Дидактика и ее основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.

Содержание работы

Введение 3
Общее понятие о дидактике 4
Категория обучения 5
Категория причинности в дидактике 7
Категория содержания образования 9
Категории средства и метода обучения 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Didaktika_i_ee_osnovnyie_kategorii.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Общее понятие о дидактике 4

Категория обучения 5

Категория причинности в дидактике 7

Категория содержания образования 9

Категории средства и метода обучения 12

Заключение 14

Список  использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.

Категории дидактики составляют открытую систему фундаментальных  понятий, в которых сформулированы наиболее общие существенные свойства и характеристики системы обучения. По мере развития массового обучения и дидактики одни категории теряют своё значение (акциденция), другие появляются и повышают своё значение (например, интериоризация). Кроме того в дидактике используются категории других наук: психологии (восприятие, мышление, память и др.), философии (познание, материальное, идеальное и др.), логики (суждение, классификация и др.), культурологи (культура, духовные ценности и др.).

В настоящее время в  дидактике используется достаточно большое количество различных категорий, которые необходимо упорядочить, систематизировать, изложить концептуально, в виде модели, схемы, на едином методологическом основании.

Целью данной работы является рассмотрение дидактики и ее основных категорий.

Структура данной работы состоит  из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.

Общее понятие  о дидактике

 

Среди педагогических наук дидактика — одна из главных, ведь обучение выполняет доминирующую функцию  в воспитании и развитии личности.

Дидактические процессы возникают  из общественной необходимости передать молодому поколению накопленный  опыт, важный для дальнейшего развития. Каким образом это можно осуществить  наиболее рационально и с наибольшей эффективностью для процесса формирования личности — основной вопрос дидактики.

Следовательно, дидактика  призвана противодействовать стихийной  случайности в процессе обучения и образования (в контексте учения о формировании человеческой личности) целью, содержанием и формами, условиями  их осуществления. Отсюда — ее основная проблематика.

Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает  теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Основным предметом исследования дидактики  является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов  деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.1

Дидактика изучает смысловую  и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания необходимо формировать не изолированно, а в  единстве с методами их передачи и  усвоения.

Дидактика описывает и  объясняет процесс обучения, условия  его реализации, а также особенности  изменения и совершенствования  практики. Она разрабатывает вопрос более совершенной организации  процесса обучения, новых учебных  систем, новых технологий обучения.

Дидактика научно обосновывает содержание, методы и организационные  формы обучения.

Выделяют две функции  дидактики: теоретическую (диагностическую  и прогностическую) и практическую (инструментальную). Если первая функция  связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью  и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться  педагог - практик в соответствии с целями образования. Обе функции  неразрывно связаны между собой.

Категория обучения

 

Обучение - необходимое условие (фактор) становления внутреннего  мира личности. Отношения внутреннего  мира и обучения двусторонние: не только новые знания обогащают внутренний мир, но и усвоенные ранее знания, духовные ценности, уже вошедшие в  структуру внутреннего мира, влияют на качество знаний, их понимание, мотивацию, аттитюды (установки) и применение.

В современных условиях обучение многих людей продолжается всю жизнь: появляются новые духовные ценности, подлежащие усвоению, изменяются убеждения, мораль, взгляды. Возрастает значение формирования в процессе обучения навыков  самообучения: возможности самостоятельного познания нового – одно из основных условий успешной и счастливой жизни. Однако личная потребность в самообучении детерминирована общественными  потребностями в современных  профессионально подготовленных кадрах специалистов, требования к которым перманентно возрастают.

Обучение – общественное явление, обусловленное потребностями  существования. Общество задает цели обучения, которые затем формулируются  в виде государственных, общественных целей. Культура – условие существования  людей - снабжает обучение содержанием, системой духовных ценностей, необходимых  для жизни. Предметом исследования в дидактике является один из элементов  обучения – зависимости преподавания и учения. Процессуальная сторона  обучения представлена субъектами, объектами  и категорией управления обучением.2

Результат обучения – усвоенные  знания, умения и навыки.

Контроль результатов  может осуществляться по трем направлениям:

1. Глобальный: знает – не знает.

2. По характеристикам  знаний: запоминание, понимание,  применение и др. В этом случае  указывается уровень обученности. Каждой характеристике присваивается обозначение или наименование уровня обученности.

3. Комплексная оценка  результатов с указанием уровня  обученности и влияние других функций обучения (воспитывающий и развивающий): отмечается уровень воспитанности, характеристики умственного развития, сформированность способностей, накопленный опыт творческой деятельности и другие качества личности по усмотрению учителя – такую оценку принято называть компетентностью.

Цель обучения – дидактическая  категория, в которой выражены интересы и требования к результатам обучения. Цель выражается глаголом: научить, объяснить, сформировать, изложить и т.д. Цель порождает  образ конечного продукта работы учителя. Цель – образ определяет отбор содержания по теме, методику и технологию обучения. В организованном обучении цели всегда формулируются  в явном виде в специальных  предложениях, а в неорганизованном могут подразумеваться, следовать из контекста.

Субъекты обучения – это  учителя и учащиеся. Учитель - тот, кто знает, что - то умеет и считает  необходимым обучить другого. Учащийся - человек, который еще чего-то не знает и ничего не умеет, но хочет (или понимает, что нужно) учиться. Чаще всего учителя – старшее поколение, а учащиеся - младшее. Однако в эпоху научно-технической революции в жизнь систематически входят новые культурные ценности (технические, медицинские, нормы поведения и т.д.), такие как мода, этикет, компьютеры, гели, витамины, шампуни, йогурты, мобильники и т.д.; младшие овладевают ими быстрее, и в этом случае в порядке исключения они становятся учителями, а старшие учащимися.

Категория причинности  в дидактике

 

Дидактические явления следуют  друг за другом не хаотически, не столько  по воле учителя, сколько в системе  причинно-следственных отношений, Каждое явление следует из предшествующего, и в свою очередь, порождает очередное. Например, учащийся, часто получающий неудовлетворительные оценки (причина) начинает прогуливать уроки (следствие), чтобы избежать двоек.

Еще до появления экспериментальной  педагогики, начиная с великого дидакта, причинно-следственные отношения пытались эмпирически, из опыта преподавания, сформулировать в форме правил, принципов обучения, позволявших улучшить качество обучения. С начала 20 века в развитых странах появляются научные, экспериментальные лаборатории в которых исследуются и формулируются причинно-следственные связи между элементами процесса обучения в форме законов и закономерностей обучения.

Некоторые экспериментальные  законы формулируются вначале как  психологические законы усвоения знаний, а затем экстраполируются (переносятся, переформулируются) в дидактике как законы массового обучения. В этом случае психология обучения (как наука о внутренних душевных процессах) служит научной основой для разработки дидактической концепции и технологии массового обучения.

Принципы, законы и закономерности обучения выражают причинно - следственные отношения и входят в состав основных категорий дидактики.

Законы обучения – относительно новая и недостаточно исследованная  категория дидактики: в них формулируются  положения о причинах и следствиях развития дидактических явлений. Кроме причинных, в обучении имеются и другие отношения, такие как логические, временные, пространственные, внешнего и внутреннего, восприятия и мышления, эмоций и интеллекта, мотива и деятельности. Причинные отношения, существующие в дидактическим явлении, складываются под влиянием цели и в реальных условиях (программа, состав класса, количество часов, формы контроля и др.) Цели обучения, заданные в определенных условиях, составляют дидактическую задачу. Субъекты обучения решают дидактическую задачу и получают результат – уровень обученности (или воспитанности). В процессе решения дидактической задачи причинные отношения между элементами обучения систематически повторяются, воспроизводятся, существуют объективно.3

Закон обучения – это  дидактическая категория, обозначающая внутреннюю существенную объективную  причинную связь между элементами дидактического явления, которая регулярно  повторяется при решении однотипных дидактических задач.

Условия обучения – дидактическая  категория, обозначающая часть культурной среды, в которой живет учащийся, те материальные и духовные ценности, которые используются в учебном  процессе.

К ним относятся: 1) объективные  внешние условия: учебники и другая литература, средства и методы обучения, взрослые, речь, питание, свежий воздух, тетради, ручки, нравственные ценности, правила поведения, домашние условия, коллектив класса, друзья, товарищи и т.д.;

2) внутренние, субъективные  условия: мотивы, цели, интересы, здоровье, память и т.д. Иногда некоторые ценности противоречат друг другу. Например, речь учителя может существенно отличаться от речи родителей как по составу слов, так и по способу выражения. Соответственно у учащегося развиваются в общении два стиля: домашний и школьный.

Результат обучения - дидактическая  категория, выражающая уровень обученности учащихся. В простейшем случае (и в практике обучения) он выражается числом: оценкой контрольной работы или количеством баллов, набранных учащимся при тестировании. В дидактических исследованиях и при разработке новых методик и технологий обучения качество усвоенных знаний, умений и навыков определяется по следующим характеристикам.

1) Полнота системы изучений  понятий.

2) Объем – количество  изученной учебной информации (страниц  текста, предложений, слов, знаков).

3) Глубина – совокупность  связей между понятиями .

4) Систематичность и последовательность  информации.

5) Усвоенность структуры теории.

6) Оперативность – использование  знаний в алгоритмической деятельности.

7) Гибкость – возможность  переноса, использование знаний  в творческой деятельности.

8) Конкретность – умение  конкретизировать теоретические  понятия.

9) Обобщенность знаний в теоретических рассуждениях.

Категория содержания образования

 

Содержание образования  – составная часть содержания образования, которая включает в  себя объективные духовные ценности народа, необходимые человеку для  жизни, ориентировки в окружающем мире, оценки своих способностей и возможностей, выбора профессии, средств и методов  поведения, адекватного условиям существования. Проблема содержания образования состоит  в том, что, с одной стороны, каждое поколение в целом должно овладеть всеми культурными ценностями (материальными  и духовными), функционирующими в  обществе, и, соответственно, культура в полном объеме должна быть представлена в национальной системе образования; с другой стороны, возможности отдельного учащегося (и даже класса, школы) ограничены временем обучения, способностями учащихся, материально-техническим обеспечением учебного процесса, поэтому каждый человек овладевает в обучении только частью, фрагментом культуры.

Но так как материальная культура, чтобы быть усвоенной, должна быть выражена:  а) в знаниях о  ней, б) в способах деятельности, в) должна предполагать систему отношений  и г) иметь направленность к ее развитию, то в этом случае культура представляет собой социальный опыт, накопленный обществом, который  подлежит воспроизведению его в  опыте новых поколений.

Информация о работе Дидактика и ее основные категории