Дидактическая игра в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция детей с ограниченными возможностями должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической недостаточностью, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие в целом и отягощают развитие таких детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. ЕЕ СТРУКТУРА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ........................................................................................................4-8
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ .......................................................................................9-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................... 14

Файлы: 1 файл

К.р дидактическая игра.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3

1.   ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА.   ЕЕ  СТРУКТУРА  И   ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ   ........................................................................................................4-8

2.    ВОСПИТАНИЕ    И    ОБУЧЕНИЕ    ДЕТЕЙ    С    ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  .......................................................................................9-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция детей с ограниченными возможностями должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической недостаточностью, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие в целом и отягощают развитие таких детей.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностыо, низкой работоспособностью, ограниченным, запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

К сожалению, не все дети развиваются одинаково успешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, как нарушение  слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалисты  говорят, что формирование их личности происходит в условиях аномального развития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую или косвенно зависят от аномалий.

Цель работы - особенности  дидактической игры. Вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными  возможностями.

 

1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. ЕЕ СТРУКТУРА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ

 

"Игра - это искра,  зажигающая огонек пытливости  и любознательности"

В.А.Сухомлинский

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется  такое качество личности ребёнка, как  саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей  к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему  поколению.

Следует подчеркнуть, что  плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд

методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего  воспитания в игре успешно реализуются  лишь при условии сформированности психологической основы игровой  деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

V

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от  детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети  выполняют действия по образцу.

2. Игры, требующие воспроизведения  действия. Они направлены на формирование  вычислительных навыков и навыков правописания.

3. Игры, с помощью которых  дети изменяют примеры и задачи  в другие, логически связанные  с ним.

4. Игры, включающие элементы  поиска и творчества.

Указанная классификация  дидактических игр не отражает всего  их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы' по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет  определенную структуру. Структура - это  основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую

деятельность   одновременно.   Можно   выделить   следующие   структурные составляющие дидактические игры:

• дидактическая задача;

• игровые действия;

• правила игры;

• результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической  игре реализуется через игровую  задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые  действия, тем интереснее для детей  сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может  быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая  игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень  хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических  игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее  настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного

V

материала.

Использование игровых  ситуаций дает возможность овладеть знаниями "легко и счастливо". Необходимо использовать все возможности  для того, чтобы дети учились с  интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Итак, игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью  взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая ифа обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

 

 

2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

Каждый ребенок с  ограниченными возможностями в  возрасте 5-7 лет до 21 года проходит соответствующее  обучение. Оно может быть организовано в специальных школах и классах, дневных центрах, интернатах и т. п.

В центрах дневного пребывания или в специальных школах дети получают элементарные общеобразовательные  знания, их учат

самообслуживанию и правилам поведения. Эти центры работают по типу школ с продленным днем, так что вечера, выходные и праздничные дни ребенок проводит дома. Их преимущество в том, что ребенок живет в семье. В подобные учреждения принимают детей, умеющих ходить и без существенной помощи, самостоятельно есть.

В Англии многие дети с  недостатками развития посещают дневные  реабилитационные центры, которые работают 5 дней в неделю, с 9 до 16ч. Учителя, помимо общепедагогического, имеют специальное  дефектологическое образование. .Детей  младшего возраста в основном учат определять цвета, формы и величины предметов; серьезное, если не основное, внимание уделяется развитию речи, привитию основных навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. В старшем возрасте детей знакомят с элементарными видами труда: их обучают склеивать картонные коробки, выполнять некоторые сборочные работы и пр.

Особое внимание уделяется  обучению правилам поведения на улице, в общественных местах. Именно с  этой целью преподаватели организуют прогулки, во время которых обращают внимание детей на световые дорожные сигналы, рассказывают, как пользоваться подземными переходами, различными видами транспорта. Ребенок, несмотря на то, что он нездоров, живет среди людей, и его, как и нормально развивающегося, обучают правилам поведения на дне рождения товарища, в библиотеке, в медицинском учреждении.

Ребенок в своей жизни  оказывается в различных ситуациях, поэтому в школе его обучают  выполнять несложные поручения: опускать письмо в почтовый ящик, сдавать  белье в прачечную, делать мелкие покупки. Все эти знания помогут в дальнейшем детям адаптироваться в жизни.

Интересен опыт воспитания и обучения детей с ограниченными  возможностями в Венгрии, где  созданы детские сады и восьмилетние школы, которые работают по специальным  программам.

Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста получали знания об

V

окружающем мире, развивали  речь, владели элементарными санитарно-гигиеническими навыками, знали простейшие правила  самообслуживания, были, по возможности, физически подготовленными. Чтобы  решить эти задачи, в детских садах проводятся специальные занятия, а полученные знания закрепляются в повседневной жизни малышей.

В ряде стран, преимущественно  Скандинавских, организуются дома, в  которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Врачи и специалисты-дефектологи проводят необходимые медицинские наблюдения и педагогическую работу. Так, врачи определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физиотерапия, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения.

Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями. В Австралии малыши-дауны посещают ясли и сады вместе с нормальными  детьми. В дальнейшем они обучаются  в обычном классе, где есть педагог-дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы.

Информация о работе Дидактическая игра в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями