Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:25, курсовая работа
Процесс взаимодействия педагога и родителей – один из важнейших в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного педагогического союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления ею.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………
1.1. Взаимодействие «педагога-родителя» как психолого-педагогическая проблема……………………
1.2. Диагностическое сопровождение как условие эффективного взаимодействия «педагог-родитель».......................
ГЛАВА 2.
2.1.
2.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………..
В школу ребёнок приходит с уже сложившимися представлениями о том, что в семейной жизни хорошо, а что - плохо. Педагогу необходимо осмыслить и осознать семейный опыт ученика; определить степень соответствия его представлений принятому обществом семейному идеалу; избрать методы и пути коррекции детского воспитания в семье.
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо помнить, что существуют «нормальные» и «нарушенные» отношения между детьми и родителями, и именно они обуславливаются трудностями и успехами в развитии ребёнка; для благополучного развития ребёнка необходимо осознание родителями их собственных взаимоотношений и отношений с ним.
Задачами
педагогического руководства
-
оказание помощи родителям в
определении методов, приемов
воспитания своих детей,
- содействие укреплению родительского авторитета в семье и укреплению любви детей к родителям;
-
тактичное руководство
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность, гармоничность и сохранение здоровья.
Сотрудничество школы с родителями проходит через ряд этапов. Педагогу следует:
- становить доброжелательные отношения с родителями;
- совместно вырабатывать единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к нему;
- определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемлять его права и свободы;
- выработать оптимальный для учащегося режим жизни и работы в школе и дома;
- информировать родителей о процессе воспитания в классе, школе, продвижении в развитии ребёнка;
- выявлять причины дезадаптации ребёнка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению;
- организовывать педагогическое просвещение родителей;
- организовывать коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка;
- привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности;
- анализировать отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Формами деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс являются: дни творчества детей и родителей; дни здоровья; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы школы; родительское общественное патрулирование; шефская помощь; участие родителей в работе Совета школы, комиссии содействия семье и школе.
Общение педагогов и родителей проходит посредством:
- организации родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клубов интересных и полезных встреч со специалистами, родительских университетов;
- организации телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями, получить у них консультацию;
- использования средств телекоммуникации и почты;
- разработки домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместный исследовательский проект;
- создания родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе;
- проведения неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.);
- изучения школьных газет;
- уважительного общения с родителями, учитывая их культурную, религиозную, национальную и этническую принадлежность.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями:
- Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
- Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей [23; с. 44].
Определим содержание, формы и методы работы педагога с родителями:
I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
1.
Психолого-педагогический
- психолого-педагогические проблемы адаптации ребёнка к школе (I, V класс);
- развитие познавательных процессов (П-Ш классы);
- трудности подросткового возраста (VI-VIII классы);
- формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);
- ориентация на выбор профессии (VII- XI классы);
- нравственные ценности старшеклассников (X-XI классы).
2. Конференция.
3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
4.
Индивидуальные тематические
5. Творческие группы, группы по интересам.
6. Педагогическая дискуссия.
7. Педагогический практикум.
8. Ролевая игра.
9. Посещение семьи.
10. Переписка с родителями.
II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
1. Родительские собрания.
2. Родительские дни в школе.
3. Совместные творческие дела.
4.
Помощь в укреплении
5. Социологические опросы.
6. Семейные гостиные.
7. Совместные Дни здоровья.
III. Участие родителей в управлении школой.
1.
Совет школы (общешкольный
2. Конференция.
3.
Классные родительские
Организовывая работу с семьёй, каждый учитель должен помнить о трёх запретах:
1) запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель в тандеме с родителями уже не является ведущим. Эти отношения должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребёнка в учебно-воспитательном процессе.
2) запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Вопросы и претензии родителей принимаются педагогами и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.
3) запрет на оценку учителем личности ребёнка, его семьи. Необходима инициативная группа родителей, заинтересованных как в оказании помощи школе в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Координировать её призваны заместитель директора по воспитательной работе и социально-педагогическая служба. В школе должен работать «телефон доверия», через который могут обратиться за конкретным советом и помощью не только учащиеся, но и их родители.
Неправильно организованная работа педагога с родителями учащихся может привести к возникновению конфликтной ситуации
Основными
факторами возникновения
- несовпадение точек зрения по отношению к ребенку;
-
невысокий уровень культуры
-
завышенные требования
- увеличение количества детей с девиантным поведением, которые провоцируют возникновение конфликтов;
-
нарушение педагогической
Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, педагог должен уметь выявлять те моменты, которые образуют так называемую «сложную совокупную причину». Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.
Проведя
анализ степени конфликтности
- сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
- компромисс (действие на основе взаимных уступок);
- перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);
- спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;
- выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;
- временный отказ от своего требования;
-
привлечение других лиц (
-
выяснение острых проблем и
вопросов в других
-
проявление авансированного
- конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону в продуманном и логически выстроенном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);
- умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий [4; с. 18-19].
Установление
партнёрских отношений между
учреждением образования и
1.2.
Диагностическое
сопровождение как
условие эффективного
взаимодействия «педагог-
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение».
Диагностика - процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов [10; с. 300].
Информация о работе Диагностическое сопровождение процессов взаимодействия педагог-родитель