Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

В организации детской игровой деятельности важно учитывать, кем интересно ребенку быть в игре, в какой позиции - режиссера, актера, зрителя или художника ему комфортнее играть.
Подобные позиции в большей степени имеют отношение к играм-драматизациям, а также в какой-то мере и к сюжетно-ролевым играм.
Организация игры-драматизации требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной.

Файлы: 1 файл

diagnostika_izucheniya_igrovyh_poziciy_doshkolnikov_v_igrah.doc

— 132.82 Кб (Скачать файл)

 

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ПОЗИЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - ДРАМАТИЗАЦИЯХ.

Материалы из обобщения опыта работы

   В организации детской игровой деятельности  важно учитывать,   кем интересно  ребенку быть в игре, в какой позиции -  режиссера, актера, зрителя или художника ему комфортнее играть.

          Подобные позиции в большей степени  имеют отношение  к играм-драматизациям, а также в какой-то мере и к сюжетно-ролевым играм.

         Организация игры-драматизации требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности    (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной), а именно:

   - ребенок имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

  - ребенок имеет опыт взаимодействия с театральным искусством           (знает, что такое театр, спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

    - ребенок включается в игровую деятельность адекватно своим способностям и возможностям  (ребенок - режиссер, ребенок - актер, ребенок - зритель, ребенок оформитель-декоратор спектакля).

 

   Исследователями А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой была предпринята попытка классификации игровых позиций дошкольников:

  • Ребенок -режиссер  имеет хорошо развитую память и воображение, это  ребенок - эрудит, который обладает способностями   быстро воспринимать литературный текст, перерабатывать его и переводить в игровой постановочный контекст, он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными ( включение в ход театрализованного действия стихов, песен, танцев, комбинирование нескольких сюжетов и т.п.) и организаторскими  способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, руководит игрой, регламентирует деятельность участников спектакля, доводит игру до конца).
  • Ребенок - актер  наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, он эмоционален, имеет развитую способность самоконтроля  (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
  • Ребенок - зритель  обладает хорошо развитыми  рефлексивными способностями, ему легче  «участвовать в игре»  со стороны, он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, любит анализировать спектакль, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
  • Ребенок - декоратор  наделен способностями образной переработки литературной основы игры, которая проявляется в стремлении изобразить свои впечатления на бумаге, владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, проявляет интерес к изготовлению декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Исходя из этих характеристик,  мы провели диагностику игровых предпочтений   дошкольников в играх-драматизациях.

 

Цель наблюдений: изучить  своеобразие актерских, режиссерских и зрительских умений старших дошкольников в самостоятельных играх-драматизациях.

Результаты наблюдений занесли в таблицу:

 

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты наблюдения за игрой-драматизацией

Замысел

(режиссерские умения)

Роль

(актерские умения)

Восприятие

(зрительские умения)

Ведущий мотив игры

Интерпретация   -понимание идеи

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

Воспроизведение впечатлений

1. Дима К.

-

-

-

-

+

+

-

+

-

актер

2 Тая М.

-

-

-

+

+

-

-

+

+

акт/ зрит

3 Саша К.

-

-

-

+

+

+

+

+

-

актер

4 Оля Х.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Реж/ акт

5 Катя Т.

-

-

-

+

+

+

-

-

-

актер

6 Лена С.

-

-

-

-

-

-

+

+

-

зритель

7 Егор Б.

+

+

+

+

+

-

-

-

-

режиссер

8 Дима Г.

-

-

-

+

+

-

-

-

+

актер

9 Артем К.

-

-

-

+

+

+

+

-

+

актер

10 Настя З.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Реж/ акт

11 Рома М.

-

-

-

+

-

-

+

+

-

зритель

12 Ярослава

-

-

-

+

-

-

+

+

+

зритель

13 Камила К

+

+

+

+

+

+

-

-

-

Реж/акт

14 Егор М.

-

+

-

-

-

-

+

+

+

зритель

15 Дима Р.

-

-

-

+

+

-

-

+

-

актер


 

Результаты наблюдений сравнили с результатами опроса родителей.

Тест для родителей:

«Игровые предпочтения ребенка»

 

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста,  на утверждения, используя варианты ответов «ДА», «НЕТ»

  1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.
  2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения.
  3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время протекания сюжетной линии произведения.
  4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.
  5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние  героев литературного произведения и интересно интерпретирует образы.
  6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном ему произведении.
  7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, фантазировать на бумаге.
  8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.
  9. Ребенку легче оценить игру другого человека, чем играть самому.
  10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью интонирования, мимики и пантомимики.
  11. Ребенок легко подбирает атрибуты и декорации для игры-драматизации.
  12. Ребенок может выразить свое мнение по поводу понравившихся или не понравившихся персонажей.
  13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям.
  14. Ребенок обладает лидерскими качествами.
  15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах, на бумаге.
  16. Ребенок умеет подсказать  и показать другим детям,  как и что изображать в игре.
  17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам.
  18. Ребенку присущи такие качества, как настойчивость, целеустремленность. А также умение преодолевать неудачи, решать конфликты.
  19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности   (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конечного результата).
  20. У ребенка развиты художественно- изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности.

 

 

 

Технология оценки результатов:

 

Ответ «ДА» оценивается в один балл.

 

Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель)

 

Позиция «ЗРИТЕЛЬ»-    ответы «ДА» на вопросы  4,6, 9, 12, 17.

 

Позиция «РЕЖИССЕР» - ответы «ДА» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18.

 

Позиция «ДЕКОРАТОР» - ответы «ДА» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20.

 

Позиция «АКТЕР» - ответы «ДА» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19.

 

В какой   позиции получилось больше баллов, к той ребенок  и имеет наибольшую склонность.

 

Результаты диагностики таковы:

 

  • Режиссерские  способности преобладают  у 4 детей -  27%;
  • Актерские  способности преобладают у 6 детей  -        40%;
  • Зрительские способности  преобладают у 5 детей   -    33%;
  • Декораторские способности проявляются у детей слабо.

 

При организации театрализованных игр воспитатель учитывает интересы  и способности детей:

    • детям,  у которых обнаружились режиссерские способности,  воспитатель предлагает придумать сюжет для театрализации, подумать,  как будут развиваться события, что будет происходить с героями и т. д.;
    • детям - актерам  помогает точнее сыграть свою роль,  обсуждает с ними настроение, характер героя, его мимику, поступки в ходе игры;
    • С детьми - зрителями на уровне партнера по игре обсуждает происходящее, задает  вопросы сам и отвечает на вопросы детей.
    • Предлагает детям поменяться ролями в игре, но не настаивает: ребенку - зрителю предлагает попробовать сыграть хотя бы второстепенную роль, ребенку актеру самому придумать, как будут разворачиваться дальнейшие события и т.п.
    • Т.К. у детей в группе слабо развиты декораторские способности, то к изготовлению атрибутов и декораций старается привлечь всех детей. Эта работа проводится совместно воспитателем и детьми. Воспитатель показывает приемы работы с бумагой, тканью,  обязательно помогает ребенку, если у него что-то не получается. В конце работы обращает внимание детей на результат и на значимость их работы для  последующей игры.  После просмотра спектаклей  взрослых артистов обсуждает с детьми, какие декорации были в сказке, для чего они  нужны.

 


Информация о работе Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях