Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа
Основной целью данной работы является повышение социальной активности школьников.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- определить сущность детского творческого коллектива, выявить
закономерности его развития;
- Установить педагогические возможности детского творческого коллектива в развитии личности ребенка;
- Рассмотреть социально-культурное функционирование детского коллектива;
- Изучить роль руководителя детского творческого коллектива;
Введение
…………………………………………………….
Глава 1.
Детский творческий коллектив.
1.1
Детский творческий коллектив: понятие, сущность, закономерности развития.
1.2
Роль детского коллектива в творческом развитии личности.
Глава 2.
2.1
Роль руководителя детского творческого коллектива.
2.2
Заключение.
……………………………………………………..
Использованная литература
……………………………………………………..
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.[1,41]
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Можно выделить три такие фазы.
1. Адаптация — активное
усвоение действующих в
3. Интеграция — складывающиеся
у индивида новообразования, которые
отвечают необходимости и потребности
группового развития и собственным потребностям
индивида осуществить значимый "вклад"
в жизнь группы. Индивид начинает трансформировать
групповые взаимодействия.
Коллектив не самоцель педагогических
усилий. Он формируется воспитателем для
создания оптимальной среды (воспитательного
пространства) как инструмент и помощник
в формировании личности воспитанников.
3арождается, крепнет и развивается детский
коллектив только в процессе совместной
целеустремленной практической просоциальной
деятельности, полезной для коллектива,
каждого его члена, для других людей.
Технологические правила
организации коллективной деятельности:
- Гуманистическая,
просоциальная, субъективно личностно
значимая для каждого члена коллектива
цель организуемой деятельности.
- Предпочтение коллективным
и групповым видам деятельности.
- Активное участие
каждого.
- Технологическая
организованность (время, место, объем
действий, порядок их выполнения, оснащенность).
- Сочетание традиционности
и вариативности в содержании и формах.
- Организация сменных
отношений взаимной зависимости и взаимного
подчинения в групповой деятельности.
- Ориентация на успех
и позитивную оценку деятельности каждого
члена коллектива.
В процессе формирования
детского коллектива педагог использует
разнообразные методы и средства, направленные
на стимулирование деятельности всех
его членов и его сплачивание. Это прежде
всего система требований. Предъявление
требований к ученикам должно иметь форму
убедительного разъяснения задач, правил,
норм совместной жизнедеятельности. Воспитание
ученического актива происходит с помощью
консультирования, психологической поддержки,
обмена опытом, организации и контроля.
Цели, раскрывающие перспективы развития
и жизни детского коллектива, ставятся
четко и увлекательно. А. С. Макаренко называл
это системой перспективных линий, организацией
завтрашней радости - постановка близких,
средних и далеких целей.
В практике педагогического
управления детским коллективом необходимо
соблюдать следующие важные правила:
Разумно сочетать педагогическое
руководство с естественным стремлением
детей к самостоятельности, независимости,
желанием проявить свою инициативу и самодеятельность.
Не подавлять, а умело направлять активность
ребят, не командовать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за ответной
реакцией детей. При отрицательном восприятии
надо немедленно изменить тактику, искать
другие пути. Необходимо добиваться, чтобы
цели, задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребята, и к этому их надо готовить.
Выбирать посильные цели, видимые и понятные
каждому члену детского коллектива.
Коллектив – динамическая
система, он постоянно изменяется, развивается,
крепнет. Поэтому педагогическое руководство
им также не может оставаться неизменным.
Начиная, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии, руководитель
по мере развития коллектива постепенно
меняет тактику управления, развивает
начала демократии, самоуправление, общественное
мнение и на высших стадиях коллектива
вступает в отношения сотрудничества
с детьми.
Высокой эффективности
руководитель детского творческого коллектива
добивается лишь тогда, когда включает
коллектив в общественную жизнь общества,
сотрудничает с другими коллективами,
поддерживает тесную и постоянную связь
с семьей. Организация и координация воспитательных
влияний – важнейшая обязанность руководителя
детского творческого коллектива. Показатель
правильного руководства – наличие в
коллективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни коллектива. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование необходимых
качеств: пережить все ситуации каждый
ребенок не может, опыт товарища, коллективное
мнение должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного поведения,
при этом полнее раскрываются творческие
способности ребенка.[]
Глава 2.
Методы художественного обучения:
- показ, демонстрация;
- повторение, упражнение;
- самостоятельная работа;
- объяснение и описание.
Система форм работы коллектива (урок, репетиции, концерты, беседы, творческие встречи, вечера отдыха и др.).
Заключение:
Использованная литература:
Информанты: