Дидактические игры и наглядные пособия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Основными задачами данной работы являются:
- изучение наиболее значимых вопросов, раскрывающих особенности музыкально-дидактических игр;
- сравнение взглядов известных музыкантов-педагогов на дидактическую игру;
- соотнесение полученной информации с возможностями детей ЗПР и особенностями работы с ними в ходе музыкальных занятий.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы использования дидактических игр в рабо¬те с дошкольниками
1.1. Психолого - педагогические особенности детей с ЗПР 5
1.2 Обоснование необходимости использования дидактических игр и
наглядностей в работе с детьми с ЗПР. 6
1.3.Структура дидактической игры 7
1.4. Особенности и виды музыкально - дидактической игры: восприятие
звуковысотности, ритма, динамики, тембра. 9
1.5. Методика освоения музыкально-дидактической игры 11
1.6.Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки 11
2. Изучение проблемы использования дидактических игр ведущи¬ми педагогами - музыкантами.
2.1. Н.Г.Кононова о роли игры в развитии певческих навыков и в само¬-
стоятельной деятельности. 13
2.2. М.А.Михайлова о развитии музыкальной восприимчивости
с помощью игры. 14
2.3. Методические пособия по музыкально-дидактическим и музыкаль-¬
но-развивающим играм А.Н.Зиминой и В.А.Шейн. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат Надежда Константиновна.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

на тему:

«Дидактические  игры и наглядные пособия в  коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на

музыкальных занятиях»

Музыкальный руководитель МДОУ №87

для детей с ЗПР Фрунзенского района г.Ярославля

Воронько  Надежда Константиновна

Ярославль 2003 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Теоретические основы использования  дидактических игр в работе с дошкольниками

1.1. Психолого - педагогические особенности детей с ЗПР 5

1.2 Обоснование необходимости использования дидактических игр и 
наглядностей в работе с детьми с ЗПР. 6

1.3.Структура  дидактической игры 7

  1. Особенности и виды музыкально - дидактической игры: восприятие 
    звуковысотности, ритма, динамики, тембра. 9
  2. Методика освоения музыкально-дидактической игры 11 
    1.6.Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки 11

2. Изучение проблемы использования дидактических игр ведущими педагогами - музыкантами.                                   

  1. Н.Г.Кононова о роли игры в развитии певческих навыков и в само- 
    стоятельной деятельности. 13
  2. М.А.Михайлова   о развитии музыкальной восприимчивости

с помощью  игры. 14

2.3. Методические пособия по музыкально-дидактическим и музыкаль- 
но-развивающим играм А.Н.Зиминой и В.А.Шейн. 15

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

Введение

В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.

Л.С.Выготский, Е.А.Аркин, Д.Б.Эльконин и другие ведущие  психологи и педагоги придавали  огромное значение игре в обучении детей.

Известный педагог А.А.Столяр в книге «Давайте поиграем» отмечает, что дети с 6-7 лет с радостью хотят учиться, так как от природы они любознательны, стремятся к раскрытию тайн окружающего мира, но через 2-3 занятия без игровой деятельности на лицах многих можно прочесть разочарование. Потеря интереса к учению, овладению науками ведет к серьезным последствиям: ребенок не хочет учиться. Распространенное многими мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать, ошибочно. Игра - это путь к познанию!

Этого же мнения придерживается Е.А.Карпова  в книге «Дидактические игры в начальный период обучения». Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально созданными педагогом в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В своих трудах Е.А.Карпова отмечала, что игровые формы и приемы - важнейший и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу, т.к. освоение учебной деятельностью, сам процесс включения в нее у дошкольников протекает медленно.

Л.Н.Комиссарова, Е.П.Костина в своем труде «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» подчеркивают необходимость применения музыкально-дидактических игр и наглядных пособий в музыкальном воспитании.

