Детский творческий коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является повышение социальной активности школьников.
В связи с этим ставятся следующие задачи:

- определить сущность детского творческого коллектива, выявить

закономерности его развития;

- Установить педагогические возможности детского творческого коллектива в развитии личности ребенка;

- Рассмотреть социально-культурное функционирование детского коллектива;

- Изучить роль руководителя детского творческого коллектива;

Содержание работы

Введение
…………………………………………………….

Глава 1.
Детский творческий коллектив.

1.1
Детский творческий коллектив: понятие, сущность, закономерности развития.

1.2
Роль детского коллектива в творческом развитии личности.

Глава 2.

2.1
Роль руководителя детского творческого коллектива.

2.2

Заключение.
……………………………………………………..

Использованная литература
……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры и духовного развития РС (Я)

ГБОУ СПО «Якутский колледж культуры и искусств»

«Этнохудожественное творчество»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Детский творческий коллектив»

 

 

Выполнила: студентка 4-го курса

ЭХТ Сергеева Елена Сергеевна

Проверила: преподаватель

 А.Н.Васильева

 

 

 

 

Якутск, 2014

 

Оглавление:

Введение

…………………………………………………….

 

Глава 1.

Детский творческий коллектив.

 

1.1

Детский творческий коллектив: понятие, сущность, закономерности развития.       

 

1.2

 Роль детского коллектива  в творческом развитии личности.

 

Глава 2.

   

2.1

Роль руководителя детского творческого коллектива.

 

2.2

   

Заключение.

……………………………………………………..

 

Использованная литература

……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность. Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском творческом коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса. Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни. У ребенка постепенно формируется его противоречивый сложнейший внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Большую роль в развитии личности играет именно эмоциональное развитие, которое формируется в результате не только воспитания, отношений с окружающими, но и по средствам детского творчества в детском творческом коллективе.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

 

Основной целью данной работы является повышение социальной активности школьников.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

 
- определить сущность  детского творческого коллектива, выявить 
 
закономерности его развития; 
 
- Установить педагогические возможности детского творческого коллектива в развитии личности ребенка; 
 
- Рассмотреть социально-культурное функционирование детского коллектива; 
 
- Изучить роль руководителя детского творческого коллектива;

 

- развитие творческих способностей, умений и навыков;

Объект исследования – Детский творческий коллектив

Предмет исследования –

Практическая значимость.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Детский творческий коллектив.

    1. Детский творческий коллектив: понятие, сущность, закономерности развития.     

        С  начала 20-х гг. проблема коллектива  считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной  жизни изучались и в рамках  других наук. С начала 60-х гг. интерес  к коллективу в силу изменившихся  социально – политических условий  проявился со стороны всех  общественных наук. Философия исследует  коллектив как социальную общность  людей в его отношении к  личности, закономерности и тенденции  соотношения личного и общественного  интереса и их учет в управлении  развитием общества. Социальная  психология интересуется закономерностями  коллективообразования, взаимоотношениями  коллектива и личности на психологическом  уровне, структурой и становлением  системы деловых и личных интерперсональных  связей и отношений. Социологи  изучают коллектив как социальную  систему в целом и как систему  более низкого порядка по отношению  к системе более высокого уровня, т.е. к обществу [Общая педагогика, с. 101].

Любой коллектив и коллективная деятельность в жизни ребенка играют огромную роль в индивидуальном развитии личности, его общении с окружающим миром. Поэтому проблема воспитания, развития личности в настоящее время приобретает, как никогда, большую остроту и важность. Коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива. Есть и такое определение коллектива - группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.[]

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей.

Коллектив – (от лат.collectivus - собирательный ), социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и  общения[пед.энц.словарь, с. 122]. 

 

 

Большое исследование по развитию детского творчества, в какой бы области оно ни проводилось, были направлены на установление связи между творческими процессами и развитием интеллектуальных способностей ребенка.

Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению. Творчество ребенка – это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Ценность детского творчества заключается не столько в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности[Урсегова, стр. 73] 

Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области), и  восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества»[Ильин.Е.П, с. 6].

 «Условные группы – группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы – группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы – группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы – группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.»[Крысько В.Г, с.174].

Наивысшая стадия развития группы – коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность»[Современная психология, с.526].   По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров:  «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками  выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» [Уманский Л.И, с.73-74].

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры,  так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.[Крысько В.Г, с.183]. Все совокупности связей, складывающиеся в группе  между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива»[Современная психология, с.525]. Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура  группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния»[Современная психология, с.526].

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции»[Ицхак К.А, с.526]. Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в  реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно,  необходимо учитывать:

- психологические  явления, связанные с индивидуальностью  человека;

- явления коммуникации  и взаимодействия в парах;

- взаимодействия  внутри малых (до 20 человек) группах  и взаимодействия групп  друг с другом. Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». Признаки коллективов самодеятельного творчества: добровольность деятельности субъекта; духовная мотивация; изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей; собственная активность и инициативность состава; совместная деятельность.        

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.        

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.        

Психолого-педагогическое руководство межличностным общением в художественных коллективах.        

Использование современных средств и технологий в художественно-образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль детского коллектива в творческом развитии личности.

 

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Информация о работе Детский творческий коллектив