Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:04, реферат

Описание работы

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

Файлы: 1 файл

Диагности и коррекция гиперактивности.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

     Родителям гиперактивных детей следует  дать общие рекомендации, которые могут оказаться полезными в каждой такой семье:

     1.    В своих отношениях с ребенком  поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

     2.    Избегайте повторения слов «нет»  и «нельзя».

     3.    Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

     4.    Давайте ребенку только одно  задание на определенный отрезок  времени, чтобы он мог его завершить.

     5.    Для подкрепления устных инструкций  используйте зрительную стимуляцию.

     6.    Поощряйте ребенка за все виды  деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

     7.    Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

     8.    Избегайте по возможности скопления  людей. Пребывание в крупных  магазинах, на рынках и т.п.  оказывает на ребенка чрезмерное  стимулирующее действие.

     9.    Во время игр ограничивайте  ребенка лишь одним партнером.  Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

     10.  Оберегайте ребенка от утомления,  поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

     11.  Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

     12.  Помните о том, что присущая  детям с синдромом дефицита  внимания гиперактивность хотя  и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

     Работа  психолога и педагога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

     В работе с родителями можно предложить тренинг родительской компетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие необходимые им навыки:

- Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;

- Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;

- Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;

- Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.

     Родителям в первую очередь рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу этого расстройства. Кроме этого, родителей знакомят с общими принципами воспитания ребенка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемы ребенка и уметь прощать его.

     Затем родителей обучают техникам, позволяющим  изменять поведение ребенка. Они  узнают, как идентифицировать те формы  поведения, которые они хотят поощрить или предотвратить, как использовать поощрения и наказания для достижения определенных целей, как установить дома жетонную систему. Их учат умению замечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка за его достоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использовать систему штрафов (пенальти) за деструктивное поведение (таких как потеря привилегий или тайм-аут) и справляться с непослушанием в общественных местах. Родители также могут научиться использовать программы поощрения, основанные на системе школа-дом, при которых учителя оценивают их детей в карте ежедневной записи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощрения или наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец, родители учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещают группы поддержки.

     Родителям рассказывают о том, как ежедневно  заниматься с ребенком так, чтобы  эти занятия приносили совместное удовольствие. Они учатся так организовывать его деятельность, чтобы успех ребенка был максимален, а неудачи - минимальны. Например, если ребенку сложно выполнить задание, необходимо разбить его на несколько меньших частей и радоваться завершению каждой части. Родителей обучают также снижать собственную раздражительность путем релаксации, медитации или физических упражнений. Пониженная раздражительность и агрессия позволяют родителям реагировать на поведение ребенка более спокойно.

     Многие  исследования подтверждают эффективность  ТРК, который позволяет справляться с проявлениями оппозиционного и вызывающего поведения ребенка; однако преимущества этого метода и долгосрочность его воздействия еще не изучены.

     Но, психолог и педагог должны учитывать, что коррекция родительского  поведения и лечение самого гиперактивного ребенка должны проходить одновременно.

     Жизнь может быть очень тяжелой для  детей с гиперактивностью. Они  редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять  чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в  тех случаях, когда им все же удается достичь успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами, такими как легкость задания или удача. Им очень часто приходится подвергаться наказанию и слышать обвинениям в том, что они глупые или плохие. У них мало друзей и много проблем. Воздействие стрессов может привести к тому, что они будут чувствовать себя изолированными, считать себя ненормальными, глупыми и обреченными на неудачу. Индивидуальное консультирование пытается разрешить эти проблемы.

     В процессе консультирования дети учатся находить и развивать свои сильные качества. Они начинают понимать, что иметь гиперактивность не означает быть плохим. Они обсуждают возникающие мысли и чувства, изучают паттерны собственного поведения и учатся адаптивным методам управления своими эмоциями. Обсуждение проблем и практические действия позволяют детям понять, что они могут измениться и жить более счастливо и продуктивно.

     Для коррекции поведения, в консультировании гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста психологи и педагоги часто используют методы игровой терапии.

     Например, Ю.С. Шевченко - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии предлагает три группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности. Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.

     1. Подвижные игры на развитие  внимания.

     2. Тренировка усидчивости.

     3. Тренировка выдержки ~ контроль импульсивности.

     Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в  играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость, внимание + сдержанность, усидчивость + сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными, а "на честность" закрытыми глазами, игры "Кто ушел?", "Кто где сидел?", "Слепой скульптор" и т. п.

     Начиная с младшего школьного возраста, психологи и педагоги в коррекционной работе с гиперактивными детьми проводят тренинги социальных навыков, где обучают стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях и налаживания позитивных взаимодействий с взрослыми и ровесниками. Возможно так же проведение когнитивно-поведенческих тренингов самоконтроля, где отрабатывается умение оценивать проблемные ситуации и приобретение навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Проблема  гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она  не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

     Анализируя  литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

     В подборе упражнений и игр учитываются  все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главе будет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями по преодолению проблемы гиперактивности. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1.   Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - №1. - с. 31-36.

     2.   Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6.

     3.   Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

     4. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Просвещение, 1991. - 211 с.

     5. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с. 

Информация о работе Диагностика и коррекция гиперактивности у детей