Дидактическая игра как средство умственной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть роль дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.
3. Проанализировать диагностические данные по изучению умственной активности дошкольников, представленные педагогом-психологом дошкольного учреждения.

Содержание работы

Введение.
Особенности развития умственной активности дошкольников через дидактическую игру
О значении развития умственной активности у дошкольников
Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая дид игра.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Брестский педагогический университет»

 

 

Кафедра

Специальность

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Дидактическая игра как средство умственной активности

 

 

Студент

 

Руководитель                                                                        

 

 

 

 

 

 

БРЕСТ 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

  1. Особенности развития умственной активности дошкольников  через дидактическую игру
    1. О значении развития умственной активности у дошкольников
    2. Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
  2. Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников

Заключение

Литература 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Игра – наиболее близкая ребёнку деятельность. Она требует активной умственной работы, создаёт атмосферу общей увлечённости, расширяет границы для проявления творчества.

Игры создают положительный  эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, учению, повышению умственной  активности.

Во время игры складываются благоприятные условия для развития умственной активности ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Психология объясняет, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности.

Цель: раскрыть роль дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть значение  дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.

3.  Проанализировать диагностические данные по изучению умственной активности дошкольников, представленные педагогом-психологом дошкольного учреждения.

4. Оценить результативность использования дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.

Объект изучения: умственная активность воспитанников.

Предмет изучения: умственная активность воспитанников во время дидактических игр.

В качестве инструментария исследования применялись методы сравнительного анализа, наблюдения,  обобщения на основе системного и комплексного подходов к изучению исследуемой проблемы.

 

Глава 1. Особенности развития умственной активности дошкольников  через дидактическую игру

 

    1. О значении развития умственной активности у дошкольников

 

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно  развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Многие педагоги предлагают учитывать  при обучении собственную активность ребёнка. В частности, Л.И.Божович подчёркивает, что «полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения...» [2, с. 13].

Данного мнения придерживается и Л.С.Выготский. Обучение, по Л.С. Выготскому, – это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психических функций. В этой связи он относил начало обучения к более раннему возрасту. Л.С. Выготский сформулировал фундаментальную идею, указав, что обучение "забегает вперед развития", опережает и ведет его. В этом отношении обучение, взятое в самом широком смысле этого слова, всегда остается ведущим: осуществляется ли развитие человека (дошкольника, школьника, взрослого) в игре, учебе или труде [7]. О значимости активности ребёнка для развития говорили  также В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.

В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич  умственная активность постоянно связывается  с деятельностью, а в структуре  деятельности – прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".

В исследованиях Н.С.Лейтеса  представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает природно обусловленную потребность в умственных усилиях: «…не только возрастающий уровень умственного развития, но и сами внутренние предпосылки этого развития на разных возрастных этапах могут иметь отношение к становлению и росту способностей». При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными [18, с .99].

Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает  их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.

В исследованиях А.М.Матюшкина  раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Козлова С.А. говорит о  том, что игра и возникла в процессе труда, а игрушки возникли, взяв за образец орудия труда.

Взрослые,  в свою очередь, способствуют распространению детской  игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. [16, с. 259]

Современная педагогическая наука считает, что основными  показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения задач.

Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, – с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и  воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что  необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

К концу дошкольного  возраста у детей накапливается  достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют  основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание умственной активности – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

 

 

1.2 Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников

 

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, это деятельность, которая служит усвоению социального опыта.

Н. К. Крупская определяла игру как особый тип связи детей с жизнью. По своей природе игра ребенка — деятельность отобразительная. В основном виде игры — сюжетно-ролевой, творческой — отражаются впечатления детей об окружающей жизни — их знания, понимание происходящих явлений и событий. 
В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.

Основное содержание сюжетных игр малышей — изображение разнообразных действий с предметами. В ходе таких игр дети осваивают общественно закрепленные способы использования предметов, действий с ними. Идет обобщение действий и отделение их в сознании ребенка от конкретного предмета. 
Появление в игре роли означает изменение в направленности сознания ребенка, в его практическом познании окружающего мира. В центре познания оказывается взрослый человек. Первые ролевые игры по-прежнему отражают действия с предметами, но теперь эти действия и предметы соотносятся с конкретным человеком. Фактически идет освоение разделения труда между людьми: «кто что делает» — вот что интересует ребенка, что он отражает в своих играх. Однако труд, деятельность взрослых всегда имеет общественную направленность, по ходу ее люди вступают друг с другом в самые разнообразные отношения. Постепенно сознание ребенка переключается с действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом. В игре моделируются взаимодействия и отношения людей при осуществлении общественных и трудовых функций. Отношения людей регулируются правилами и нормами морали: освоение их в игре означает, что игра одновременно является средством умственного и нравственного воспитания.

Отражение в игре общественных событий и явлений, которое характерно для игр детей среднего и старшего дошкольного возраста, формирует интерес ребенка к современной ему жизни взрослых, к традициям советских людей. 
Таково основное содержание знаний, которое осваивается ребенком в творческой игре. Однако усвоение их своеобразно.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. Но в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются: благодаря речи (одному из основных выразительных средств игры) знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план и, следовательно, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — уровень словесно-логический. Представления ребенка об окружающем, составляющие основу игры, служат одновременно и руководством к разнообразным действиям и отношениям (ребенок в игре действует в соответствии с принятой ролью). Это приводит к более глубокому пониманию и осознанию имеющихся знаний.

Информация о работе Дидактическая игра как средство умственной активности