Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:04, реферат
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.
Родителям гиперактивных детей следует дать общие рекомендации, которые могут оказаться полезными в каждой такой семье:
1.
В своих отношениях с ребенком
поддерживайте позитивную
2.
Избегайте повторения слов «
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4.
Давайте ребенку только одно
задание на определенный
5.
Для подкрепления устных
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8.
Избегайте по возможности
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
10.
Оберегайте ребенка от
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Работа психолога и педагога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
В работе с родителями можно предложить тренинг родительской компетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие необходимые им навыки:
- Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;
- Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;
- Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;
- Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Родителям в первую очередь рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу этого расстройства. Кроме этого, родителей знакомят с общими принципами воспитания ребенка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемы ребенка и уметь прощать его.
Затем родителей обучают техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Они узнают, как идентифицировать те формы поведения, которые они хотят поощрить или предотвратить, как использовать поощрения и наказания для достижения определенных целей, как установить дома жетонную систему. Их учат умению замечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка за его достоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использовать систему штрафов (пенальти) за деструктивное поведение (таких как потеря привилегий или тайм-аут) и справляться с непослушанием в общественных местах. Родители также могут научиться использовать программы поощрения, основанные на системе школа-дом, при которых учителя оценивают их детей в карте ежедневной записи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощрения или наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец, родители учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещают группы поддержки.
Родителям
рассказывают о том, как ежедневно
заниматься с ребенком так, чтобы
эти занятия приносили
Многие исследования подтверждают эффективность ТРК, который позволяет справляться с проявлениями оппозиционного и вызывающего поведения ребенка; однако преимущества этого метода и долгосрочность его воздействия еще не изучены.
Но, психолог и педагог должны учитывать, что коррекция родительского поведения и лечение самого гиперактивного ребенка должны проходить одновременно.
Жизнь
может быть очень тяжелой для
детей с гиперактивностью. Они
редко достигают хороших
В процессе консультирования дети учатся находить и развивать свои сильные качества. Они начинают понимать, что иметь гиперактивность не означает быть плохим. Они обсуждают возникающие мысли и чувства, изучают паттерны собственного поведения и учатся адаптивным методам управления своими эмоциями. Обсуждение проблем и практические действия позволяют детям понять, что они могут измениться и жить более счастливо и продуктивно.
Для
коррекции поведения, в консультировании
гиперактивных детей
Например, Ю.С. Шевченко - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии предлагает три группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности. Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.
1. Подвижные игры на развитие внимания.
2. Тренировка усидчивости.
3. Тренировка выдержки ~ контроль импульсивности.
Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость, внимание + сдержанность, усидчивость + сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными, а "на честность" закрытыми глазами, игры "Кто ушел?", "Кто где сидел?", "Слепой скульптор" и т. п.
Начиная
с младшего школьного возраста, психологи
и педагоги в коррекционной работе с гиперактивными
детьми проводят тренинги социальных
навыков, где обучают стратегиям преодоления
конфликтов во взаимоотношениях и налаживания
позитивных взаимодействий с взрослыми
и ровесниками. Возможно так же проведение
когнитивно-поведенческих тренингов самоконтроля,
где отрабатывается умение оценивать
проблемные ситуации и приобретение навыков
управления когнитивными и поведенческими
реакциями в этих ситуациях, обучение
стратегиям самоподкрепления и преодоления
симптомов гиперактивности.
Заключение
Проблема
гиперактивности детей
Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.
В
подборе упражнений и игр учитываются
все факторы, выявленные при диагностике.
В коррекционной работе по проблеме гиперактивности
должен участвовать психолог, педагог
и гиперактивный ребенок и его родители
сразу, ибо только комплексное лечение
способно избавить ребенка и его семью
от этого недуга. Так в следующей главе
будет представлена программа коррекционной
работы с детьми и родителями по преодолению
проблемы гиперактивности.
Список
использованных источников
1. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - №1. - с. 31-36.
2. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6.
3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.
4. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Просвещение, 1991. - 211 с.
5.
Словарь практического психолога /Сост.
С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
Информация о работе Диагностика и коррекция гиперактивности у детей