Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Процесс взаимодействия педагога и родителей – один из важнейших в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного педагогического союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления ею.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………
1.1. Взаимодействие «педагога-родителя» как психолого-педагогическая проблема……………………
1.2. Диагностическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия «педагог-родитель».......................
ГЛАВА 2.
2.1.
2.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………..

Файлы: 1 файл

диагностика курсовая!!!!!!!!!!!!.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогическое  сопровождение процессов  взаимодействия «педагог-родитель» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………

    1.1. Взаимодействие «педагога-родителя» как психолого-педагогическая проблема……………………

    1.2. Диагностическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия «педагог-родитель»....................... 

    ГЛАВА 2.

    2.1.

    2.2. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 

    ПРИЛОЖЕНИЕ…………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

        Процесс взаимодействия педагога и родителей – один из важнейших в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного педагогического союза школы и семьи.

      Сложность задач, стоящих перед школой и  родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления ею.

      Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возникли интерес к процессу воспитания и уверенность в своих силах.

      Сам процесс взаимодействия может складываться по-разному. Выяснить, насколько эффективным  является процесс взаимодействия «педагог-родитель»  поможет диагностическое сопровождение.

      Целью написания данной работы является изучение диагностического сопровождения процессов взаимодействия «педагог-родитель».

      Исходя  из того, что тема данной работы посвящена  диагностике, следует дать определение этого понятия.

      Н.Е. Щуркова в книге «Классное  руководство: рабочие диагностики» определяет педагогические диагностики как «способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях» [26; с. 4].

      А.И. Кочетов выявляет сущность педагогической диагностики в «изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» [17; с. 7].

      В данной работе мы будем исходить из определения диагностики, данного Б.Т. Лихачевым в книге «Педагогика», потому что это определение лучше других соотносится с темой нашей работы. Автор определяет диагностику как «процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов» [10; с. 300].

      Тема  данной курсовой работы – «Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель» - на сегодняшний  день не изучена, что доказывает ее актуальность. Существует множество работ, касающихся взаимодействия школы и семьи, есть работы, посвященные педагогической диагностике, но диагностика самого процесса взаимодействия педагога и родителя в них не рассматривается.

      Проблемой нашего исследования является описание диагностики процесса взаимодействия «педагог-родитель».

      Объект  исследования   -  процесс взаимодействия «педагог-родитель».

      Предмет исследования – способы диагностики процесса взаимодействия «педагог-родитель».

      В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:

      - изучить взаимодействие «педагога-родителя» как психолого-педагогическую проблему;

      - описать диагностическое сопровождение  как условие эффективного взаимодействия  «педагог-родитель»;

      -

      -

      База  исследования – сш № 7 г. Бреста.

      Методы – беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение. 

      Важнейшими  источниками исследования являются: научная литература; педагогические журналы «Праблемы выхавання» и «Сацыяльна-педагагiчная работа».

      Курсовая  работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы: «Теоретическое основание диагностического сопровождения процессов взаимодействия» и «….», заключения, списка использованных источников (27 источников), приложения.

      Полный  объем курсовой работы составляет … страницу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1 

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

    1.1. Взаимодействие «педагога-родителя»  как психолого-педагогическая  проблема 

      Взаимодействие  является одной из философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под  влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие - начальная, исходная, родовая категория.

      Сущностная характеристика категории «взаимодействие» раскрыта в рабочих Л.П. Буевой, И.А. Зимней, Э.В. Ильенкова, М.С. Когана и др., которые связывают понимание человеческой деятельности и неразрывного с ней сознания с философским осмыслением понятий «взаимодействие», «отношение», «общение».

      Педагогическое  взаимодействие предполагает всемерную  поддержку детям, родителям, на что  обращают внимание в своих трудах                      А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский и др. [14; с. 25].

      Педагогическое  взаимодействие с педагогов с  родителями важно для:

      - выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;

      - правильного определения цели и задач воспитания как школой, так и родителями;

      - наиболее эффективной расстановки сил;

      - наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. - со стороны школьных учителей;

      - выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;

      - установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий      аспект) [14; с. 26].

      Н.И. Щуркова в книге «Классное  руководство» выделяет следующие этапы взаимодействия: 

      - информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника и т. п.;

      - педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая прежде всего касается отношения к ребенку (искусства любить ребенка), а затем режима его жизни и деятельности. Осуществляется это с позиции профессиональной необходимости;

      - практическая совместная работа детей и родителей, которая организуется педагогом [26; с. 15].

      Каждый ребёнок в своей жизни должен встретить взрослого человека, который поможет ему в тяжёлые моменты жизни, защитит, даст мудрый совет, отговорит от необдуманного поступка. Хорошо, когда этим человеком является отец или мать. Но, к сожалению, далеко не все родители справляются с этой ролью. И поэтому именно таким человеком для ребёнка должен стать педагог.

      Детей не надо воспитывать - с ними надо дружить. Если педагогу удастся стать для ребёнка старшим, опытным другом, то он лучше узнает и прочувствует его. Только другу ребёнок откроет душу и сердце. Только надёжному человеку он сможет довериться, поделиться горем и радостью, обратиться за помощью и советом.

      Философы  всех времён без устали подчёркивали роль семьи как основной ячейки общества. Вместе с тем семья - это зарождение и укрепление отношений между людьми, это тепло, уют, взаимопонимание, чуткость, любовь - всё то, что в наш стремительный век вытесняется потребительским отношением к человеку. В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, эту проблему можно решить только посредством укрепления семьи, так как она объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую активность [16; с. 48].

      От  поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Она вводит ребёнка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью.

      Семья заботится о здоровье ребёнка, об образовании, воспитании гражданина, развивает его задатки и способности. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребёнок учится оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду и выбирают профессию. Родители готовят их к самостоятельной семейной жизни, развивают уважение к добрым традициям семьи. Семья объединяет людей и закладывает основы человеческих отношений.

      Стремление  общества к объективно обусловленным переменам сопряжено с обострением существующих и появлением новых факторов социального неблагополучия, которые отражаются на судьбе и мироощущении самой незащищённой части общества - детях.

      Обоснованную  тревогу вызывает социальное положении семьи. Кризисные явления социального, материального и духовного порядка привели к внутренней разобщённости, конфликтам, нестабильности брачных отношений, падению авторитета родителей.

      В сложившихся условиях семья не выполняет  своих функций и нуждается  в профессиональной помощи. В связи  с этим возрастает роль школы как социального института в сохранении и усилении потенциала семьи.

      Учитывая  то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в  области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [24; с. 491].

      Таким образом, очевидно, что семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров:

      - социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

      - социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

      - технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

      - демографический определяется структурой семьи. Именно она играет решающую роль в эффективности развития ребёнка на том или ином возрастном этапе. Здесь его окружают близкие люди, каждый из которых влияет на становление его личности [23; с. 43].

Информация о работе Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель