Дидактические игры в начальном курсе математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Дидактические игры в начальном курсе математики
1.1 Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр
1.2 Дидактические игры в обучении математике младших школьников
1.3 Применение дидактических игр на уроках математики
Выводы
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в обучении математике младших школьников
2.1 Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики
2.2 Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников
2.3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

матем.docx

— 546.62 Кб (Скачать файл)

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Предложенные  учителям вопросы анкеты:

Используете ли вы игры в педагогическом процессе?

Какие формы  игры вы считаете наиболее успешными  в учебном процессе?

В каких случаях  вы используете игру?

На каких  этапах урока предпочтительнее на авш  взгляд использовать игру или ее элементы?

Какую цель вы чаще всего преследуете, используя  дидактическую игру?

Считаете  ли вы целесообразным использовать игру на уроке?

Каких результатов  чаще всего вы хотите добиться и  удается ли вам это сделать?

Любят ли дети все правила игры?

В каких случаях  не нужно применять игры?

Какие психологические  качества ребенка развивает игра?

Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?

 

Приложение 2

 

Вопросы анкеты предложенные ученикам:

Нравиться ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?

Как часто  ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

Какую форму  игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?

Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?

Зависит ли твое желание от учителя, использующего  игры?

Что тебе больше нравится в игре?

 

Приложение 3

 

Мы посетили урок математики у Галии Фаритовны  в 3-ем классе.

Галия Фаритовна  применила игровые задания, которые использовала при прохождении темы "Таблица умножения". Каждая ситуация изображена на отдельном плакате для демонстрации всему классу или на карточке для дифференцированной работы с отдельными учащимися. Она воспользовалась дидактическими заданиями во время устного счета или на этапе закрепления темы.

Мы сегодня  на уроке повторяем таблицу умножения.

Умножение 2

 

 

 

Маленький домовенок  на осеннем празднике.

Листья летят, летят по 2. Кузька считал по 2 листика и искал свою деревеньку. Помоги Кузьке посчитать листья.

Запомни!

Умножение 3. Запасы на зиму.

 

 

Кузька помогал  белкам запасать орехи на зиму и  считал их по 3. Сколько орехов собрал Кузька? Помоги ему с помощью таблицы.

Запомни!

Умножение 4

Дорога домой.

 

 

 

Кузька искал  свою деревеньку. Зайцы ему помогали. Чтобы преодолеть долгий путь, зайцам на каждый прыжок требуется по 4 морковки. Посмотри на карту и подсчитай, сколько морковок нужно зайцу для каждого из путешествий.

Запомни!

Умножение 5

Пикник.

 

 

 

Запомни!

На пикник пришли пять домовят: Вуколочка, Сюр, Афонька с Адонькой, дед Папила. Кузька приготовил каждому угощение. Помоги Кузьке сосчитать покупки.

Умножение 6

Открытка-загадка.

 

 

 

Запомни!

В сундучок Кузьки попала картинка. Ты сможешь узнать, что это за картинка, решив примеры внизу. Точки на листе соедини между собой в порядке нахождения ответов. Раскрась фигуру карандашом.

Умножение 7, 8, 9

 

7 х 7 =

7 х 8 = 8 х  8 =

7 х 9 = 8 х  9 = 9 х 9 =

 

 

Кузя изучил самые трудные случаи умножения  вместе со своими друзьями. За помощь Кузя угощал всех особенными математическими пирожными.

Чтобы узнать, с какой они начинкой, надо решить эти примеры. Затем сопоставить ответы с номерами на каждом пирожном.

Эклер - 8 х 9.

Клубничный  восторг - 8 х 7.

Банановая помадка  - 7 х 7.

Марципан  - 7 х 9.

Кокосовый сюрприз  - 8 х 8.

Карамелька  - 9 х 9.

Проверим  знания.

Сундучок

 

 

Кузька потерял  сундучок. Его нашли кикиморы и утащили в болото. Взять сундучок можно, только прыгая по кочкам. Но не все кочки надежны. Около болота доска. Перемножь цифры на доске и обведи карандашом кочки, на которые Кузька может наступать. Прыг-прыг - и сундучок достанешь.

Доска.

 

3 х 9 = 32: 4 = 2 х 8 = 4 х 9 =

4 х 7 = 21: 3 = 15: 5 = 20: 4 =

2 х 6 = 18: 2 = 28: 7 = 36: 4 =

 

Я знаю таблицу  и помогу

Я слабо знаю, буду учить.

Проверим  знания.

Секретное послание.

Кузька посылает письмо Лешику, но он не хочет, чтобы  Баба Яга прочитала письмо, и поэтому  Кузька использует секретный код.

Каждая буква  алфавита закодирована как число. Чтобы выяснить, какое именно, Лешику придется решить все эти примеры.

 

 

Картинка  на память.

 

 

Такую картинку дарит тебе герой сказки. Если хочешь, чтобы картинка ожила и сказка продолжалась, реши примеры. Получив ответы, найди их на разных фигурах, а фигуры раскрась розовым карандашом. Раскрась любимого героя.

Учительница всем ученикам раздает такие рисунки.

Спасибо всем за урок! Вам Кузька прислал письмо, давайте все вместе прочитаем: Умножайте свои знания, ребята! Кузька

На уроке  дети активно участвовали и получили хорошую оценку. Такие игровые ситуации активизируют детей, развивается мыслительная деятельность.

 

Приложение 4

 

 

Сумма всех цифр - это возраст человечка. Дайте ученикам задание: определить, кто старше, а кто младше. Или подготовьте карточки для домашнего устного счета.

Математика  - царица наук.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент:

Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный Математике - царице всех наук. Математика - очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много  уметь!

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука -

Арифметика!

Почему корабли  не садятся на мель,

А по курсу  идут

Сквозь туман  и метель?

Потому что, потому что

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Арифметика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Арифметику  знать!

И на свете  нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам  не пригодилась

Арифметика!

II. Представление команд:

Команда "Пять с плюсом"

Капитан.

Мы команда...

Все.

"Пять с плюсом"!

Капитан.

Учимся на...

Все.

Пять с  плюсом!

Капитан.

Выступим  на...

Все.

Пять с  плюсом!

Капитан.

Мы нигде  не пропадем -

Все, что надо, сосчитаем,

Все решим, все  отгадаем

И ребят своих  из класса

Ни за что  не подведем!

А соперникам желаем

Тоже выступить  на "пять",

Но надеемся, что им нас

Не удастся  обогнать.

Пусть к нам  жюри

Не будет  слишком строгим,

Ведь мы пока что учимся считать.

Пусть мы в  начале жизненной дороги,

Зато хотим  все-все на свете знать.

а) Исполняется приветствие на мотив песни "Голубой вагон":

Нас на КВН  математический

Выбрали честь  класса защищать,

И должны мы оправдать  название -

На пятерку  с плюсом отвечать.

Припев:

Пусть наши соперники

Умные, сильные,

Но ведь болельщики

Помогут нам  всегда.

Мы отличаемся

Крепкою дружбою,

А уж она

Не подведет нас никогда.

Команда "Плюс и минус"

Если к  улыбке прибавить успех,

Приплюсовать  к ним смекалку на всех,

Вычесть унынье и трусость отнять,

Можно названье команды узнать.

"Минус" и "плюс" вечно рядом стояли,

Так мы и нашу команду назвали.

Пусть у соперников все получается,

Но наша команда  от них отличается.

Ведь если друзей наших вместе сложить,

Нам дружба поможет  всех победить.

Теперь мы к жюри обратиться хотим:

Стремленьем к победе, к успеху горим.

Пусть строгие  судьи будут внимательны

И судят по совести нас обязательно.

б) Исполняется приветствие на мотив песни "Чему учат в школе".

В мире сложном  и большом,

В том, в котором  мы живем,

Мы все  время отнимаем, прибавляем.

Дома, в школе, во дворе,

На работе и в игре

Мы считаем, мы считаем, мы считаем.

"Плюс" и "минус" тут и там.

Пусть они  помогут нам,

Пусть прибавят нам терпенья и удачи.

С ними легче  будет жить,

Пусть помогут  нам решить

На турнире  все примеры и задачи.

Представление жюри.

III. Разминка.

Команды получают по одному баллу за верный ответ.

1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшится на 3? (Цифра 9)

2. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Часы, которые остановились)

3. Когда мы смотрим на число 3, а говорим "пятнадцать"? (Когда смотрим на часы)

4. В известной сказке "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея "за тридевять земель". Внимание, вопрос! Тридевять - это сколько? (Тридевять - это 27. В Древней Руси считали девятками: тридевять - это 9 3 = 27)

5. Сколько лет рыбачил старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? ("Ровно тридцать лет и три года", то есть 33 года)

6. Сколько раз старик ходил к морю в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (Пять раз)

7. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько, так как на дубе яблоки не растут)

8. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели)

IV. Основная часть

Конкурс "Думай, считай, отгадывай!"

1. Загадочная цифра (за каждый правильный ответ - 1 балл):

Приучайтесь думать точно!

Все исследуйте до дна!

Вместо точек  на листочке

Цифра верная нужна!

Я подсказывать не буду

Никаких ее примет,

Но одна и  та же всюду

Даст вам  правильный ответ.

(Цифра 1)

2. Игра в стручки (за каждый разгаданный пример - 1 балл)

Во времена  царя Гороха

Под смех и  шутки скомороха

Царь, на нос  нацепив очки,

Играл с царицею  в стручки.

Ты знаешь, как они играли?

Я сообщаю  все детали!

Довольно  простые примеры. Эти царь с царицей не очень сильны были в математике.

Переложите  в каждом примере один стручок  - и примеры будут правильные.

Примеры царя:

 

 

Примеры царицы:

 

 

Ответы: I + I = II; II - I = I.

I + II = III; III - II = I.

Конкурс "Капитанов".

Расставь  числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы  сумма чисел в каждой прямой равнялась 12.

 

 

Ответ:

 

 

Конкурс "Реши кроссворд".

 

 

По горизонтали:

2. Ha руке и на стене

И на башне  в вышине

Ходят с боем и без боя,

Всем нужны, и нам с тобою.

3. Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга  не обходят.

4. Что за птицы прилетают -

По семерке  в каждой стае,

Вереницею летят,

Не торопятся  назад?

По вертикали:

1. Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек.

Год пройдет  -

Весь лист опадет.

Ответы:

По горизонтали: 2. Часы.3. Месяцы.4. Дни.

По вертикали:

1. Календарь.

Конкурс "Веселые задачи".

1. Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общей массой 2 кг 700 г. Масса самого папиного портфеля 300 г. Сколько килограммов принесет папа на работу, если (хотя это ему и неизвестно) его двухлетняя дочка Маша положила в портфель еще и утюг, масса которого 3 кг? (6 кг)

2. Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на дерево. У дерева - 18 веток, на каждой ветке сидят по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4 бабушки)

3. Ученики 2 "А" класса побывали в кабинете зубного врача, и им вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывали ученики 2 "Б" класса, и им вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили дети из двух классов в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унес домой? (27 зубов)

Конкурс "Осколки".

Учитель прикрепляет  на доску рисунок аптечного пузырька и разнообразные "осколки". Некоторые из них совпадают по форме с пронумерованными частями…

Учитель.

Найдите к  каждому осколку точно такую  же по форме часть на пузырьке. Запишите пары одинаковых частей. Какие два осколка не имеют пары и остались лишними?

 

 

Конкурс "Числовые ребусы". За разгаданный ребус - 1 балл.

 

(Листок)

 

(Стрижи)

 

(Семья)

 

(Пятница)

 

(Постовой)

 

(Родина)

 

Конкурс "Загадочный". Разгаданная загадка - 1 балл.

1. По десятку на шесточке

Сели умные  кружочки

И считают  громко вслух,

Только слышно: стук да стук! (Счеты)

2. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают  шелком круг.

Мастер в  шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

3. Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка. (Ноты)

4. На четыре ноги

Надевали  сапоги.

Перед тем  как надевать,

Стали обувь  надувать. (Шины)

5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

7. Четыре крыла, а не птица,

Крыльями  машет, а ни с места. (Мельница)

6. Треугольная доска,

А на ней - три волоска:

Волосок тонкий,

Голосок звонкий. (Балалайка)

7. Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль)

8. Много рук, а нога одна. (Дерево)

9. Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех:

Думаешь, что  вышел,

А на самом  деле - вошел. (Рубашка)

V. Подведение итогов

Задачки в  стихах

1 класс

По грибы  пошли ребята.

Вот пенек. На нем - опята.

Шесть опят собрал Игнат,

И четыре опенка

Собрала его  сестренка.

Сколько всего  опят

В корзине  у ребят?

 

***

У Маши были конфеты.

Она угостила Свету,

Наташу, Иру, Сережу,

Таню и  Петю тоже.

Одна конфета  осталась,

А Машенька растерялась:

Сколько же было конфет?

Кто может  дать ответ?

 

***

Семь ребят  каталось с горки.

Убежал домой  Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед  за ним.

Сколько на горке  осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей!

 

***

Папа аквариум Саше купил,

Информация о работе Дидактические игры в начальном курсе математики