Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 18:28, контрольная работа
Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе (в конце XVIII — начале XIX вв.) после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.
Введение…………..................................................................................стр. 3
1.Жизнь и деятельность Ф.Фребеля. ..................................................стр. 4
2.Детский сад Ф.Фребеля.......................................................................стр. 7
3.Теория развития ребенка.....................................................................стр. 9
4.Педагогика и методика воспитания в детском саду..........................стр.13
5.Игра и шесть «даров» Фребеля...........................................................стр.14
Заключение...............................................................................................стр.19
Список литературы….................................................................
Ф. Фребель так же сформулировал 3 закона воспитания:
1. Самораскрытие божественного начала в душе человека.
2. Поступательное развитие
3. Закон природосообразности.
Фребель считал целью воспитания развитие
природных способностей ребенка. Воспитание
должно руководствоваться самораскрытием,
но самораскрытие невозможно без внешних
воздействий, почему необходимы разнообразные
средства, вызывающие развитие внутренних
тенденций, влечений.
По мнению Фребеля,
ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами:
деятельности, познания, художественным
и религиозным. Инстинкт деятельности,
или активности, — проявление в ребенке
единого творческого божественного начала;
инстинкт познания — заложенное в человеке
стремление познать внутреннюю сущность
всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель
дал религиозно-мистическое обоснование
мысли Песталоцци о роли воспитания и
обучения в развитии ребенка, истолковал
представление швейцарского педагога-демократа
о саморазвитии как о процессе выявления
в ребенке божественного начала.
Главные принципы его системы, основанные
на наблюдении и любви таковы:
11
1. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре.
Мы все теперь знаем, что в свои игры ребенок вкладывает всю прирожденную активность. В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн — словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений. Подчиняясь этой враждебной потребности создавать, ребенок строит, режет, стругает, рисует, лепит, красит, клеит — словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения. Ежедневно в течение восьми и более лет дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность.
2. Детям врожденно чувство
Начиная с четырех лет и даже раньше дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и воспитателям. Биология объясняет нам, что человек издревле жил обществом, а не в одиночку, и потому чувство общественности должно быть прочно унаследовано потомством.
На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фребеля и его детские сады, где дитя играет в обществе. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как: строение, вырезание, наклеивание, лепка и т.п.
12
Интересно, что Фребель первый ввел все эти игры и работы в детский сад, что доказывает, как верно он присмотрелся к времяпрепровождению первого детского возраста. Он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь. Эта сторона деятельности Фребеля вполне жизненна, а не придумана, недаром он провел 20 лет в педагогической практике, раньше, чем в 1837 году, открыл свой первый детский сад.
3. Фребель подметил пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным.
Вот происхождение рассказов детского сада, в основе которых лежит событие, знакомящее с характером животного. Фребель не вводил в свои рассказы сказочного элемента: великаны и черти, колдуны и ведьмы отсутствуют; эти сказки он предоставил семье; но у него животные любят своих детенышей, они храбры или трусливы, благородны или коварны, совершенно как это наблюдается в самой жизни.
4. Фребель заметил любовь детей к пению и цветам. Он дал им песни и сад с грядками цветов, за которыми они сами ухаживают.
5. Фребель горячо любил детей, верил в их непорочность и наказание не вводил в детский сад.
Итак, материал для занятия детей был Фребелем найден. Но надо было еще знать, как им пользоваться, какой метод приложить к делу. Фребель ввел сознательный, наглядный метод, основываясь на том наблюдении, что чем нежнее возраст ребенка, тем менее в состоянии он постигнуть отвлеченное, а все его органы чувств просят конкретных впечатлений.
13
4.Педагогика и методика воспитания в детском саду
Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду, отсюда и название детский «сад».
Фребель считал, что ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. И главная задача воспитания— не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «…следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным».
Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка. Необходимо видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание. «Дитя— существо деятельное, творящее,— писал он. Дело воспитателя— охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их». Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.
14
Один из важнейших принципов педагогической системы Фребеля— необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Эта связь делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.
5.Игра и шесть «даров» Фребеля
Ядром педагогики детского сада
Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность,
он доказывал, что игра для ребенка — влечение,
инстинкт, основная его деятельность,
стихия, в которой он живет, она — его собственная
жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний
мир через изображение внешнего мира.
Изображая жизнь семьи, уход матери за
младенцем и др., ребенок изображает нечто
внешнее по отношению к себе, но это возможно
только благодаря внутренним силам.
Фребель широко
использовал игру как одно из средств
нравственного воспитания, полагая, что
в коллективных и индивидуальных играх,
подражая взрослым, ребенок утверждается
в правилах и нормах нравственного поведения,
тренирует свою волю. Игры, по его мнению,
содействуют развитию воображения и фантазии,
необходимых для детского творчества.
Материалом для детских игр (или игрушек) стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и
15
др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.
Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обосновывая, почему
именно первым даром, первой игрушкой
должен быть шар-мяч, Фребель правильно
замечал, что он наиболее удобен ребенку,
так как его нежной, неразвитой ручке еще
трудно держать угловатый предмет (например,
кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит
и ряд других, символических, надуманных
доводов, как-то: первым даром должен быть
именно шар, поскольку шар является “единством
в единстве”, шар — символ движения, шар
— символ бесконечности.
Вторым
даром являются небольшие деревянные
шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание
цилиндра и сторона кубика одинаковые).
С помощью их ребенок знакомится с разными
формами предметов. Кубик своей формой
и своей устойчивостью является противоположностью
шара. Шар рассматривался Фребелем как
символ движения, кубик же — как символ
покоя и символ “единства в многообразии
(куб един, но вид его различен в
16
зависимости от того, как он представлен
взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр
совмещает и свойства шара, и свойства
кубика: он устойчив, если поставлен на
основание, и подвижен, если положен, и
т. д.
Третий дар — куб,
разделенный на восемь кубиков (куб разрезан
пополам, каждая половина — на четыре
части). Посредством этого дара ребенок,
считал Фребель, получает представление
о целом и составляющих его частях (“сложное
единство”, “единство и многообразие”);
с его помощью он имеет возможность развивать
свое творчество, строить из кубиков, различно
их комбинируя.
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных
комбинаций в данном случае значительно
расширяется: с прибавлением каждого нового
дара прежние, с которыми ребенок уже освоился,
конечно, не изымаются.
Пятый дар —
кубик, разделенный на двадцать семь маленьких
кубиков, причем девять из них разделены
на более мелкие части.
Шестой дар
— кубик, разделенный тоже на двадцать
семь кубиков, многие из которых разделены
еще на части: на плитки, по диагонали и
пр.
Последние
два дара дают большое разнообразие самых
различных геометрических тел, необходимых
для строительных игр ребенка. Идея этих
даров, несомненно, сложилась у Фребеля
под влиянием разработанной Песталоцци
методики изучения формы.
Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал
17
(арки и пр.), а также проводить
с ними занятия лепкой, рисованием,
игры-занятия с палочками, плетение
и пр.
Следует отметить
еще как ценную черту даров Фребеля последовательность
ознакомления ребенка с простейшими геометрическими
формами и самую мысль о строительном
материале для игр-занятий детей. Эта идея
была затем широко использована: ящики
с набором строительного материала сделались
одним из самых распространенных пособий
для детей (правда, без соблюдения той
строгой последовательности, которую
предлагал Фребель). Недостатком же этих
даров является их надуманное символическое
обоснование, сухость, абстрактность,
значительный формализм материала. Стремясь
дать детям представление об окружающей
жизни, Фребель, наоборот, своей системой,
пособиями, занятиями, практически не
связанными с живой действительностью,
сильно ограничивал их кругозор и свободу
творчества.
Другое важное изменение— это текстовое, словесное оформление игры. Все «дары» Фрёбеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Таким образом реализовывался принцип единства действия и слова, который делает действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными, способствует эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.
В детских играх непременно должен участвовать взрослый. Детские «садовницы», получившие специальную подготовку, должны были, по Фрёбелю, стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект.