Дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Принципы (от лат. prindpium - начало, основа) - это ос­новные исходные положения, которыми следует руковод­ствоваться в разных областях деятельности. Теория и практи­ка учебного процесса (дидактика) опираются на дидакти­ческие принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.

Содержание работы

1. История становления и развития дидактических принципов……………….2
2. Анализ основных дидактических принципов………………………………...5
3.Особенности реализации принципов развивающей и практической направленности обучения, воспитывающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности, сознательности и активности, индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и др……………………………...9
4. Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Реферат 09.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Принцип систематичности и последовательности реали­зуется воспитателями при составлении перспективных и ка­лендарных планов. Так, более или менее сложное программ­ное содержание разделяется на несколько конкретных, мень­ших задач, и весь последующий материал излагается детям как продолжение. Воспитатель подчеркивает, что определен­ный материал уже усвоен детьми, а сегодня они познако­мятся с новым.

В обучении весьма важен элемент новизны, он вызывает заинтересованность. Например, с арифметическими задачами детей знакомят постепенно, на каждом занятии предусматри­вают повторение и обязательное сообщение новых знании. Так, на первом занятии воспитатель ставит цели: ознакомить детей с сущностью и структурой арифметической задачи (условие и вопрос), учит решать задачи на нахождение суммы и ос­татка путем сложения и вычитания. На втором занятии по­вторяются, уточняются знания детей об арифметической за­даче; их учат самостоятельно составлять задачи, опираясь на конкретные действия или изображения конкретных множеств (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации). На третьем занятии можно предложить детям решение текстовых (уст­ных) задач. При этом дети выкладывают числовые данные карточками с цифрами и знаками.

Логической основой познавательной активности является бе­зусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиться в качество личности, на­зываемое познавательной активностью, только при опреде­ленных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительной фон обучения.

Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, воспитатель создает условия сначала для форми­рования практических, а затем и логических операций. Это можно проследить на примере ориентировки в пространстве. На первых занятиях (подготовительная к школе группа) детей обучают практически ориентироваться в определен­ном пространстве. Дети должны определить, откуда исходит звук (игра «Угадай, где звенит») или найти по инструкции воспитателя свое место относительно других объектов (уп­ражнение «Стань на место»). Вследствие этого у детей фор­мируются ориентировочные умения, понимание простран­ственного размещения предметов: справа, слева, впереди, сза­ди, между и др. Это значительно легче, чем словесное описание своего местоположения и относительного разме­щения предметов.

Ориентировка в пространстве тесно связана с умением выделять и оценивать расстояния. Поэтому на занятии дети тренируются в оценке расстояния от самого ребенка до ка­кого-либо предмета (объекта) или расстояния между ними; для понимания перспективы (далеко-близко, дальше-бли­же, на переднем-заднем плане картины и т.д.) они рассматривают сюжетные картинки, карточки, иллюстрации.

На следующем этапе решаются задачи, связанные с ори­ентировкой на площади стола, листе бумаги, экране, фланелеграфе, т.е. в двухмерном пространстве. На занятиях ис­пользуются упражнения - зрительный и слуховой диктант. Несколько позднее можно провести с детьми словесные ди­дактические игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Куда пойдешь, что найдешь?»

Кроме того, в системе работы следует предусматривать закрепление знаний на других занятиях и в разных видах деятельности детей (игра, труд, конструирование).

Важное значение в обучении детей дошкольного возрас­та имеет принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно на­глядно-образный характер. Я.А. Коменского справедливо счи­тают первым, кто на уровне современной ему передовой педагогической практики обосновал принцип наглядности. Использование наглядности в обучении Я.А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Он рекомендовал все, что только можно, представить ощущениями, а имен­но: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, вкусовое - вкусом, осязаемое - ося­занием. Если какие-нибудь объекты одновременно можно воспринять несколькими чувствами, то они должны вос­приниматься несколькими чувствами. Познание всегда, как указывал Я.А.Коменский, начинается с ощущений, ибо ни­чего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях.

Классическая педагогика выделила принцип наглядно­сти, исходя из обобщения педагогической практики. Наибо­лее результативно то обучение, которое начинается с рас­сматривания предметов, наблюдения явлений, процессов, действий с окружающими предметами. Ссылаясь на особен­ности психического развития детей дошкольного возраста, К.Д. Ушинский утверждал, что «детская природа требует на­глядности», что ребенок долго и напрасно будет мучиться над пятью незнакомыми ему словами, а, связав с картинка­ми двадцать таких же слов, он усвоит их на лету. Можно пояснять ребенку очень простую мысль, и он ее не поймет, а если этому же ребенку объяснить трудную картинку, то он ее поймет быстрее.

В методике обучения детей математике принцип нагляд­ности тесно связывается с активностью ребенка. Осознан­ное овладение элементами математических знаний возмож­но лишь при наличии у детей некоторого чувственного по­знавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действитель­ности или познанием этой действительности через изобра­зительные и технические средства.

Использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальных систем. Демонстрация любого наглядного средства сопровож­дается словом, которое направляет внимание ребенка на глав­ное (обследование геометрической фигуры и др.). И.П. Пав­лов говорил, что нормальный человек пользуется второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она пра­вильно соотносится с первой, т.е. с предметами окружаю­щей действительности или их образами. Слово, что утрачи­вает связь с реальными предметами и явлениями, обознача­ющими их, перестает быть сигналом действительности, утрачивает свое познавательное значение.

Для того чтобы знания, приобретаемые детьми, были отображением действительности, ее настоящей сущностью, а не словесными формулировками, которые сохраняются в па­мяти и не имеют никакого познавательного смысла, необхо­димо, чтобы они опирались на ощущения.

Система дидактических принципов, определившихся в современной педагогике, может быть представлена в схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В схеме представлены связь и взаимообусловленность прин­ципов.

В учебном процессе вся система дидактических прин­ципов реализуется одновременно, широким фронтом. При этом следует помнить, что основным, главным является принцип развивающего и воспитывающего обучения. Орга­низация обучения в соответствии с этими принципами обес­печивает осознанное овладение детьми элементами матема­тических знаний и умений, развитие у них познавательных сил и возможностей.

 

Список используемой литературы

1. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как форма умственного воспитания и обучения: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под. ред. Н.Н. Поддякова - М., 1980 г.

2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 1990.

3. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

5. Дошкольная педагогика / под. ред. В.И. Логиновой и Н.Г. Саморуковой - М - 1988 г.

6. Козлова С.А., Култкова Т.А. Дошкольная педагогика - М., 1980г.

7. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1998. N8.

8. Лагунов "Дошкольное образование" учебник издательский дом "Первое сентября". СПб - 2000 г.

11. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.

 



Информация о работе Дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики