Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:39, курсовая работа
Целью нашей работы является определение коэффициента интеллекта с помощью рисуночного теста. Исходя из данной цели, нами были выделены следующие задачи:
1) анализ источников по данной проблеме;
2) проведение тестирования;
3) обработка полученных данных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
История вопроса 7
Усвоение социального опыта 11
Связь изобразительной деятельности с психическим развитием 13
Этапы развития детского рисунка 14
Особенности рисунка умственно отсталых детей 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
Инструкция и проведение теста 21
Вариант I (по А.Л. Венгер) 21
Вариант II (по Гудинаф-Харрису) 26
Вариант III 33
Обработка результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра коррекционной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста
Студента 3 курса,
заочного отделения
12 группы ФППД
Научный руководитель
НОВОСИБИРСК – 2003
Введение
Правильная оценка уровня интеллекта детей на сегодняшний день одна из важнейших проблем психологии. Как бы не было грустно, но действительность такова, что каждый год детей с отклонениями в умственном развитии становится все больше. Успешная работа детского сада и семьи в области коррекции таких детей во многом зависит от правильной диагностики, причем, чем раньше будет выявлен дефект, тем результативнее будет работа по его коррекции, а также работа направленная на адаптацию ребенка к условиям внешнего мира. Одним из путей, дающих возможность такой оценки, является метод психологической диагностики.
В отечественной педагогической практике до середины 30-х годов главным инструментом оценки умственного развития были тесты, среди которых наибольшее распространение получили психометрические шкалы. В последствии, после запрета, количественные методы были исключены. В современных условиях тестовые методики интеллектуальной оценки с оговорками, но признаются. Однако следует заметить что, многие из них имеют свои недостатки.
Среди используемых методов у нас широко распространены тесты Векслера, матрицы Равена и др. Вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта не признается главной мерой умственного развития, однако допускается его использование в качестве одного из психодиагностических показателей. Наряду с названными методиками в мировой практике широко используется и другой вариант тестов, а именно рисуночные тесты.
Детские рисунки дают богатый материал
для суждений как о состоянии
изобразительных и сенсомоторны
Исходя из выше изложенного, нами была выдвинута гипотеза: рисунки детей с нормальным уровнем умственного развития качественно отличаются от рисунков детей имеющих отклонение от нормы. С помощью продукции изо деятельности можно определить коофициент интеллекта детей участвующих в эксперименте. Целью нашей работы является определение коэффициента интеллекта с помощью рисуночного теста. Исходя из данной цели, нами были выделены следующие задачи:
Объектом исследования нашей работы
был интеллект детей
Диагностика – выявление психологических особенностей человека.
Психодиагностика – решает следующие задачи: 1) определение (уточнение) психологической проблемы; 2) выявление реакции человека на имеющуюся ситуацию; 3) определение тех психологических особенностей человека, которые могут влиять на реализацию рекомендаций связанных с основной проблемой.
Рисуночные тесты – метод исследования, относящийся к проективным методикам. Дает возможность раскрыть психологическую индивидуальность личности, особенности поведения, связи с внешним миром, эмоциональное состояние и т.д. Позволяют человеку самому проецировать реальность и по-своему ее интерпретировать.
Интеллект. Научного определения интеллекта не существует, вернее, определения столь разнообразны и многочисленны, что из них не возможно выбрать исчерпывающего и бесспорного. В связи с этим даже родилось тавтологическое определение: «интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта» (Э. Боринг). Под интеллектом понимают, прежде всего, способность к обучению, способность схватывать суть вещей, отделять главное от второстепенного. Вторая важная сторона интеллекта – умение применять свои знания, опыт в незнакомой ситуации. Данный показатель позволяет отличить интеллект от уровня осведомленности.
Коофициент интеллекта – IQ, вычисляется в процентах. За нормативный показатель принят IQ равный 100%. Смысл данного коэффициента – процентное отношение уровня умственного развития данного человека к среднему уровню, характерному для данного возраста. При соответствии средневозрастной норме IQ равен 100%. Однако, и более низкий IQ до определенных пределов считается показателем нормального интеллекта. Интеллект, определяемый коэффициентом 70-75% характеризуется как «субнормальный». Состояние обозначается понятием «пограничная умственная отсталость». Умственная отсталость легкой степени соответствует коэффициенту 35-49%. Тяжелая умственная отсталость – IQ равно 20-34%. Глубокая умственная отсталость – IQ ниже 20%. Верхней границы IQ не существует.
Умственная отсталость – общее
интеллектуальное снижение, делающее
невозможной полноценную
Методы, которые позволяют установить уровень умственного развития ребенка, получили в зарубежной науке название интеллектуальных тестов. Слово «тест» было заимствовано из английского языка, в котором оно с давних пор бытует в традиционном значении «испытание, проба». Для обозначения психодиагностических методик слово «тест» впервые применил Дж. Кеттел в конце 19 века.
Родоначальником психологического тестирования, по одним источникам, считается английский ученый Ф. Гальтон, по другим источникам лавры первенства в тестологии отдают французу А. Бине. Опыты Гальтона же считают лишь предварительной попыткой тестирования. Бине рассматривал интеллект ребенка как врожденную целостную способность, основным проявлением которой служит суждение.
Со времен Бине тестология приобрела значительный размах, выработала свой математический аппарат. Однако теоретические основы остались не пересмотренными. Если для Бине основой подбора тестовых задач являлась собственная интуиция, то в последствии единственным критерием их пригодности стал критерий статистический.
Практика широкомасштабного использования тестов позволила со временем выявить ряд недостатков такого тестирования. Самый принципиальный недостаток тестов заключается в том, что оценка дается лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности. Тест берется показать, насколько умен человек, но ничего не говорит о том, в каком смысле он умен, что именно за этой оценкой скрывается. Следует также отметить, что на результаты выполнения теста оказывает влияние целый ряд косвенных факторов, начиная от общей обстановки и кончая даже полом человека предъявляющего задания. Естественно, что на результатах сказывается умственная работоспособность, да и просто физическое состояние и самочувствие. Также характерным для многих тестов является то, что обязательным условием при их предъявлении выступает требование выполнить задание в строго ограниченное время. Дефицит времени вызывает значительное нервно-психическое напряжение. Люди более уравновешенные при этом имеют ряд преимуществ, которые, однако, едва ли соотносимы с уровнем интеллекта. Большое влияние на результаты тестирования оказывает и структура мотивации испытуемого. Эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, и она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Необходимо обратить внимание и на то, что тестовый балл отражает уровень подготовки, причем самой разной – сюда относится и собственно тестовая тренировка. Человек, который много раз подвергался психологическим испытаниям, находится в более выгодном положении, чем новичок. Мы привели здесь только самые очевидные недостатки тестовых методик, оценивающих умственные способности.
В дальнейшем были предприняты попытки создания иных методик, использование которых позволило бы обойти вышеизложенные недостатки. Одной из наиболее продуктивных попыток явилось создание рисуночного теста.
Надо отметить, что продукты ИЗО деятельности рассматривались как диагностический материал довольно давно, но в то время не существовало четкой системы анализа детских рисунков. Каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную его собственными представлениями о природе интеллекта. Ни о какой стандартизации обследования не было и речи. С целю преодоления неизбежной при этом субъективности, Ф. Гудинаф была предпринята попытка создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения человека.
Флоренс Лаура Гудинаф
родилась в небольшом американском
городке Хонсдейл. Получив среднее
педагогическое образование, она вела
преподавательскую и
В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926 г.) Гудинаф впервые в истории психодиагностики обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и, таким образом, свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест («Нарисуй человека») позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений. Широкомасштабные исследования с помощью данного метода тестов привели Гудинаф к переоценке принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов могут значительно повысить этот показатель; т.е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойством.
Помимо этого ею были опубликованы следующие работы: «Экспериментальное исследование ребенка» (1931), «Исключительные дети» (1956), «Психология развития» (1934). Но наибольшую известность принес тест «Нарисуй человека». Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 году, с тех пор, вплоть до 1963 года, тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время огромную популярность. С целью обновления тестовых норм, ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провел новую стандартизацию метода. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф-Харриса.
В обновленном варианте основное внимание, так же как и в первоначальном тесте, уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его существенные отличительные черты, которые ребенок выделил в нем, как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие ребенка о предмете, наблюдаемое по мере его взросления; усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления. Однако, данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребенка. Данная методика используется в качестве компонента комплексного обследования. Важно подчеркнуть, что данный тест может выступать лишь как часть умственной диагностики. Этим тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.
В силу того, что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных методик. Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании детей с нарушениями слуха.
Детское изобразительное творчество – в дошкольном возрасте важное средство умственного развития ребенка, поскольку с ним неразрывно связан познавательный процесс. Каждое новое знакомство обогащает дошкольника новыми знаниями, вырабатывает отношение к тому, что он узнал. Качество предметов, которое следует отобразить, дети передают через непосредственно чувственное познание.
ИЗО деятельность – сложная художественная
деятельность. Овладение ею требует
целого комплекса свойств человека,
разнообразных сенсорных и
Детское рисование имеет синтетический характер, выражая особенности зрительных восприятий и представлений ребенка, его двигательного развития, мышления и отношения к действительности. Особенности развития детского рисунка отражают специфику перцептивных действий ребенка, характер применяемых им сенсорных эталонов, особенности сложившихся графических образов, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка тех или иных особенностей предметов и ситуаций, устанавливаемую при помощи наглядного мышления. На разных этапах развития, рисования эти компоненты выступают в различных соотношениях. Рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности и ко все более явственному выражению в рисунке отношения к ней. Все развитие рисования детерминировано разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии передается присвоение общих человеческих свойств и способностей знаковой функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов, и овладение собственно изобразительной культурой.
Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
Специфичность рисования, в отличие от других видов знаковой деятельности, заключается в том, что называние одним и тем же словом предмета и графического построения, означающего этот предмет, концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через рисование, особом отношении обозначающего к обозначаемому и особом соотношении функций обозначения и сообщения.
Информация о работе Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста