Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения;
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста;
3. Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе и современные представления об игре;
4. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении
3
младших школьников;
Введение
3
Глава 1. Познавательная деятельность младших школьников
5
1.1 Сущность, понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
5
1.2 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста
6
Глава II. Активизация познавательной деятельности младших школьников, как условия успешности обучения
17
2.1 Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
17
2.2 Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, условие успешности обучения
18
Заключение
25
Список литературы
Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности
17
младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Независимая переменная - дидактические игры.
Зависимая переменная - активизация познавательной деятельности младших школьников.
Основные методы исследования - формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.
Оборудование эксперимента - комплекс дидактических игр.
2.2 Анализ анкетирования и диагностики
В ходе анкетирования были получены следующие данные.
«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)
Тип урока |
главное, чтобы было интересно |
с использованием игры |
с использованием таблиц, схем, рисунков |
Количество выборов |
51% |
28% |
21% |
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.
«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)
Приёмы работы |
Использование игр |
Работа с учебником |
Таблицы, схемы, рисунки |
Количество выборов |
67% |
17% |
16% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 67% отмечают желание видеть на уроке игры.
«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)
Частота использования |
не очень часто |
часто |
очень часто |
Количество выборов |
43% |
38% |
19% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 43%
18
отмечают редкое использование учителем игр на уроке.
«Как ты относишься к игре на уроке? », (в %)
Отношение |
очень хочется участвовать |
нет большого желания поддерживать игру |
игра на уроке - пустая трата времени |
Количество выборов |
87% |
13% |
- |
Таким образом, более половины детей от общей выборки -87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.
«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)
Отношение к использованию игры на уроке |
очень большая |
большая |
затруднились ответить |
Количество выборов |
64% |
19% |
17% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 64% отмечают значение включения игры в урок как - очень большое.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
Результаты диагностики исследования внимания (Приложение 2)
Имя |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Юлия А. |
+ |
||
Даша Безматерных |
+ | ||
Даша Бузмакова |
+ |
||
Дима Е. |
+ |
||
Маша З. |
+ |
||
Даша З. |
+ | ||
Никита З. |
+ | ||
Кабанов А. |
+ | ||
Катя К. |
+ |
||
Даниил К. |
+ |
||
Катя К. |
+ |
||
Дарья Л. |
+ | ||
Карина Л. |
+ |
||
Даниил Л. |
+ |
||
Дима Л. |
+ |
||
Сережа М. |
+ |
||
Настя М. |
+ |
||
Витя М. |
+ |
||
Лиза К. |
+ | ||
Леша М. |
+ |
||
Даниил П. |
+ | ||
Полина П. |
+ |
||
Максим С. |
+ | ||
Диана Ф. |
+ |
||
Всего |
5 |
11 |
8 |
Вывод: в классе преобладает средний уровень устойчивости внимания.
Исследование памяти
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Юлия А. |
+ |
|||||||||
Даша Безматерных |
+ |
|||||||||
Даша Бузмакова |
+ |
|||||||||
Дима Е. |
+ |
|||||||||
Маша З. |
+ |
|||||||||
Даша З. |
+ |
|||||||||
Никита З. |
+ |
|||||||||
Антон К. |
+ |
|||||||||
Катя К. |
+ |
|||||||||
Даниил К. |
+ |
|||||||||
Катя К. |
+ |
|||||||||
Дарья Л. |
+ |
|||||||||
Карина Л. |
+ |
|||||||||
Даниил Л. |
+ |
|||||||||
Дима Л. |
+ |
|||||||||
Сережа М. |
+ |
|||||||||
Настя М. |
+ |
|||||||||
Витя М. |
+ |
|||||||||
Лиза К. |
+ |
|||||||||
Леша М. |
+ |
|||||||||
Даниил П. |
+ |
|||||||||
Полина П. |
+ |
|||||||||
Максим С. |
+ |
|||||||||
Диана Ф. |
+ |
|||||||||
Всего |
0 |
0 |
3 |
3 |
6 |
5 |
2 |
2 |
3 |
0 |
Вывод: в классе преобладает средний уровень развития памяти.
Исследование воображения
Имя |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Юлия А. |
+ |
||
Даша Безматерных |
+ |
||
Даша Бузмакова |
+ |
||
Дима Е. |
+ |
||
Маша З. |
+ |
||
Даша З. |
+ | ||
Никита З. |
+ |
||
Антон К. |
+ |
||
Катя Карпова |
+ |
||
Даниил К. |
+ |
||
Катя Курицина |
+ |
||
Дарья Л. |
+ | ||
Карина Л. |
+ |
||
Даниил Л. |
+ | ||
Дима Л. |
+ |
||
Сережа М. |
+ |
||
Настя М. |
+ |
||
Витя М. |
+ |
||
Лиза К. |
+ | ||
Леша М. |
+ |
||
Даниил П. |
+ | ||
Полина П. |
+ |
||
Максим С. |
+ | ||
Диана Ф. |
+ |
||
Всего |
7 |
11 |
6 |
Вывод: в классе преобладает средний уровень развития воображения.
Исследование мышления
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Юлия А. |
+ |
||||||||||||||
Даша Безматерных |
+ |
||||||||||||||
Даша Бузмакова |
+ |
||||||||||||||
Дима Е. |
+ | ||||||||||||||
Маша З. |
+ | ||||||||||||||
Даша З. |
+ |
||||||||||||||
Никита З. |
+ |
||||||||||||||
Антон К. |
+ |
||||||||||||||
Катя Карпова |
+ | ||||||||||||||
Даниил К. |
+ | ||||||||||||||
Катя Курицина |
+ |
||||||||||||||
Дарья Л. |
+ |
||||||||||||||
Карина Л. |
+ | ||||||||||||||
Даниил Л. |
+ |
||||||||||||||
Дима Л. |
+ | ||||||||||||||
Сережа М. |
+ |
||||||||||||||
Настя М. |
+ | ||||||||||||||
Витя М. |
+ | ||||||||||||||
Лиза К. |
+ |
||||||||||||||
Леша М. |
+ |
||||||||||||||
Даниил П. |
+ |
||||||||||||||
Полина П. |
+ | ||||||||||||||
Максим С. |
+ |
||||||||||||||
Диана Ф. |
+ | ||||||||||||||
Всего |
6 |
8 |
10 |
Вывод: в классе преобладает высокий уровень развития мышления.
На основании выше приведенных таблиц нами была составлена диаграмма.
23
Анализ устойчивости памяти, внимания, воображения, мышления.
Нами были разработаны и проведены уроки с использованием дидактической игры, контролирующий эксперимент будет проведен на преддипломной практике (Приложение 3).
24
Заключение
В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
25
Гипотеза подтвердилась на теоретическом уровне, экспериментальное подтверждение будет проведено на преддипломной практике.