Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
              Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
          Требования к ЦОР…………………………………………………………  9
           Задачи ЦОР………………………………………………………………  10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
а) к небольшому количеству 
белка прилейте немного гидроксида 
натрия и по каплям добавьте раствор 
сульфата меди (II) –биуретовая реакция для 
распознавания пептидных групп; 
б) к раствору белка прилейте раствор азотной 
кислоты, осторожно нагрейте – ксантопротеиновая 
реакция (доказывающая, что в состав 
белка входят остатки ароматических аминокислот). 
Учащиеся записывают основные свойства 
белков в тетрадь по химии:
а) белок + NaOH + CuSO4 ––> 
красно-фиолетовое окрашивание 
б) белок + HNO3 ––> желтое окрашивание
Учитель биологии переходит к рассмотрению функций 
белков в организме человека. Перед учащимися 
ставится познавательная задача: известно, 
что белки – неотъемлемая часть пищи животных 
и человека. Почему же при исключении из 
рациона белкового компонента, но при 
достаточной калорийности пищи у живых 
организмов наблюдается патологические 
явления: остановка роста, изменение состава 
крови и т.д.? С чем это связано? 
Оказывается, что белки выполняют многочисленные функции в 
организме:
1. Каталитическая: в каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических реакций, в ходе которых идут распад и окисление поступающих извне питательных веществ. Клетка использует энергию, полученную вследствие окисления данных веществ, продукты их расщепления служат для синтеза необходимых клетке органических веществ. Быстрое протекание таких биохимических реакций обеспечивают биокатализаторы – ферменты. Известно более 2 тысяч ферментов, каждая молекула которых способна осуществлять от тысяч до миллионов операций в минуту. В ходе этих реакций ферментный белок не расходуется. Он соединяется с реагирующими веществами, ускоряет их превращение и выходит из реакции неизмененным.
2. Строительная: из белков состоят мембраны клеток и клеточных органоидов. У высших животных из белков состоят стенки кровеносных сосудов, сухожилия, хрящи. Из устойчивого и твердого белка кератина состоят образования, используемые животными для защиты – рога, копыта, панцири, когти, перья, шерсть (слайд «КМ-школа»).
3. Энергетическая: при распаде 1 г белка выделяется 17,6кДж энергии, однако белки используются с целью получения энергии только тогда, когда истощаются другие источники (слайд «КМ-школа»).
4. Регуляторная: известно, что в живых организмах производятся специальные регуляторы физиологических процессов – гормоны. Часть гормонов являются белками. Гормоны образуются в особых клетках гипоталамуса, в гипофизе (например, гормон роста), в специальных клетках поджелудочной железы (например, инсулин). Гормоны выполняют важную роль в организме, управляя активностью ферментов. Так, инсулин активизирует в клетках печени фермент, синтезирующий из глюкозы гликоген. Если не хватает инсулина, то глюкоза накапливается в крови в избытке, так как клетки не могут ее захватить. Именно в этом причина развития сахарного диабета (слайд «КМ-школа»).
5. Транспортная: в крови, в наружных клеточных мембранах, в цитоплазме и ядрах клетки имеются различные транспортные белки, которые обеспечивают активный и строго избирательный транспорт веществ. В крови белки – транспортеры «узнают», связывают определенные белки – гормоны, витамины, микроэлементы и несут их к определенным клеткам. Белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его ко всем тканям и органам тела (слайд «КМ-школа»).
6. Двигательная: все виды движения живых организмов, в том числе сокращение мышц, мерцание ресничек, движение жгутиков, листьев у растений, выполняют особые сократительные белки. В работе мышц человека главную роль играют актин и миозин.
7. Защитная: специальные белки – иммуноглобулины - выполняют роль антител по отношению к чужеродным белкам (антигенам). Они связывают и выводят антигены из организма, препятствуют размножению бактерий и вирусов, нейтрализуют выделяемые ими токсины (яды). Например, в лимфатических узлах образуются лимфоциты – клетки, синтезирующие антитела. Таким образом, у человека и животных одна из главных систем – это иммунная система.
8. Сигнальная: в поверхностную мембрану клетки встроены молекулы белков, способные менять свою третичную структуру в ответ на действие факторов внешней среды. Так происходит прием сигналов из внешней среды и передача команд в клетку.
По мере рассмотрения каждой функции, учащиеся записывают в тетрадь функции белков.
Далее учитель биологии обращает 
внимание учащихся на то, что в ходе эволюции 
появилось 1010-1012 различных 
белков, встречающихся примерно у 1,2 млн. 
видов живых организмов – от вирусов до 
человека. 
Если в кишечной палочке их 3000, то в организме 
человека более 5 млн. То есть значение 
белков очень велико.
Учитель химии рассматривает превращение 
белков в организме.  
Гидролиз белка – это разрушение первичной 
структуры белковой молекулы. В лаборатории 
этот процесс проводят в присутствии кислот 
и щелочей при нагревании, в организме 
он происходит под действием ферментов. 
Белки – основа продуктов питания. Биологическая 
ценность белков зависит от содержания 
незаменимых аминокислот. Из 20 аминокислот, 
входящих в состав белков, 9 являются незаменимыми, 
то есть они не образуются  в организме 
и должны обязательно поступать с пищей. 
Недостаток белков или нарушение процессов 
их усвоения (переваривание и всасывание) 
приводят к заболеваниям внутренних органов, 
болезням крови и ослаблению иммунитета.  
Как происходит гидролиз белка в организме?
Аминокислоты расходуются на синтез белка (увеличение белковой массы, рост, обновление организма) и нуклеиновых кислот, часть аминокислот в процессе жизнедеятельности распадается.
Учитель биологии говорит о продуктах питания, 
содержащих белок. 
Уже говорилось о необходимости незаменимых 
аминокислот для организма человека. Их 
человек получает в готовом виде с растительной 
и животной пищей. Такие аминокислоты 
содержатся в белках молочных продуктов 
(молоко, сыр, творог), в яйцах, рыбе, мясе, 
а также в сое, бобах, горохе и др. растениях. 
Проектируется на экран таблица, отражающая 
содержание белков (г) в 100 г некоторых 
продуктов; учащиеся выписывают в тетрадь 
биологии продукты, содержащие наибольшее 
количество белков.
Хлеб пшеничный 1 сорт  | 
  7,6 г  | 
  Сахар-рафинад  | 
  –  | 
Батоны  | 
  7,9 г  | 
  Масло сливочное  | 
  0,6 г  | 
Сдоба  | 
  7,6 г  | 
  Молоко  | 
  2,8 г  | 
Пирожное (с фруктовой начинкой)  | 
  5,1 г  | 
  Сыр  | 
  25,3 г  | 
Гречневая крупа  | 
  12,6 г  | 
  Творог  | 
  18 г  | 
Манка  | 
  11,3 г  | 
  Мороженое  | 
  3,2 г  | 
Рис  | 
  7 г  | 
  Яйцо куриное  | 
  12,7 г  | 
Макароны  | 
  10,4 г  | 
  Говядина  | 
  18,9 г  | 
Орехи (фундук)  | 
  16,1 г  | 
  Куры  | 
  18,2 г  | 
Икра зернистая  | 
  27,2 г  | 
  Свинина  | 
  15 г  | 
Горох, фасоль, соя  | 
  19,3 г и 34,9 г  | 
  Рыба копченая  | 
  26 г  | 
Далее учащимся предлагается решить задачу.
Известно, что для взрослого 
человека необходимо 1,5 г белка на 
1 кг массы тела в день. Зная свою 
массу, определите суточную норму потребления 
белка для своего организма. 
Запишите в тетради по биологии свою суточную 
потребность в белке и учтите, что около 
60% потребляемых белков должно быть животного 
происхождения, так как не все белки равноценны. 
Наиболее питательны белки молока, яиц, 
наименее питательны белки сухожилий, 
волос, роговицы глаз. Другими словами: 
иного белка достаточно 50г, а другого и 
200г не хватит.
Учитель химии говорит о применении и проблеме 
синтеза белков. Шерсть, кожу и натуральный 
шелк применяют для изготовления одежды. 
Многие белки обладают токсичными свойствами 
(яды змей, холерный, дифтерийный и столбнячный  
токсины), поэтому они важны для медицинских 
целей. 
Но главное белки составляют важнейшую 
и незаменимую часть пищи человека. В наше 
время 10-15% населения Земли голодают, а 
40% получают неполноценную пищу с недостаточным 
содержанием белка. Поэтому человечество 
вынуждено искусственными путями производить 
белок наиболее дефицитный продукт на 
Земле. 
Синтез белков в лабораторных условиях 
очень сложен. Можно привести такой пример. 
Первый белок, у которого расшифровали 
первичную структуру (в 1954) , был инсулин. 
Для этого потребовалось почти 10 лет. Молекула 
инсулина состоит из двух цепочек. Одна 
из них содержит 21, а другая 30 аминокислотных 
остатков. Для получения одной цепочки 
потребовалось провести 89 реакций, а для 
получения другой 138. а в живых организмах 
процесс синтеза белка происходит мгновенно.
Задачу синтеза белка в лаборатории решают тремя способами:
В нашей стране из углеводородного 
сырья изготавливают белково-витаминный 
концентрат. В качестве заменителя белка 
перспективно также промышленное производство 
незаменимых аминокислот. 
Широкие исследования в области создания 
микробиологической промышленности по 
производству искусственных пищевых продуктов 
принадлежат известному русскому ученому 
А.Н.Несмеянову. Его работу продолжают 
другие ученые. 
Сейчас разработаны пути получения более 
120 видов искусственных мясных и рыбных 
продуктов. То есть осуществляется проблема 
биохимического и синтетического получения 
пищи. 
В качестве закрепления знаний проводится 
тестирование на компьютерах.
III. Закрепление материала
Тест
1) Первичная структура белка поддерживается за счет связей:
а) сложноэфирных; 
б) ионных; 
в) пептидных; 
г) водородных.
2) Аминокислоты – мономеры:
а) углеводов; 
б) жиров; 
в) аминов; 
г) белков.
3) Белки подвергаются реакции:
а) денатурации; 
б) полимеризации; 
в) гидрирования; 
г) поликонденсации.
4) Процесс восстановления структуры белковой молекулы называют:
а) гидролизом; 
б) денатурацией; 
в) ренатурацией; 
г) полимеризацией.
5) Биологическую активность белка определяют:
а) радикалы; 
б) полипептид; 
в) химические связи; 
г) полимер.
6) При денатурации не 
происходит разрушение 
а) первичной;  
б) вторичной; 
в) третичной; 
г) четвертичной.
7) Какие вещества выполняют 
в живых организмах 
а) вода;  
б) белки; 
в) кислоты; 
г) соли.
8) За 70 лет жизни белков 
происходит около 2000 раз. Определить 
сколько раз произойдёт 
а) 20; 
б) 60; 
в) 50; 
г) 40.
9) Где применяют белки?
а) в медицине;  
б) для отделки тканей; 
в) в строительстве; 
г) в химической промышленности.
10) Среди указанных групп 
атомов не является 
а) (–NH2); 
б) (–R); 
в) (–COOH); 
г) (–OH).
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок
Подведя итог урока, учитель повторяет, что понятие «Жизнь» и «Белок» неразрывно связаны, напоминает: чтобы ответить на вопрос «Что такое жизнь?», надо знать, что такое белки. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением этого может стать высказывание Гёте: «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог существовать, если бы был так просто устроен».
V. Домашнее задание: биология § 3.2.1 с. 90-99; химия § 40.4 с.139-145, №3 с.145.
План внеклассной работы учителя биологии Лысой Н.А.
НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ С 10 ПО 17 МАРТА 2013 Г.
Информация об училище
Мытищинское медицинское училище было образовано в 1990 году. Реализует программы среднего специального образования по направлению «Сестринское дело», квалификация «медицинская сестра»/ «медицинский брат», а также по направлению «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер». Прием ведется на базе 9 и 11 классов, срок обучения 3 года 10 месяцев и 2 года 10 месяцев соответственно. Обучение ведется по очной форме, действует отсрочка от призыва в армию. По окончании выдается государственный диплом установленного образца. Училище имеет государственную аккредитацию и лицензию на ведение образовательной деятельности по указанным направлениям.
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии