Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:28, контрольная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.
Введение 3
Общее понятие о дидактике 4
Категория обучения 5
Категория причинности в дидактике 7
Категория содержания образования 9
Категории средства и метода обучения 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Оглавление
Введение 3
Общее понятие о дидактике 4
Категория обучения 5
Категория причинности в дидактике 7
Категория содержания образования 9
Категории средства и метода обучения 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.
Категории дидактики составляют открытую систему фундаментальных понятий, в которых сформулированы наиболее общие существенные свойства и характеристики системы обучения. По мере развития массового обучения и дидактики одни категории теряют своё значение (акциденция), другие появляются и повышают своё значение (например, интериоризация). Кроме того в дидактике используются категории других наук: психологии (восприятие, мышление, память и др.), философии (познание, материальное, идеальное и др.), логики (суждение, классификация и др.), культурологи (культура, духовные ценности и др.).
В настоящее время в дидактике используется достаточно большое количество различных категорий, которые необходимо упорядочить, систематизировать, изложить концептуально, в виде модели, схемы, на едином методологическом основании.
Целью данной работы является рассмотрение дидактики и ее основных категорий.
Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.
Среди педагогических наук дидактика — одна из главных, ведь обучение выполняет доминирующую функцию в воспитании и развитии личности.
Дидактические процессы возникают
из общественной необходимости передать
молодому поколению накопленный
опыт, важный для дальнейшего развития.
Каким образом это можно
Следовательно, дидактика призвана противодействовать стихийной случайности в процессе обучения и образования (в контексте учения о формировании человеческой личности) целью, содержанием и формами, условиями их осуществления. Отсюда — ее основная проблематика.
Дидактика - это теория обучения
и образования, которая разрабатывает
теоретические основы процесса обучения
и исследует общие
Дидактика изучает смысловую и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания необходимо формировать не изолированно, а в единстве с методами их передачи и усвоения.
Дидактика описывает и объясняет процесс обучения, условия его реализации, а также особенности изменения и совершенствования практики. Она разрабатывает вопрос более совершенной организации процесса обучения, новых учебных систем, новых технологий обучения.
Дидактика научно обосновывает содержание, методы и организационные формы обучения.
Выделяют две функции
дидактики: теоретическую (диагностическую
и прогностическую) и практическую
(инструментальную). Если первая функция
связана с описанием процесса
обучения, его закономерностями, сущностью
и т.п., то вторая функция - с конструированием
проекта педагогической деятельности,
которым будет
Обучение - необходимое условие (фактор) становления внутреннего мира личности. Отношения внутреннего мира и обучения двусторонние: не только новые знания обогащают внутренний мир, но и усвоенные ранее знания, духовные ценности, уже вошедшие в структуру внутреннего мира, влияют на качество знаний, их понимание, мотивацию, аттитюды (установки) и применение.
В современных условиях обучение многих людей продолжается всю жизнь: появляются новые духовные ценности, подлежащие усвоению, изменяются убеждения, мораль, взгляды. Возрастает значение формирования в процессе обучения навыков самообучения: возможности самостоятельного познания нового – одно из основных условий успешной и счастливой жизни. Однако личная потребность в самообучении детерминирована общественными потребностями в современных профессионально подготовленных кадрах специалистов, требования к которым перманентно возрастают.
Обучение – общественное явление, обусловленное потребностями существования. Общество задает цели обучения, которые затем формулируются в виде государственных, общественных целей. Культура – условие существования людей - снабжает обучение содержанием, системой духовных ценностей, необходимых для жизни. Предметом исследования в дидактике является один из элементов обучения – зависимости преподавания и учения. Процессуальная сторона обучения представлена субъектами, объектами и категорией управления обучением.2
Результат обучения – усвоенные знания, умения и навыки.
Контроль результатов может осуществляться по трем направлениям:
1. Глобальный: знает – не знает.
2. По характеристикам
знаний: запоминание, понимание,
применение и др. В этом случае
указывается уровень
3. Комплексная оценка
результатов с указанием
Цель обучения – дидактическая категория, в которой выражены интересы и требования к результатам обучения. Цель выражается глаголом: научить, объяснить, сформировать, изложить и т.д. Цель порождает образ конечного продукта работы учителя. Цель – образ определяет отбор содержания по теме, методику и технологию обучения. В организованном обучении цели всегда формулируются в явном виде в специальных предложениях, а в неорганизованном могут подразумеваться, следовать из контекста.
Субъекты обучения – это учителя и учащиеся. Учитель - тот, кто знает, что - то умеет и считает необходимым обучить другого. Учащийся - человек, который еще чего-то не знает и ничего не умеет, но хочет (или понимает, что нужно) учиться. Чаще всего учителя – старшее поколение, а учащиеся - младшее. Однако в эпоху научно-технической революции в жизнь систематически входят новые культурные ценности (технические, медицинские, нормы поведения и т.д.), такие как мода, этикет, компьютеры, гели, витамины, шампуни, йогурты, мобильники и т.д.; младшие овладевают ими быстрее, и в этом случае в порядке исключения они становятся учителями, а старшие учащимися.
Дидактические явления следуют друг за другом не хаотически, не столько по воле учителя, сколько в системе причинно-следственных отношений, Каждое явление следует из предшествующего, и в свою очередь, порождает очередное. Например, учащийся, часто получающий неудовлетворительные оценки (причина) начинает прогуливать уроки (следствие), чтобы избежать двоек.
Еще до появления экспериментальной педагогики, начиная с великого дидакта, причинно-следственные отношения пытались эмпирически, из опыта преподавания, сформулировать в форме правил, принципов обучения, позволявших улучшить качество обучения. С начала 20 века в развитых странах появляются научные, экспериментальные лаборатории в которых исследуются и формулируются причинно-следственные связи между элементами процесса обучения в форме законов и закономерностей обучения.
Некоторые экспериментальные законы формулируются вначале как психологические законы усвоения знаний, а затем экстраполируются (переносятся, переформулируются) в дидактике как законы массового обучения. В этом случае психология обучения (как наука о внутренних душевных процессах) служит научной основой для разработки дидактической концепции и технологии массового обучения.
Принципы, законы и закономерности обучения выражают причинно - следственные отношения и входят в состав основных категорий дидактики.
Законы обучения – относительно новая и недостаточно исследованная категория дидактики: в них формулируются положения о причинах и следствиях развития дидактических явлений. Кроме причинных, в обучении имеются и другие отношения, такие как логические, временные, пространственные, внешнего и внутреннего, восприятия и мышления, эмоций и интеллекта, мотива и деятельности. Причинные отношения, существующие в дидактическим явлении, складываются под влиянием цели и в реальных условиях (программа, состав класса, количество часов, формы контроля и др.) Цели обучения, заданные в определенных условиях, составляют дидактическую задачу. Субъекты обучения решают дидактическую задачу и получают результат – уровень обученности (или воспитанности). В процессе решения дидактической задачи причинные отношения между элементами обучения систематически повторяются, воспроизводятся, существуют объективно.3
Закон обучения – это
дидактическая категория, обозначающая
внутреннюю существенную объективную
причинную связь между
Условия обучения – дидактическая категория, обозначающая часть культурной среды, в которой живет учащийся, те материальные и духовные ценности, которые используются в учебном процессе.
К ним относятся: 1) объективные внешние условия: учебники и другая литература, средства и методы обучения, взрослые, речь, питание, свежий воздух, тетради, ручки, нравственные ценности, правила поведения, домашние условия, коллектив класса, друзья, товарищи и т.д.;
2) внутренние, субъективные условия: мотивы, цели, интересы, здоровье, память и т.д. Иногда некоторые ценности противоречат друг другу. Например, речь учителя может существенно отличаться от речи родителей как по составу слов, так и по способу выражения. Соответственно у учащегося развиваются в общении два стиля: домашний и школьный.
Результат обучения - дидактическая категория, выражающая уровень обученности учащихся. В простейшем случае (и в практике обучения) он выражается числом: оценкой контрольной работы или количеством баллов, набранных учащимся при тестировании. В дидактических исследованиях и при разработке новых методик и технологий обучения качество усвоенных знаний, умений и навыков определяется по следующим характеристикам.
1) Полнота системы изучений понятий.
2) Объем – количество изученной учебной информации (страниц текста, предложений, слов, знаков).
3) Глубина – совокупность связей между понятиями .
4) Систематичность и
5) Усвоенность структуры теории.
6) Оперативность – использование
знаний в алгоритмической
7) Гибкость – возможность переноса, использование знаний в творческой деятельности.
8) Конкретность – умение
конкретизировать
9) Обобщенность знаний в теоретических рассуждениях.
Содержание образования
– составная часть содержания
образования, которая включает в
себя объективные духовные ценности
народа, необходимые человеку для
жизни, ориентировки в окружающем мире,
оценки своих способностей и возможностей,
выбора профессии, средств и методов
поведения, адекватного условиям существования.
Проблема содержания образования состоит
в том, что, с одной стороны, каждое
поколение в целом должно овладеть
всеми культурными ценностями (материальными
и духовными), функционирующими в
обществе, и, соответственно, культура
в полном объеме должна быть представлена
в национальной системе образования;
с другой стороны, возможности отдельного
учащегося (и даже класса, школы) ограничены
временем обучения, способностями учащихся,
материально-техническим
Но так как материальная культура, чтобы быть усвоенной, должна быть выражена: а) в знаниях о ней, б) в способах деятельности, в) должна предполагать систему отношений и г) иметь направленность к ее развитию, то в этом случае культура представляет собой социальный опыт, накопленный обществом, который подлежит воспроизведению его в опыте новых поколений.