Дидактические игры в начальном курсе математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Дидактические игры в начальном курсе математики
1.1 Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр
1.2 Дидактические игры в обучении математике младших школьников
1.3 Применение дидактических игр на уроках математики
Выводы
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в обучении математике младших школьников
2.1 Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики
2.2 Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников
2.3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

матем.docx

— 546.62 Кб (Скачать файл)

Познавательная  активность включает:

1. Мотивы и цели деятельности.

2. Интерес к предмету.

3. Внимание к изучаемому объекту.

4. Волевые усилия.

5. Положительные эмоции.

6. Творческую самостоятельность.

7. Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

8. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Среди приёмов  и методов обучения, применяемых  в школьном курсе математике, репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное (объяснительно-иллюстрированное), алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь - проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы.

Первые способствуют развитию познавательной активности при  условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.

Метод проблемного  обучения составляет органическую часть  системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Активная  мыслительная деятельность всегда связана  с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Основой познавательной активности является:

1. Адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям.

2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.

3. Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие "развитие" общепризнанно в педагогике и психологии.Д.Б. Эльконин отмечает: "развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед".

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Фрагмент 2.

Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50 - 32.

Цель:

1. Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки;

Повторение  устной и письменной нумерации чисел  в пределах 100;

Развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.

Сегодня на уроке  мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных  видов.

1. Устный счёт.

уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность. (35)

увеличить 36 на 15. (51)

уменьшить 70 на 14. (56)

найти сумму  чисел 26 и 16. (42)

первое слагаемое 40, второе 21. Сумма. (61)

2. Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки? (33)

3. Тестирование.

Даны цифры 35 51 56 42 61 33. Сделайте следующую задачу.

1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35)

2. Отметьте число, которое стоит между числами.35 и 56 (51)

3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)

4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61)

6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)

7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)

8. Отметьте число, в котором 4 дес.2 ед. (42)

9. Отметьте число, в котором 5 дес.6 ед. (56)

10. Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)

4. - Давайте послушаем историю колоска.

Колосок знаний.

Однажды мне  знакомый подарил мне маленькое  зернышко. Из него вырос тоненький высокий стебелек, а вот колоска не было Волшебник рассказал, что это - колосок знаний. Он заполняется зернами, если кто-то выполнит задание. Интересно посмотреть на это (колосок заполняется зернами).

 

                                                              Вырос в поле колосок:

                                                             Он и тонок, и высок.

                                                             Что-то новое узнаешь – 

                                                         

 

 

 

    Полный  колос получаешь.

 

Молодцы, что  помогли колоску наполнится зернами.

5. а) В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

 

1) 37 + 33 = 70 (л)

2) 70 - 24 = 46 (л)

 

Проверка  фронтально:

Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

Во втором? Каким действием?

б) В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.

Сколько дубов  в парке?

 

1) 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

2) 90 - 73 = 17 (дубов)

 

Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

Поднимите руку, кто так же решил задачу.

Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Для активизации  познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и  игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение  оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и  приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Тема: Числа от 1 до 100.

Цель:

Закрепить вычислительные навыки учеников;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать внимательность, смекалку.

1. "Веселый счет".

Чтоб на славу  нам сегодня отдохнуть,

Начинаем  занимательный наш путь!

Ждет забава - не дождется храбрецов,

Вызываю добровольцев - удальцов!

 

 

Задание: показать числа от 1 до 20.

В порядке  увеличения;

В порядке  уменьшения.

Вам понравилась  задача?

Да.

Давайте поиграем в игру "Угадай". Я вам называю числа, а вы говорите из каких слагаемых состоит это число. Выигрывает тот, кто больше предложить вариантов. Например: число 7?

 

5 + 2

3 + 4

1 + 6

 

Правильно. Число 10?

 

5 + 5

2 + 8

3 + 7

1 + 9

6 + 4 …

 

Молодцы. Правильно.

3. Цифры вышли веселиться,

Пляшет двойка с единицей

К ним четверка подошла,

Тройку за руку взяла.

Вслед за ней  спешат пятерка

И с шестеркою  семерка.

А восьмерка, взяв девятку,

Вместе с  ней пошла в присядку.

124351689

Какое число  получается, если все цифры сложить? (45)

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

И внимательно  считайте,

А спрошу вас  - отвечайте!

3 0 1 2 7 8

Какое из чисел  надо отнять от суммы этих чисел, чтобы  получилось 21 (9; 30 - 9 = 21).

"Хитрые задачки".

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

У семерых  братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

У Вали было три  яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали? (2)

У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? (Вася)

Два сына два  отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)

"Волшебные примеры".

Приучайтесь думать точно!

Все исследуйте до дна!

Вместо точек  на листочке

Цифра верная нужна!

Я подсказывать не буду

Никаких ее примет.

Но ОДНА и  ТА ЖЕ ВСЮДУ

Даст вам  правильный ответ.

 

+  2 0

2 2

 

На формирующем  этапе ученики активно включались в работу и старались не ошибаться, каждый хотел говорить правильный ответ.

На третьем, на контрольном этапе, мы даем задания  для развития познавательной деятельности.

Математический  ребус.

 

+ * * + * 3 7 + 5 8

2 0 * _2 3 _* *

2 * 2 2 * 0 8 5

 

В квартире живут  живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка  с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)

Заполни пропуски.

 

9 =  +  10 =  +  17 =  + 

 

Когда Винни-Пух  подарил ослику Иа 1 горшочек с медом, то у него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом у Винни-Пуха было?

Рассмотрим  результаты контролирующего этапа  исследования.

По результатам  письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 3 ученика - 49,8%

"4" - 2 ученика - 33,3%

"3" - 1 ученик - 16,6%

 

 

На контрольном  этапе видно, что результаты улучшились. С помощью дидактических игр мы активизировали младших школьников, у них повысился интерес к математике, желание решать все новые и новые задания.

Выводы

 

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению  и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Применение  дидактических игр поможет учителю  математики организовать разнообразную  творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут.д.ети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Развивая  математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх  путешествий, наглядных пособий, занимательных  задач в рифмованной форме, загадывание  загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей  и улучшает качество знаний.

 

Заключение

 

В процессе работы над дипломной работой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и  проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной  нами работы, мы сделали вывод, что  дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного  возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Список литературы

 

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.
  2. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач. // “Начальная школа" №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".
  3. Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа" №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.
  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
  6. Коннова В.А. “Задания творческого характера на уроках математики". // Начальная школа 1995 №12 стр.55.
  7. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.М. 1973г.
  8. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997. - с.85.
  9. Кутьина Е.В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы.
  10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С.47.
  11. Макаренко А.С. Сочинения. - М. 1957г.
  12. Моро М.И. “Математика в 1 - 3 классах" Издательство Москва “Просвещение” 1971.
  13. Маш.Л. Граник Г. "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21)
  14. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с. 199
  15. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
  16. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия’, 2002.
  17. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002
  18. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  19. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
  20. Шарапова М.Ю. “Работаем по-новому" // Начальная школа 1995 №7 стр.29.
  21. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте // Начальная школа. - 1993.
  22. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // “Начальная школа" №12 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
  23. Васильев В.Г. Математические соревнования - М. Наука 1974г.
  24. Зимний А.И. Элементы игры на уроках. Ж. Математика в школе - 1977 № 6 с.33
  25. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение 1981г.
  26. Минкин Е.М. От игры к знаниям - М. Просвещение. 1982г.
  27. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М. Педагогика 1981г.
  28. Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения - М. Детская литература 1983г.
  29. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С.12 - 14.
  30. Давайте поиграем. Под ред.А. А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991.
  31. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989.
  32. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
  33. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития", 1997.
  34. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990.
  35. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.

Информация о работе Дидактические игры в начальном курсе математики