Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:23, курсовая работа
За последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать, поэтому эта тема является очень актуальной в настоящее время. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
2.1. Диагностика детско-
Для исследования детско-родительских отношений нами было использовано несколько методик. Первая методика - кинетический рисунок семьи.
В исследовании принимали участие учащиеся второго класса.
Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.
Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных детей». [Азаров 2011: 10]
Дается следующая инструкция:
«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».
Этот акцент на «делании» показывает изменения в отличии от «Рисуночного теста семьи» Халса [Азаров 2011: 12].
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением.
Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. [Обухова 2012: 37]
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике [Раттер 2011: 133].
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №1
Таблица 1.
Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых
Элемент в рисунке |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
Интерпретация |
Отсутствие ребенка |
10% |
30% |
Чувство отверженности в семье |
Отсутствие родственников: матери отца сестры брата бабушки дедушки |
― 10%
30% 70% 100% 100% |
20% 80%
70% 50% 80% 80% |
Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка |
Присутствие отца |
80% |
10% |
Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной |
Присутствие животных |
20% |
10% |
Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле |
Линия основы (земля) |
20% |
10% |
Незащищенность |
Деревья (ветви вверх) |
30% |
10% |
Жизненная энергия, энтузиазм |
Название рисунка |
20% |
― |
Экстраверсия, потребность в общении |
Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями |
10% |
30% |
Серьезные нарушения внутрисемейных контактов |
Отсутствие ног |
10% |
20% |
Робость, замкнутость |
Глаза без зрачков |
10% |
20% |
Импульсивность |
Отсутствие лица |
10% |
10% |
Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность) |
Острые ногти, рога |
10% |
30% |
Агрессия |
Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково |
20% |
10% |
Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье |
. Штриховка |
10% |
30% |
Тревожность |
Расположение рисунка:
- вверху
- внизу |
30% 20% |
10% 40% |
Высокая самооценка
Низкая самооценка |
Рисунок уменьшен |
10% |
20% |
Низкая самооценка, депрессия |
Стирание |
10% |
20% |
Эмоциональная напряженность |
Схематическое изображение |
20% |
10% |
Отсутствие эмоциональной привязанности в семье |
Следующая методика, направлена на выявление тревожности у детей,- «Несуществующее животное».
В исследовании принимали участие 20 учащихся младшего школьного возраста.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности детей является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.
Следует обратить внимание на характер линий рисунка: жирная с нажимом - это тревожность. Особенно следует обратить внимание на резко подавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность [Рогов 2006: 143].
Инструкция:
"Вам предлагается придумать
и нарисовать несуществующее
животное, то есть такое, которое
никогда и нигде ранее не
существовало и не существует
(нельзя использовать героев
При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Показатели и интерпретация:
1.Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
2.Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
3.Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
4.Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
5.Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты
Информация о работе Детско-родительские отношения в неполных семьях