На  это постоянно обращал внимание и видный педагог, музыкант-психолог Б.М.Теплов. Он отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное состояние, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Крупный специалист в области музыкального воспитания дошкольников Н.А.Ветлугина считала, что использование наглядных пособий и музыкально-дидактических игр позволяет детям в простой, доступной форме дать представления о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переживаний.

Однако  в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр на различных этапах работы с детьми, которые имеют те или иные нарушения в развитии. У детей с проблемами в развитии, недостаточно сформированы такие психические процессы, как мышление, память, устойчивое внимание, В связи с низкой активной познавательной деятельностью, у них понижен интерес к обучению.

В ходе проведения музыкальных занятий  с детьми с ЗПР возникает необходимость выбора наиболее результативных и адекватных средств и методов в работе.

Все это побудило автора данного реферата проанализировать имеющуюся литературу по выбранной теме.

Основными задачами данной работы являются:

  • изучение наиболее значимых вопросов, раскрывающих    особенности музыкально-дидактических игр;
  • сравнение взглядов известных музыкантов-педагогов на дидактическую игру;

- соотнесение  полученной информации с возможностями  детей    ЗПР и особенностями работы с ними в ходе музыкальных занятий.

Именно  игровая деятельность у детей  с отклонениями в психическом развитии и нарушениями речи применяется как коррекционное средство.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы использования  дидактических игр в работе с дошкольниками.

Во  все времена перед учеными, педагогами, взрослыми стояла основная задача — как эффективнее передать все знания, весь опыт, накопленный человечеством, молодому поколению. Романтики видели в детстве «золотой век», в котором ребенок чувствителен ко всему прекрасному, доброму и поэтому талантлив и счастлив. В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.П.Усова, Ж Пиаже, М.Монтессори и др.) отмечается, что любая игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольников в современной педагогике. Видные музыканты Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова придавали большое значение музыкально — дидактическим играм и наглядным пособиям. Они необходимы для совершенствования всех форм и методов учебного процесса в целях повышения качества образования. Музыкально — дидактические игры облегчают познавательную деятельность детей, организуют их восприятие, активизируют процесс запоминания.

1.1. Психолого - педагогические особенности  детей с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого - педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психическом развитии.

По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР, составляет 25% от детской популяции.

Дошкольники с  ЗПР по сравнению с нормально  развивающимися детьми характеризуются несоответствием возрасту развитием внимания, восприятия, памяти, т.е. основных психических процессов. Для них свойственно отставание в речевом развитии, низкий уровень речевой активности. Педагоги и психологи отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность

 

действий, недостаточную целенаправленность, низкую продуктивность деятельности, отмечаются недостатки самоконтроля, выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представление о себе и окружающих (Лубовский В.И., Кузнецова «Психические проблемы задержки. Дети с ЗПР», ст. 6-19).

Е.М.Мастюкова  в книге «Лечебная педагогика»  пишет следующее: «Особенностью ЗПР является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные привычки, навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. Особенностью психического развития детей с задержкой в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти» (с.29).

Характеризуя  состояние детей с ЗПР, психолог В.И.Лубовский выделяет следующие  особенности:

  • неорганизованное поведение; они суетливы, непоседливы;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • слабая память;
  • двигательная неловкость; 
    неустойчивость эмоционально-волевой сферы;
  • отставание речи в развитии;
  • отсутствие потребности в общении;
  • отставание в развитии мышления.

1.2. Обоснование необходимости использования  дидактических игр и наглядностей в работе с детьми с ЗПР.

В работе музыкального руководителя с детьми с ЗПР одной из основных задач является нахождение оптимальных вариантов организации и применение различных игровых средств в ходе фронтальных занятий. Проведение фронтальных занятий предполагает достаточно высокий уровень сосредоточенности детей в процессе усвоения значительного по объему и сложности учебного материала, включающего в себя понятие о музыкальном звуке, ладовысотном чувстве, динамического и ритмическою слуха и т.д. Поэтому перед педагогом стоит задача заинтересовать детей, вызвать их на контакт, удержать внимание на протяжении всего занятия - т.е. обеспечить тот самый высокий уровень сосредоточенности.

Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях. Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в область нравственных переживаний. Мир эмоций детей с ЗПР ограничен в своих проявлениях. Иногда дети не могут различить даже характер музыки в двух контрастных произведениях, например, веселом и печальном («Солнышко» и «Дождик»), взволнованно-беспокойном и ласково-нежном («Гроза» и «Мама поет»). Этап восприятия музыки для детей с ЗПР всегда самый сложный. Однако благодаря музыкально-дидактическим играм и наглядным пособиям эти трудности преодолеваются путем многократных повторений и закреплений на протяжении нескольких занятий. Эмоциональная отзывчивость появляется у детей с ЗПР позже, и хорошо знакомые музыкальные произведения они с удовольствием слушают и просят повторить.

1.3. Структура дидактической игры.

На  первый взгляд, казалось бы, особых трудностей в проведении дидактических игр не существует, не требуется больших знаний и усилий. Однако, чтобы грамотно провести и организовать дидактическую игру, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, хорошо знать структуру дидактической игры. О структуре дидактической игры писали многие авторы, но полнее всех она изложена в работе Е.В.Карповой «Дидактические игры в начальный период обучения».

Наиболее адекватным путем включения детей в учебный  процесс является игровая деятельность, и для того, чтобы он шел быстрее, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей: недостаточно устойчивое произвольное внимание, преимущественно непроизвольное развитие памяти,  преобладание наглядно - образного мышления.

Е.В.Карпова обращает внимание педагогов на четкую структуру дидактической игры: «можно согласиться с тем, что, не умея построить настоящую дидактическую игру, которая бы будила мысль учеников, некоторые педагоги облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Для этого необходимо соблюдать определенную схему предполагаемых дидактических игр:

-дидактическая  задача;

-игровая задача;

-игровые действия;

-правила  игры;

-результат  или подведение итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это могут быть, например, ролевые действия, отгадывание загадки и т.д.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей, Именно эта составляющая предполагаемой дидактической игры с детьми с ЗПР является наиболее сложной в выполнении. Это связано с особенностями эмоционально-волевой сферы: дети не усидчивы, быстро утомляются и не в состоянии соблюдать игровые правила. Игра для них перестает быть интересной, и от педагога требуются дополнительные усилия, чтобы ее продолжить.

Подведение итогов (результат). Проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы, и т.д. Необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Е.В.Карпова особо советует придерживаться этого классического построения дидактической игры, которое предполагает все виды игр, в том числе музыкально-дидактические.

1.4. Особенности и виды музыкально - дидактической игры: восприятие звуковысотности, ритма, динамики, тембра.

Роль  и место музыкально-дидактической  игры в музыкальном воспитании дошкольников широко освещается в работе Л.Н.Комиссаровой и Э.П.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Она выделяет четыре вида игр:

а) Игры, развивающие у детей звуковысотный слух («Птицы и птенчики», «Маленькие лесенки» и др.);

б) Игры, развивающие ритмическое чувство («Лесные гости», «Ритмическое лото» и т.д.);

в) Игры, развивающее тембровый слух («Узнай свой инструмент», «Музыкальные инструменты» и т.п.);

г) Игры, развивающие динамический слух («Громко-тихо», «Кто самый внимательный»).

Восприятие высоты звуков. Умение различать выразительные возможности интервалов, звуков мажорного и минорного трезвучия, последовательности из трех-четырех-пяти ступеней лада и полного звукоряда, идущего вверх или вниз. При работе с детьми с ЗПР основной задачей становится определение направления движения звуков. Поступенное движение звуков в объеме терции-кварты-квинты они, как правило, не различают. Их внутренний диапазон слышания начинается с октавы.

Информация о работе Дидактические игры и наглядные пособия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятиях