Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Процесс взаимодействия педагога и родителей – один из важнейших в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного педагогического союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления ею.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………
1.1. Взаимодействие «педагога-родителя» как психолого-педагогическая проблема……………………
1.2. Диагностическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия «педагог-родитель».......................
ГЛАВА 2.
2.1.
2.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………..

Файлы: 1 файл

диагностика курсовая!!!!!!!!!!!!.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

      В школу ребёнок приходит с уже  сложившимися представлениями о том, что в семейной жизни хорошо, а что - плохо. Педагогу необходимо осмыслить и осознать семейный опыт ученика; определить степень соответствия его представлений принятому обществом семейному идеалу; избрать методы и пути коррекции детского воспитания в семье.

      Рассматривая  семью как важнейшее условие  обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо помнить, что существуют «нормальные» и «нарушенные» отношения между детьми и родителями, и именно они обуславливаются трудностями и успехами в развитии ребёнка; для благополучного развития ребёнка необходимо осознание родителями их собственных взаимоотношений и отношений с ним.

      Задачами  педагогического руководства семейным воспитанием являются:

      - оказание помощи родителям в  определении методов, приемов  воспитания своих детей, развития  у родителей и детей положительного  отношения к школе, учению, доверия  к учителю;

      - содействие укреплению родительского авторитета в семье и укреплению любви детей к родителям;

      - тактичное руководство самовоспитанием  родителей, развитие у них стремления  к самоусовершенствованию [15; с. 171].

      Взаимодействие  школы и семьи предполагает установление диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность, гармоничность и сохранение здоровья.

      Сотрудничество  школы с родителями проходит через ряд этапов. Педагогу следует:

      - становить доброжелательные отношения с родителями;

      - совместно вырабатывать единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к нему;

      - определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемлять его права и свободы;

      - выработать оптимальный для учащегося режим жизни и работы в школе и дома;

      - информировать родителей о процессе воспитания в классе, школе, продвижении в развитии ребёнка;

      - выявлять причины дезадаптации ребёнка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению;

      - организовывать педагогическое просвещение родителей;

      - организовывать коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка;

      - привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности;

      - анализировать отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

      Формами деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс являются: дни творчества детей и родителей; дни здоровья; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы школы; родительское общественное патрулирование; шефская помощь; участие родителей в работе Совета школы, комиссии содействия семье и школе.

      Общение педагогов и родителей проходит посредством:

      - организации родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клубов интересных и полезных встреч со специалистами, родительских университетов;

      - организации телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями, получить у них консультацию;

      - использования средств телекоммуникации и почты;

      - разработки домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместный исследовательский проект;

      - создания родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе;

      - проведения неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки         и т. д.);

      - изучения школьных газет;

      - уважительного общения с родителями, учитывая их культурную, религиозную, национальную и этническую принадлежность.

      Деятельность  педагогического коллектива по организации  работы с родителями:

      - Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

      - Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

      - Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и             родителей [23; с. 44].

      Определим содержание, формы и методы работы педагога с родителями:

      I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

      1.  Психолого-педагогический лекторий:

      -  психолого-педагогические проблемы адаптации ребёнка к школе (I, V класс);

      - развитие познавательных процессов (П-Ш классы);

      - трудности подросткового возраста (VI-VIII классы);

      -  формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);

      - ориентация на выбор профессии (VII- XI классы);

      - нравственные ценности старшеклассников (X-XI классы).

      2.  Конференция.

      3.  Открытые уроки и внеклассные  мероприятия.

      4.  Индивидуальные тематические консультации.

      5.  Творческие группы, группы по  интересам.

      6.  Педагогическая дискуссия.

      7.  Педагогический практикум.

      8. Ролевая игра.

      9.  Посещение семьи.

      10. Переписка с родителями.

      II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

      1. Родительские собрания.

      2.  Родительские дни в школе.

      3.  Совместные творческие дела.

      4.  Помощь в укреплении материально-технической базы.

      5.  Социологические опросы.

      6.  Семейные гостиные.

      7.  Совместные Дни здоровья.

      III. Участие родителей в управлении школой.

      1.  Совет школы (общешкольный родительский комитет).

      2.  Конференция.

      3.  Классные родительские комитеты.

      Организовывая работу с семьёй, каждый учитель должен помнить о трёх запретах:

      1) запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель в тандеме с родителями уже не является ведущим. Эти отношения должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребёнка в учебно-воспитательном процессе.

      2) запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Вопросы и претензии родителей принимаются педагогами и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.

      3) запрет на оценку учителем личности ребёнка, его семьи. Необходима инициативная группа родителей, заинтересованных как в оказании помощи школе в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Координировать её призваны заместитель директора по воспитательной работе и социально-педагогическая служба. В школе должен работать «телефон доверия», через который могут обратиться за конкретным советом и помощью не только учащиеся, но и их родители.

      Неправильно организованная работа педагога с родителями учащихся может привести к возникновению  конфликтной ситуации

      Основными факторами возникновения конфликтов между педагогами и родителями являются:

      - несовпадение точек зрения по  отношению к ребенку;

      - невысокий уровень культуры родителей;

      - завышенные требования педагога  к учащимся без учета их  возможностей;

      - увеличение количества детей  с девиантным поведением, которые провоцируют возникновение конфликтов;

      - нарушение педагогической этики  во взаимодействии «педагог-дети-родители»  и др. [4; с. 16].

      Анализируя  причины и условия появления  конфликтности в отношениях с  родителями, педагог должен уметь  выявлять те моменты, которые образуют так называемую «сложную совокупную причину». Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

      Проведя анализ степени конфликтности отношений  педагога и родителей, С.Р. Бутрим подчеркивает, что педагог должен уметь выбрать адекватные способы разрешения конфликта:

      - сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

      - компромисс (действие на основе  взаимных уступок);

      - перенос внимания на другие, более  приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

      - спокойный и деловой анализ  сложившейся ситуации;

      - выражение (подчеркнутое) доверия,  заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

      - временный отказ от своего  требования;

      - привлечение других лиц (директора,  других преподавателей) в качестве «третейского судьи»;

      - выяснение острых проблем и  вопросов в других обстоятельствах  (в другое время, на иной территории, в новых формах);

      - проявление авансированного доверия,  уважения, надежды, веры (для родителей  неблагополучных семей);

      - конструктивный диалог (склонение  родителей на свою сторону  в продуманном и логически выстроенном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);

      - умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий [4; с. 18-19].

      Установление  партнёрских отношений между  учреждением образования и семьёй позволит найти ответы на актуальные вопросы семейного воспитания и сформировать действенную систему взаимоотношений педагогов, родителей и детей для формирования и развития здоровой, гармонично развитой личности. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Диагностическое  сопровождение как  условие эффективного  взаимодействия «педагог-родитель» 

      Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение».

      Диагностика - процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов [10; с. 300].

Информация о работе Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель