Дидактическая игра как средство умственной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть роль дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии умственной активности дошкольников.
3. Проанализировать диагностические данные по изучению умственной активности дошкольников, представленные педагогом-психологом дошкольного учреждения.

Содержание работы

Введение.
Особенности развития умственной активности дошкольников через дидактическую игру
О значении развития умственной активности у дошкольников
Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая дид игра.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому строить  диаграммы и подсчитывать в процентных соотношениях уровень умственного развития мы посчитали нецелесообразным. 

Для успешного  решения диагностических задач, стоящих перед исследователем детей  раннего возраста, требуется особая тактика проведения обследования. Прежде всего, необходимо отметить, что результаты исследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда у исследователя не возникнет сомнения в том, что с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт и он захотел принять посильное участие в эксперименте, т.е. был достаточно заинтересован. Естественно, что тактика проведения исследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка. Состояние ребенка оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и исследователем.

При анализе  результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.

Для развития уровня умственной активности нами были предложены следующие задания для младшей группы дошкольников, которые разработаны творческой группой авторов в составе Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говоровой, Л.И.Цеханской:

– задание на замещение предметов («Придумай сам», «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород», «Загадки и отгадки», «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес»).  Приведём описание игры «Посади огород».

 

Посади огород.

(В игре участвуют  от двух до четырёх детей).

Дидактическая задача. Учить детей использовать заданные заместители предметов  и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением  заместителей.

Материал. 1. Набор  игрушечных овощей: репки и огурчики (по два предмета каждого вида на ребёнка).

2. Листы картона  (12*12 см), разделённые на 4 части (по  одному листу на ребёнка).

3. Карточки с  заданиями: 5 карточек (12*12 см), разделённых  на 4 части. На карточках нарисованы  кружки разных цветов, по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зелёных кружка, а в двух нижних – два жёлтых. На второй – сверху два жёлтых кружка, а снизу 2 зелёных. На третьей – сверху жёлтый и зелёный, снизу жёлтый и зелёный. На четвёртой – сверху зелёный  и жёлтый кружок, а снизу жёлтый и зелёный. На пятой – сверху зелёный и жёлтый кружок и снизу – зелёный и жёлтый.

Руководство. Воспитатель  показывает детям матрёшку и говорит, что это матрёшка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделённые на 4 части, – это огороды, где они будут сажать на грядки свой овощи: по2 репки  и по 2 огурчика.

Взрослый говорит, что сажать овощи нужно не как  то захочет, а так, как им загадала матрёшка-огородница. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зелёных кружка, а внизу 2 жёлтых). После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цвету: жёлтый кружок обозначает репку, а зелёный – огурчик), им последовательно предъявляют остальные 4 карточки.

Сначала детям  дают первые 3 задания. При повторных  проведениях игры количество заданий  увеличивается до пяти.

Данный тип  заданий предполагает использование  детьми различного рода заместителей, обозначение при их помощи разнообразных предметов. Задания формируют у детей как умение выполнять действия замещения, так и умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы.

– задание на анализ строения предметов («Сложи картинку», «Нарисуй» картинку палочками»»);

Приведём дидактическую  игру «Сложи картинку».

 

Сложи картинку.

(упражнение  проводится с группой из двух-пяти  детей)

Дидактическая задача. Учить детей анализировать  элементарную контурную схему.

Материал. Карты-образцы со схематическими изображениями предметов. Размер каждой карты 30*40 см.

  1. Вагончик (прямоугольник и 2 кружка-колеса).
  2. Грибок (2 фигуры: четверть круга – шляпка и закругленный снизу прямоугольник-ножка).
  3. Кораблик (трапеция – основание, большой треугольник – парус, маленький треугольник – флажок).
  4. Снеговик  (3 круга разной величины и маленькая трапеция – ведёрко на голове).
  5. Цыплёнок (большой круг – туловище, круг поменьше – голова, маленький круг – глаз, треугольник – клюв, 2 маленьких овала – лапки).

Кроме карт, необходимы одинаковые комплекты деталей для каждого ребёнка, на которых можно сложить описание фигурки.

Руководство. Дети рассаживаются за столиками, воспитатель  сообщает, что сейчас они будут  складывать картинки. Показывает первую картинку – вагончик. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её хорошо видеть, пока они будут выполнять задание. Затем каждый ребёнок получает комплект фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Для складывания первой картинки воспитатель раздаёт детям по прямоугольнику и по два кружка. Дети конструируют картинку, а взрослый наблюдает за качеством работы: картинка должна точно соответствовать образцу. Когда все ребята выложат первую картинку, педагог отмечает тех, кто сделал это быстрее и правильнее. Затем, собрав все детали от предыдущего задания  и раздав комплекты для выполнения следующего, предлагает детям сложить новую картинку.

На каждом занятии  детям предлагается сложить 1-2 картинки из набора.

Картинки, которые  воспитатель показывает, изображены на рисунке 1.

Данный  тип  заданий направлен на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий  имеет понимание детьми связи  между моделями и представленными  в них объектами (предметами и  пространственными ситуациями), умение учитывать эту связь и использовать её в собственных действиях.

 

 

Рисунок 1.

 

– задания на выделение пространственных отношений;

 

Пример.

Кукла Маша купила мебель.

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Материал. 1. Макет  кукольной комнаты: большая коробка  без крыши, размером 50*50, с нарисованными  по бокам окнами и дверями.

2. Кукольная  мебель: стол, стулья, диван, табуретки.  Должно быть 3-4 предмета разной  формы (круглой, квадратной, прямоугольной).

3. Вырезанные  из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и  величине предметам кукольной  мебели (круг, квадрат , прямоугольник).

4. Лист бумаги, изображающий кукольную комнату.  На нём в соответствующих местах  чёрточками отмечены окна и двери.

Руководство. Кукольная  комната располагается на столе  перед детьми так, чтобы хорошо было видно всё, что находится внутри комнаты. Воспитатель сообщает о  том, что кукла Маша купила новую  мебель и расставила её в своей  комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван (при первоначальном проведении игры должно быть не более трёх предметов кукольной мебели). Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты.

Затем педагог  рассказывает о том, что медвежонок Миша пришёл в гости к Маше и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить  в своей комнате стул, стол и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположена дверь, а где – окна.

Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола  и дивана будут похожие на них  фигуры (каждый ребёнок получает дну  из картонных фигур, изображающих кукольную  мебель: круг, квадрат, прямоугольник). Воспитатель просит показать, какая фигура будет вместо стола, какая – вместо стула, какая – вместо дивана. Взрослый помогает детям подобрать фигуры в соответствии с предметами кукольной мебели, показывает, какая фигура будет замещать какой из предметов.  (названия фигур при этом не даются).

Затем дети по очереди  размещают свои фигуры  в соответствующих  местах листа бумаги (фактически это  составление плана кукольной  комнаты).

Взрослый помогает детям исправлять ошибки, обращает их внимание на образец.

–задания на  создание новых образов.

Что это такое?

(В игре участвует  вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей создавать  в воображении образы на основе характерных  признаков предметов.

Материал. Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Руководство. Дети встают в круг, а воспитатель говорит, что сейчас все они будут придумывать, на что похож тот предмет, который им покажут. Он показывает детям один из цветных кружков и кладёт их в центр. Затем предлагает подумать, на что похож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребёнок, которому воспитатель покатит мяч. Он ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, красный круг может быть похож на помидор, цветок и т.п. ответы детей не должны повторяться. Далее педагог показывает детям круг другого цвета и игра продолжается.

В следующий  раз можно показать две бумажные полоски разной длины и ребята также по очереди будут говорить, на что это похоже. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.

Игра может  повторяться неоднократно с различным  материалом. 
ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.

Для оценки умственной активности педагог-психолог дошкольного  учреждения предложила использовать три  основных уровня:

– низкий: ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

– средний: ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий; заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

– высокий: ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате, ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

Проведённая работа показала, что различия между детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату.

В соответствии с этим обследуемых детей можно  разделить на группы.

Первую группу составляют дети, которые в своих  действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому  не стремятся его выполнить. Они  не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Во вторую группу входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Третью группу составляют дети, которые заинтересованно  сотрудничают со взрослыми. Они сразу  же принимают задания, понимают условия  этих заданий и стремятся к  их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Проведение  предложенных выше дидактических игр  способствовало тому, что даже дети, которые не понимали задания, старались  идти на контакт с воспитателем, сделать задание как-то по-своему. Ребята, которые выполняли задание на основе подражания, могли на следующий день выполнить это задание самостоятельно.

А дети с высоким  уровнем умственной активности старались  показать, насколько быстро они могут  выполнить задание, чтобы заслужить  одобрение воспитателя.

Детям, которые  проявили слабую умственную активность, необходимо помогать формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого; умение понимать и использовать инструкцию; умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Для того чтобы  увидеть значимые результаты, дидактические  игры необходимо проводить систематически, придумывать всевозможные варианты проведения одной и той же игры (например, изменить порядок расположения мебели в комнате, предложить для игры другие фигурки и т.д.).

Информация о работе Дидактическая игра как средство умственной активности