Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:09, реферат
Основными задачами данной работы являются:
- изучение наиболее значимых вопросов, раскрывающих особенности музыкально-дидактических игр;
- сравнение взглядов известных музыкантов-педагогов на дидактическую игру;
- соотнесение полученной информации с возможностями детей ЗПР и особенностями работы с ними в ходе музыкальных занятий.
Введение 3
1.Теоретические основы использования дидактических игр в рабо¬те с дошкольниками
1.1. Психолого - педагогические особенности детей с ЗПР 5
1.2 Обоснование необходимости использования дидактических игр и
наглядностей в работе с детьми с ЗПР. 6
1.3.Структура дидактической игры 7
1.4. Особенности и виды музыкально - дидактической игры: восприятие
звуковысотности, ритма, динамики, тембра. 9
1.5. Методика освоения музыкально-дидактической игры 11
1.6.Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки 11
2. Изучение проблемы использования дидактических игр ведущи¬ми педагогами - музыкантами.
2.1. Н.Г.Кононова о роли игры в развитии певческих навыков и в само¬-
стоятельной деятельности. 13
2.2. М.А.Михайлова о развитии музыкальной восприимчивости
с помощью игры. 14
2.3. Методические пособия по музыкально-дидактическим и музыкаль-¬
но-развивающим играм А.Н.Зиминой и В.А.Шейн. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Важно также научить детей определять высокий и низкий регистры звучания. Даже простые термины «высокий» и «низкий» звук, «выше» и «ниже» даются детям с трудом.
Восприятие ритма: различение акцентов как средства выразительности в музыке и простых ритмических рисунков. В сравнении с другими видами восприятия, ритмическое не вызывает у детей с ЗПР больших осложнений, хотя и здесь необходима большая работа. Перед детьми должно отчетливо выступать ритмическое оформление мелодии. Для этого рекомендуется прохлопать с ними ритмический рисунок, выложить его на фланелеграфе или ритмическом панно и т.д.
Восприятие тембра. Различение выразительного звучания контрастных инструментов (колокольчики, дудочка, фортепиано, флейта, барабан и т.д.) Дети знакомятся с еще одной особенностью музыкальной речи - тембровой окрашенностью звучания.
Восприятие динамики. Различение выразительных возможностей 3-4-х динамических оттенков: f (форте-громко),rnf {меццо форте-умеренно громко), mp (меццо пиано-умеренно тихо) и р (пиано-тихо). Дети с ЗПР в большинстве не могут справиться с предполагаемой нагрузкой и максимум, который они усваивают - три динамических оттенка: громко, умеренно громко и тихо. Различение усиления или ослабления звучания для этих детей является трудновыполнимой задачей в силу тех или иных заболеваний.
1.5.Методика освоения
Музыкально-дидактическая игра - эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха у детей 4-7 лет. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр, о котором пишут Л.Н.Комиссарова и Э.П.Костина.
На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.
На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.
На четвертом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.
Для того, чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры, не должно превышать 2-4 минуты. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (3-й и 4-й этапы), регламентируются режимом дня.
1.6.Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки.
В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для улучшения усвоения учебного материала. В книге Л.Н.Комиссаровой и Э.П.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» авторы предлагают использовать в работе как музыкально-дидактические пособия, предназначенные для развития музыкального восприятия, так и музыкально - дидактические игры, особенностями которых является применение их на занятии и в самостоятельной деятельности детей. Подробно раскрывается методика использования наглядных пособий. К ним относятся различные картинки, рисунки, муляжи, схемы, диафильмы, кино- и телефильмы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовления, назначению. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Наглядные пособия должны отвечать всем современным критериям, выполненным в наглядно-образной форме, содержать элемент игры, по конструкции и технологии быть простыми, удобными и доступными, эстетически правильно и грамотно оформленными. Наглядные пособия условно разделяются на три группы.
К первой группе относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная) и музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Ко второй группе относятся пособия, цель которых - дать представление о содержании музыки и о музыкальных образах («Выбери инструмент», «Узнай сказку», «Подбери картинку» и др.).
Третья группа состоит из пособий, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности («Карусель», «Музыкальный домик», «Кого встретил Колобок» и т.д.).
Необходимо предварительно познакомить с каждым пособием, объяснить задание, которое может выполняться как одним ребенком, так и всей группой или подгруппой.
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Для детей с ЗПР наглядное пособие - неоценимый помощник в восприятии музыки. Благодаря наглядным средствам ребенку легче найти правильный ответ о характере музыки, выбрать нужную картингу, соответствующую музыкальному настроению, дать правильную речевую характеристику средствам музыкальной выразительности.
2.Изучение проблемы
2.1. Н.Г.Кононова о роли игры в развитии певческих навыков и в самостоятельной деятельности.
В своей
книге «Музыкально-
Н.Г.Кононова основное назначение музыкально-дидактических игр видела не только в формировании музыкальных способностей на занятии, но и применение их, и использование детьми в самостоятельной деятельности. Педагогическая ценность игр в том, что они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального звука. Перед ребенком открывается путь применения полученных знаний а жизненной практике. Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, концерты. Однако, в работе с детьми с ЗПР использование дидактических игр в самостоятельной деятельности представляет некоторые трудности. Дети не могут в полной мере организовать даже хорошо усвоенную игру из - за нарушения активного внимания, отставания в развитии мыслительных операций. Дошкольники испытывают затруднения на любом этапе построения игры, поэтому помощь педагога необходима. При его поддержке становится возможным развитие и ход игры, но при условии, если сам воспитатель обладает элементарным музыкальным образованием: владеет техникой игры на музыкальных инструментах, чувством ритма, правильной интонацией и т.д.
2.2. М.А.Михайлова о развитии музыкальной восприимчивости с помощью игры.
В процессе слушания дети знакомятся с инструментальными и вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к играм. Через игру ребенку предлагается войти в волшебный мир звуков. «Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться» (с.60).
М.А.Михайлова считает, что ребенка необходимо научить распознавать не только музыкальные, но и все звуки окружающего мира. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, можно произвести некоторые шумы (скомкать лист бумаги, скрипнуть дверью, провести карандашом по стеклу окна и т.д.), а потом предложить ребенку определить, какие звуки он слышал.
Автор стремится
развить музыкальную
Но особенный акцент автор делает на таком виде деятельности, как творчество в процессе восприятия музыки. М.А.Михайлова предлагает увлекательные по содержанию игры, направленные на пробуждение фантазии ребенка. Свои ассоциации при прослушивании музыки он может выразить на бумаге в виде цветовых композиций, орнаментов, коллажей. Этот прием вполне применим в работе с детьми с ЗПР. Например, в игре «Колокольчик под дугой» дети с интересом слушают музыкальные части произведения различной динамики (тихо, умеренно громко, громко) и выкладывают на фланелеграфе колокольчики соответственно белого, голубого и синего цвета.
Занятия по слушанию музыки М.А.Михайлова рекомендует проводить в виде сказки-рассказа, где все музыкальные эпизоды увязаны в некое целое увлекательным литературным сюжетом. В работе с детьми с ЗПР это помогает преодолевать трудности в процессе восприятия музыки.
2.3 Методические пособия по
А.Н.Зимина в сборнике игр «Большой хоровод» в своем вступлении различает музыкально - дидактические упражнения и музыкально - дидактические игры. Упражнениям она придает большое значение, так как «в ходе этих упражнений дети учатся различать направление звука, последовательность смены звука, силы звуков, тембр различных музыкальных инструментов и голоса людей». В качестве примеров упражнений автор называет: «Где звучит?», «Высокие и низкие звуки», «Кто в домике живет?» и т.д. Она рекомендует посвящать упражнениям некоторое время в начале каждого занятия. К музыкально - дидактическим играм по ее мнению, можно приступать тогда, когда у детей есть некоторый уровень музыкального развития. Отличительной чертой сборника является классификация дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей. Детям младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение музыкально - дидактических действий и упражнений по заданиям педагога, В этом возрасте необходимо разнообразие наглядных пособий. В старшем дошкольном возрасте дети могут не только выполнять, но и сами создавать музыкально - дидактические игры, некоторые из них переносить в повседневную жизнь.
Сборник сценариев музыкально - развивающих игр «Гамма» В.А.Шейн вышел в свет в 2002 году. Особенностью сборника является объединение нескольких игр в один стихотворный сценарий. Таким образом, получается небольшое театрализованное представление, в котором принимают участие сами дети. Предлагаемые игры развивают у детей мелодический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, стимулируют индивидуальное и коллективное детское творчество. Однако игровые сценарии адресуются дошкольникам, уже знакомых с элементами музыкальной грамоты. Здесь вводятся следующие понятия: длительность нот, такт, пауза, ритм и динамика. Для детей с ЗПР сами эти понятия являются трудными в усвоении, и поэтому введение такого сценария в работу представляется преждевременным.
Таким образом, все дидактические игры направлены на развитие музыкальных способностей детей, являются эффективнейшим средством музыкального воспитания. Они формируют такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, сопоставление. Зрительная наглядность в сочетании со слуховым восприятием, тактильные ощущения помогают детям получать первые представления об особенностях музыкального языка. Музыкально-дидактические игры предполагают и помогают дальнейшему развитию музыкальных способностей дошкольников, а также способствуют активному протеканию умственных операций. Все это влияет не только на музыкальную, но и на психическую деятельность детей. Помочь ребенку понять и осмыслить язык прекрасного, воспитать в нем настоящего ценителя музыки — не это ли главное для нас, музыкантов-педагогов?
Ценность
музыкально-дидактических игр
Изучив наиболее важные вопросы, где раскрываются особенности музыкально - дидактических игр, сравнивая и обобщая различные точки зрения музыкантов - педагогов на дидактические игры, хочется с уверенностью сказать о необходимости применения игр в работе с детьми с ЗПР.
Регулярное использование в практической работе музыкально-дидактических игр приносит свои положительные результаты - у детей появляется желание занижаться музыкой. Казалось бы, самые малообщительные, замкнутые дети постепенно вовлекаются в занятие, играя, обучаются и, тем самым, приобретают уверенность в своих силах, творческую радость.