Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
а) к небольшому количеству
белка прилейте немного гидроксида
натрия и по каплям добавьте раствор
сульфата меди (II) –биуретовая реакция для
распознавания пептидных групп;
б) к раствору белка прилейте раствор азотной
кислоты, осторожно нагрейте – ксантопротеиновая
реакция (доказывающая, что в состав
белка входят остатки ароматических аминокислот).
Учащиеся записывают основные свойства
белков в тетрадь по химии:
а) белок + NaOH + CuSO4 ––>
красно-фиолетовое окрашивание
б) белок + HNO3 ––> желтое окрашивание
Учитель биологии переходит к рассмотрению функций
белков в организме человека. Перед учащимися
ставится познавательная задача: известно,
что белки – неотъемлемая часть пищи животных
и человека. Почему же при исключении из
рациона белкового компонента, но при
достаточной калорийности пищи у живых
организмов наблюдается патологические
явления: остановка роста, изменение состава
крови и т.д.? С чем это связано?
Оказывается, что белки выполняют многочисленные функции в
организме:
1. Каталитическая: в каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических реакций, в ходе которых идут распад и окисление поступающих извне питательных веществ. Клетка использует энергию, полученную вследствие окисления данных веществ, продукты их расщепления служат для синтеза необходимых клетке органических веществ. Быстрое протекание таких биохимических реакций обеспечивают биокатализаторы – ферменты. Известно более 2 тысяч ферментов, каждая молекула которых способна осуществлять от тысяч до миллионов операций в минуту. В ходе этих реакций ферментный белок не расходуется. Он соединяется с реагирующими веществами, ускоряет их превращение и выходит из реакции неизмененным.
2. Строительная: из белков состоят мембраны клеток и клеточных органоидов. У высших животных из белков состоят стенки кровеносных сосудов, сухожилия, хрящи. Из устойчивого и твердого белка кератина состоят образования, используемые животными для защиты – рога, копыта, панцири, когти, перья, шерсть (слайд «КМ-школа»).
3. Энергетическая: при распаде 1 г белка выделяется 17,6кДж энергии, однако белки используются с целью получения энергии только тогда, когда истощаются другие источники (слайд «КМ-школа»).
4. Регуляторная: известно, что в живых организмах производятся специальные регуляторы физиологических процессов – гормоны. Часть гормонов являются белками. Гормоны образуются в особых клетках гипоталамуса, в гипофизе (например, гормон роста), в специальных клетках поджелудочной железы (например, инсулин). Гормоны выполняют важную роль в организме, управляя активностью ферментов. Так, инсулин активизирует в клетках печени фермент, синтезирующий из глюкозы гликоген. Если не хватает инсулина, то глюкоза накапливается в крови в избытке, так как клетки не могут ее захватить. Именно в этом причина развития сахарного диабета (слайд «КМ-школа»).
5. Транспортная: в крови, в наружных клеточных мембранах, в цитоплазме и ядрах клетки имеются различные транспортные белки, которые обеспечивают активный и строго избирательный транспорт веществ. В крови белки – транспортеры «узнают», связывают определенные белки – гормоны, витамины, микроэлементы и несут их к определенным клеткам. Белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его ко всем тканям и органам тела (слайд «КМ-школа»).
6. Двигательная: все виды движения живых организмов, в том числе сокращение мышц, мерцание ресничек, движение жгутиков, листьев у растений, выполняют особые сократительные белки. В работе мышц человека главную роль играют актин и миозин.
7. Защитная: специальные белки – иммуноглобулины - выполняют роль антител по отношению к чужеродным белкам (антигенам). Они связывают и выводят антигены из организма, препятствуют размножению бактерий и вирусов, нейтрализуют выделяемые ими токсины (яды). Например, в лимфатических узлах образуются лимфоциты – клетки, синтезирующие антитела. Таким образом, у человека и животных одна из главных систем – это иммунная система.
8. Сигнальная: в поверхностную мембрану клетки встроены молекулы белков, способные менять свою третичную структуру в ответ на действие факторов внешней среды. Так происходит прием сигналов из внешней среды и передача команд в клетку.
По мере рассмотрения каждой функции, учащиеся записывают в тетрадь функции белков.
Далее учитель биологии обращает
внимание учащихся на то, что в ходе эволюции
появилось 1010-1012 различных
белков, встречающихся примерно у 1,2 млн.
видов живых организмов – от вирусов до
человека.
Если в кишечной палочке их 3000, то в организме
человека более 5 млн. То есть значение
белков очень велико.
Учитель химии рассматривает превращение
белков в организме.
Гидролиз белка – это разрушение первичной
структуры белковой молекулы. В лаборатории
этот процесс проводят в присутствии кислот
и щелочей при нагревании, в организме
он происходит под действием ферментов.
Белки – основа продуктов питания. Биологическая
ценность белков зависит от содержания
незаменимых аминокислот. Из 20 аминокислот,
входящих в состав белков, 9 являются незаменимыми,
то есть они не образуются в организме
и должны обязательно поступать с пищей.
Недостаток белков или нарушение процессов
их усвоения (переваривание и всасывание)
приводят к заболеваниям внутренних органов,
болезням крови и ослаблению иммунитета.
Как происходит гидролиз белка в организме?
Аминокислоты расходуются на синтез белка (увеличение белковой массы, рост, обновление организма) и нуклеиновых кислот, часть аминокислот в процессе жизнедеятельности распадается.
Учитель биологии говорит о продуктах питания,
содержащих белок.
Уже говорилось о необходимости незаменимых
аминокислот для организма человека. Их
человек получает в готовом виде с растительной
и животной пищей. Такие аминокислоты
содержатся в белках молочных продуктов
(молоко, сыр, творог), в яйцах, рыбе, мясе,
а также в сое, бобах, горохе и др. растениях.
Проектируется на экран таблица, отражающая
содержание белков (г) в 100 г некоторых
продуктов; учащиеся выписывают в тетрадь
биологии продукты, содержащие наибольшее
количество белков.
Хлеб пшеничный 1 сорт |
7,6 г |
Сахар-рафинад |
– |
Батоны |
7,9 г |
Масло сливочное |
0,6 г |
Сдоба |
7,6 г |
Молоко |
2,8 г |
Пирожное (с фруктовой начинкой) |
5,1 г |
Сыр |
25,3 г |
Гречневая крупа |
12,6 г |
Творог |
18 г |
Манка |
11,3 г |
Мороженое |
3,2 г |
Рис |
7 г |
Яйцо куриное |
12,7 г |
Макароны |
10,4 г |
Говядина |
18,9 г |
Орехи (фундук) |
16,1 г |
Куры |
18,2 г |
Икра зернистая |
27,2 г |
Свинина |
15 г |
Горох, фасоль, соя |
19,3 г и 34,9 г |
Рыба копченая |
26 г |
Далее учащимся предлагается решить задачу.
Известно, что для взрослого
человека необходимо 1,5 г белка на
1 кг массы тела в день. Зная свою
массу, определите суточную норму потребления
белка для своего организма.
Запишите в тетради по биологии свою суточную
потребность в белке и учтите, что около
60% потребляемых белков должно быть животного
происхождения, так как не все белки равноценны.
Наиболее питательны белки молока, яиц,
наименее питательны белки сухожилий,
волос, роговицы глаз. Другими словами:
иного белка достаточно 50г, а другого и
200г не хватит.
Учитель химии говорит о применении и проблеме
синтеза белков. Шерсть, кожу и натуральный
шелк применяют для изготовления одежды.
Многие белки обладают токсичными свойствами
(яды змей, холерный, дифтерийный и столбнячный
токсины), поэтому они важны для медицинских
целей.
Но главное белки составляют важнейшую
и незаменимую часть пищи человека. В наше
время 10-15% населения Земли голодают, а
40% получают неполноценную пищу с недостаточным
содержанием белка. Поэтому человечество
вынуждено искусственными путями производить
белок наиболее дефицитный продукт на
Земле.
Синтез белков в лабораторных условиях
очень сложен. Можно привести такой пример.
Первый белок, у которого расшифровали
первичную структуру (в 1954) , был инсулин.
Для этого потребовалось почти 10 лет. Молекула
инсулина состоит из двух цепочек. Одна
из них содержит 21, а другая 30 аминокислотных
остатков. Для получения одной цепочки
потребовалось провести 89 реакций, а для
получения другой 138. а в живых организмах
процесс синтеза белка происходит мгновенно.
Задачу синтеза белка в лаборатории решают тремя способами:
В нашей стране из углеводородного
сырья изготавливают белково-витаминный
концентрат. В качестве заменителя белка
перспективно также промышленное производство
незаменимых аминокислот.
Широкие исследования в области создания
микробиологической промышленности по
производству искусственных пищевых продуктов
принадлежат известному русскому ученому
А.Н.Несмеянову. Его работу продолжают
другие ученые.
Сейчас разработаны пути получения более
120 видов искусственных мясных и рыбных
продуктов. То есть осуществляется проблема
биохимического и синтетического получения
пищи.
В качестве закрепления знаний проводится
тестирование на компьютерах.
III. Закрепление материала
Тест
1) Первичная структура белка поддерживается за счет связей:
а) сложноэфирных;
б) ионных;
в) пептидных;
г) водородных.
2) Аминокислоты – мономеры:
а) углеводов;
б) жиров;
в) аминов;
г) белков.
3) Белки подвергаются реакции:
а) денатурации;
б) полимеризации;
в) гидрирования;
г) поликонденсации.
4) Процесс восстановления структуры белковой молекулы называют:
а) гидролизом;
б) денатурацией;
в) ренатурацией;
г) полимеризацией.
5) Биологическую активность белка определяют:
а) радикалы;
б) полипептид;
в) химические связи;
г) полимер.
6) При денатурации не
происходит разрушение
а) первичной;
б) вторичной;
в) третичной;
г) четвертичной.
7) Какие вещества выполняют
в живых организмах
а) вода;
б) белки;
в) кислоты;
г) соли.
8) За 70 лет жизни белков
происходит около 2000 раз. Определить
сколько раз произойдёт
а) 20;
б) 60;
в) 50;
г) 40.
9) Где применяют белки?
а) в медицине;
б) для отделки тканей;
в) в строительстве;
г) в химической промышленности.
10) Среди указанных групп
атомов не является
а) (–NH2);
б) (–R);
в) (–COOH);
г) (–OH).
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок
Подведя итог урока, учитель повторяет, что понятие «Жизнь» и «Белок» неразрывно связаны, напоминает: чтобы ответить на вопрос «Что такое жизнь?», надо знать, что такое белки. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением этого может стать высказывание Гёте: «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог существовать, если бы был так просто устроен».
V. Домашнее задание: биология § 3.2.1 с. 90-99; химия § 40.4 с.139-145, №3 с.145.
План внеклассной работы учителя биологии Лысой Н.А.
НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ С 10 ПО 17 МАРТА 2013 Г.
Информация об училище
Мытищинское медицинское училище было образовано в 1990 году. Реализует программы среднего специального образования по направлению «Сестринское дело», квалификация «медицинская сестра»/ «медицинский брат», а также по направлению «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер». Прием ведется на базе 9 и 11 классов, срок обучения 3 года 10 месяцев и 2 года 10 месяцев соответственно. Обучение ведется по очной форме, действует отсрочка от призыва в армию. По окончании выдается государственный диплом установленного образца. Училище имеет государственную аккредитацию и лицензию на ведение образовательной деятельности по указанным направлениям.
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии