Детское движение в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских и юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы мы поставили следующие задачи:
1. раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации;
2. показать содержание деятельности позитивно и негативно и нейтрально направленных детских и юношеских организаций;
3. раскрыть варианты современного детского движения
6. разработать методические рекомендации по успешному взаимодействию учителя с детскими и юношескими общественными организациями .

Содержание работы

Введение
.Теоретические основы организации детских и юношеских сообществ
1. Детские общественные объединения: понятия сущность
2. Варианты современного детского движения
3.Детские и юношеские организации разной направленности:
-Позитивная направленность
-Негативная направленность
-Нейтральная направленность
4.Заключение
5.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Новосибирский государственный педагогический университет.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Глазовский государственный институт

им. В.Г.Короленко

Факультет Социальных Коммуникаций и Филлалогии

 

 

Кафедра педагогики

 

 
 
 
 
 
 
Курсовая работа

На тему: Детское движение в РФ на современном этапе.

 

Выполнила студентка 235 группы:

Пантелеева Елена

Научный руководитель: Александрова Ирина Николаевна

 

 

 

 

Глазов 2014

 

Содержание

 

Введение

.Теоретические основы организации  детских и юношеских сообществ

1. Детские общественные объединения: понятия сущность

2. Варианты современного детского движения

3.Детские и юношеские организации разной направленности:

-Позитивная направленность

-Негативная направленность

-Нейтральная направленность

4.Заключение

5.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать научное обеспечение, осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение.

В 90-е годы XX века предпринимались попытки осмысления воспитательного опыта различных видов, структур отечественного детского движения. Однако детская общественная организация, как особый объект и субъект воспитательного пространства, не являлась предметом специального исследования. Особая значимость такого исследования заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать педагогическую концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе социального воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях.

Исторический опыт мирового и отечественного детского движения представлен в трудах отечественных ученых: Н.Ф. Басова, М.В.Богуславского, И.Г. Гордина, Ф.Ф. Королева, М.В.Крупениной, В.А. Кудинова, Ю.В. Кудряшова, В.В. Лебединского, В.Г.Яковлева и др.

В педагогической науке представлены работы исследователей пионерского движения Г.М. Иващенко, К.Д. Радиной, Г.С. Соколовой, Э.С. Соколовой, З.А. Ходоровской, Б.Е. Ширвиндта, А.П.Шпоны, в частности, изучались вопросы развития познавательной активности, стимулирования трудовой активности пионеров, общественно-политического воспитания юных ленинцев. К недостаткам исследований этого периода относятся функционализм, гипертрофированное вычленение одной стороны деятельности пионеров.

Несмотря на то, что на современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов, сегодня крайне мало исследований, посвященных проблемам организации детских общественных объединений, что и определило актуальность исследования.

Объект исследования: общественные организации в России, предметом - детские и юношеские общественные организации.

Целью работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских и юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы мы поставили следующие задачи:

1. раскрыть сущность и содержание  понятий: детские и юношеские  общественные организации;

2. показать содержание деятельности  позитивно и негативно и нейтрально направленных детских и юношеских организаций;

3. раскрыть варианты современного детского движения

6. разработать методические рекомендации  по успешному взаимодействию  учителя с детскими и юношескими общественными организациями .

 

 

 

 

 

.1 Детские общественные объединения: понятия, сущность

 

Проблемы детских объединение исследовались такими теретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

 С точки зрения социологии  детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) [8].

Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта [11].

В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников [2].

Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы [2].

Таким образом, детское движение (объединение, организация) - это:

объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

одна из форм социальной активности детей и подростков;

способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира[11].

Общественным считается детское объединение, которое[6]:

создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

осуществляет социально-творческую деятельность;

не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией[10].

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций - добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями[8]. Детские и молодежные организации могут:

создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

создавать органы детского самоуправления;

организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

развивать правовую культуру личности;

осуществлять профилактику асоциального поведения.

Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов[13].

Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей[11].

Детские и молодежные объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности[20].

Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни [16].

Детским объединениям присущи следующие основные функции [11]:

развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

масштабов и уровней;

целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

организационных структур, их внешнего оформления.

Таким образом сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

 

3. Варианты современного детского движения

Виды детских общественных объединений определяются исходя из целевых установок их участников и степени влияния детских объединений на ближайшее социальное окружение:

Организация - объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников[8]. Они могут быть международными, профильными, национальными и т. д. Количество членов - более 7 человек.

Информация о работе Детское движение в РФ на современном этапе