Деятельность социального педагога по работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:36, лекция

Описание работы

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже:
39

Файлы: 1 файл

Деятельность социального педагога по работе с семьей.docx

— 22.69 Кб (Скачать файл)

 

 Деятельность  социального педагога по работе с  семьей.

Объектом воздействия  социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены  семьи и сама семья, в целом, как  коллектив.

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже:

39

Рассмотрим последовательно  каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам  в воспитании относятся: недостаточное  представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны  всех членов семьи; слепая любовь к  ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные  учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний  и др.

Поэтому деятельность социального  педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей  по следующему кругу вопросов:

- педагогическая и социально-психологическая  подготовка родителей к воспитанию  будущих детей;

- роль родителей в формировании  у детей адекватного поведения  в отношении к сверстникам;

- значение личного примера  и авторитета родителей в воспитании  детей, атрибуты роли отца и  матери, отношений между детьми;

- взаимоотношения различных  поколений в семье, методы педагогического  воздействия на детей, формирования  позитивных отношений между детьми  и взрослыми;

- воспитание детей в  семье с учетом пола и возраста;

- социально-психологические  проблемы воспитания «трудных»  подростков, проблемы отрицательного  влияния безнадзорности и беспризорности  на психику ребенка;

- сущность самовоспитания  и его организации, роль семьи  в руководстве процессом самовоспитания  детей и подростков;

- поощрение и наказание  в воспитании детей в семье;

- наиболее распространенные  ошибки родителей в воспитании  детей;

- особенности воспитания  детей с отклонениями в физическом  и психическом развитии;

- трудовое воспитание  в семье, помощь ребенку в  выборе профессии, проблемы выявления  и развития профессиональных  склонностей и задатков детей;

- организация режима труда,  учебы, отдыха и досуга детей  в семье;

- подготовка детей дошкольного  возраста к занятиям в школе;

- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание  детей;

- развитие представлений  об общении в детском возрасте;

- причины и последствия  детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей  в имеющейся детской патологии,  связь здоровья детей с асоциальными  пристрастиями их родителей.

Наряду с передачей  родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще  и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить  быт семьи и повысить ее социальный статус.

Социальными умениями, приобретенными в процессе практических занятий, могут  быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего  хозяйства, навыки домоводства, правильного  питания детей разных возрастов, навыки в области санитарии и  гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами  семьи, адекватного социального  реагирования на проблемные ситуации и др.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется  воспитательная функция, являются сферы  родительского долга, любви и  интереса.

Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб  другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы долга  раскрывается через ответственность  взрослых и детей за характер жизни  и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует  оказать помощь в формировании нравственного  сознания детей и родителей через  бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается  со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный  коллектив на основе совместной увлекательной  деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой добросовестной работе до совместного семейного интереса к активному отдыху: к труду на приусадебном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т. д. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений  внутрисемейной любви, которая придает  семье черты индивидуальности, формирует  в ребенке тонкие человеческие чувства  и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается  ребенком и формирует его эмоционально-волевые  отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь - это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении  и взаимодействии между собой  позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.

Социальному педагогу при  оказании помощи семье необходимо разобрать  с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Известно, что методы семейного  воспитания можно разделить на две  группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в  себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог  должен показать родителям, через какие  приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в  доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов  составляют методы педагогического  и психологического воздействия  воспитателя на личность ребенка  в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут  пользоваться родители, если у ребенка  возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод  обращения к чувству, метод обращения  к воле и поступку. Социальный педагог  также должен показать, через какие  приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно  через пример, разъяснение, возбуждение  психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через  обращение к совести, чувству  справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и  брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и  приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена  в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для  всех членов семьи.

Существующие проблемы в  семье могут быть связаны с  неправильно выбранными тактиками  семейного воспитания, тогда социальный педагог помогает осознать особенности  таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку  семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может  осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме  того, эту работу могут выполнять  психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения  семьи с обществом; психолог посредством  психологических тестов и других методик выявляет те психические  изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения  в семье, чтобы все необходимые  меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье  поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого  достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция  вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений  между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют  друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут  быть:

- передача ребенка на  воспитание в приемную семью.  В идеале социальный педагог  должен провести обследование  этой семьи, психологического  климата в ней. После того, как  принято решение о передаче  ребенка, необходимо регулярно  патронировать эту семью, говорить  с ребенком, родителями, чтобы убедиться что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком. Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог кроме того, что он 
взаимодействует с приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;

- усыновление ребенка,  которое предполагает постоянный  уход нуждающимся детям. Оно  предоставляет усыновившим родителям  права, которыми обладали биологические  родители. Но кроме прав они  наделяются и обязанностями, выполнение  которых должен контролировать  социальный педагог;

- помещение детей в  приюты. Приют, в отличие от  детского дома, - место временного  пребывания, поэтому ребенок должен  находиться там ровно столько,  сколько необходимо для решения  его главных проблем. За этот  срок социальные педагоги обязаны  выяснить данные о месте прежнего  проживания ребенка, причины его  безнадзорности, осуществить розыск  родителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о  его нахождении в приюте, содействовать  коррекции взаимоотношений в  семье, содействовать возвращению  ребенка в семью, помочь в  трудоустройстве и решении материальных  и жилищных проблем.

Другой тип приютов - приют  для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома - «социальная  гостиница». Эти приюты предоставляют  место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.

Информация о работе Деятельность социального педагога по работе с семьей