Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:04, реферат

Описание работы

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

Файлы: 1 файл

Диагности и коррекция гиперактивности.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Проблема  гиперактивности в настоящее  время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

     Актуальность  проблемы и в том, что гиперактивность  представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

     Зачастую  путь ребёнка с симптомами гиперактивности  в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

     В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных  людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.

     Потому  важна своевременная диагностика  проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

1. Сущность понятия  «гиперактивность»  

     В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

     Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.

     Наиболее  ярко гиперактивность проявляется  у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с педагогами. 
 
 
 
 
 
 

2. Диагностика гиперактивности 

     Клинические специалисты и психиатры считают  диагноз «детская гиперактивность» подтвержденным, если наблюдаются чуть больше половины симптомов. Выделяют следующие признаки заболевания:

  • быстрые движения руками и ногами, если ребенок взволнован
  • ребенок очень часто вскакивает с места
  • резкий подъем и чрезмерный бег
  • участвовать в спокойных играх он не может
  • ощущение, будто в него вложили вечный двигатель
  • кричит с места на уроках и шумит
  • отвечает, не ожидая конца вопроса
  • не может дождаться своей очереди в игре
  • постоянно вмешивается в разговоры и дела других

   Американские  психологи П. Бейкер и М. Алворд, условно  разделили признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы критерии гиперактивного поведения.

     Блок 1. Дефицит активного внимания

1.    Непоследователен, ему трудно долго  удерживать внимание.

2.    Не слушает, когда к нему  обращаются.

3.    С большим энтузиазмом берется  за задание, но так и не  заканчивает его.

4.    Испытывает трудности в организации.

5.    Часто теряет вещи.

6.    Избегает скучных и требующих  умственных усилий заданий.

7.    Часто бывает забывчив.

     Блок 2. Двигательная расторможенность

1.    Постоянно ерзает.

2.    Проявляет признаки беспокойств  (барабанит пальцами, двигается в  кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.    Спит намного меньше, чем другие  дети, даже в младенчестве.

4.    Очень говорлив.

     Блок 3. Импульсивность

1.Начинает  отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не  способен дождаться своей очереди,  часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо  сосредоточивает внимание.

4.    Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5.    При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

     П. Бейкер и М. Алворд говорят о том, что если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

     Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

     1. Беспокойные движения в кистях  и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

     2. Не может спокойно сидеть на  месте, когда этого от него  требуют.

     3. Легко отвлекается на посторонние  стимулы.

     4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

     5. На вопросы часто отвечает, не  задумываясь, не выслушав их  до конца.

     6. При выполнении предложенных  заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

     7. С трудом сохраняет внимание  при выполнении заданий или  во время игр.

     8. Часто переходит от одного  незавершенного действия к другому.

     9. Не может играть тихо, спокойно.

     10. Болтливый.

     11. Часто мешает другим, пристает  к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

     12. Часто складывается впечатление,  что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

     13. Часто теряет вещи, необходимые  в детском саду, школе, дома, на  улице.

     14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

     Все эти признаки можно сгруппировать  по следующим направлениям:

     – чрезмерная двигательная активность;

     – импульсивность;

     – отвлекаемость-невнимательность.

     Диагноз считается правомерным, если присутствуют по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Если ребенок действительно признается гиперактивным, для того, чтобы разработать коррекционные меры, психологу необходимо выяснить возможные причины гиперактивного поведения ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Причины гиперактивности 

     Причины гиперактивности очень индивидуальны  и в большинстве случаев это сочетание различных факторов, среди которых:

     1. Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственников гиперактивен.

     2. Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.

     3. Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.

       4. Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.

       5. Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

     6. Отношения внутри семьи.

     Причиной  формирования гиперактивности может  стать и микросоциальная среда ребенка – его семья, по данным исследований не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей. 

4. Коррекция гиперактивного  поведения 

     Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка  направлена, прежде всего, на то, чтобы  обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой.

     Основной  задачей психолога и педагога становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

     Матери  нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

     Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается своя программа  коррекции. Но, независимо от причин, все  родители, имеющие гиперактивных  детей должны:

     Во-первых, усвоить одну важную аксиому нейропсихологии  – мозг очень пластичен и максимально  восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.

     Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица», – и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.

     В-третьих, как можно скорее начать коррекционную  работу.

Информация о работе Диагностика и коррекция гиперактивности у детей