТИЩИНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ УЧИЛИЩЕ
МЕДИАТЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.
Современные учащиеся все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности.
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти учащегося на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать интерактивные способы, формы, средства обучения, определить преимущества интерактивного обучения в обучении биологии
2. Теоретически
освоить инновационные
3. развивать интеллектуальные,
творческие способности
4. Формировать у
учащихся информационную
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать
познавательную деятельность
- использовать компьютеры
с целью индивидуализации
- изучать явления
и процессы в микро- и
- представлять в
удобном для изучения масштабе
различные биологические
Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы учителем в образовательном процессе, это, прежде всего информация, полученная из Интернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве школы и, в-третьих, это программные средства разработанные непосредственно самим учителем.
В настоящее время существует множество определений понятия цифровых образовательных ресурсов, попробуем рассмотреть некоторые из них.
1. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.[7]
Определение кратко характеризует ЦОРы, недостаточно полно отображает смысл данного понятия.
2. ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.[1]
Определение отличается от предыдущего наличием обособленности содержания объекта, что более полно отражает смысл данного понятия.
3. ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.[10]
Определение не полное, общее, не хватает конкретики.
4. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.[8]
Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов.
5. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[5]
Определение отражает содержание ЦОРов, а также более доступно для понимания, легко запоминается, поэтому качественно выделяется на фоне остальных.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:[5]
· соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
· ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
· обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
· предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
· обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
· содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
· основываться на достоверных материалах;
· превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
· полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
· обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
· обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
· иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
· иметь удобный интерфейс.
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии