Дидактика и ее основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.

Содержание работы

Введение 3
Общее понятие о дидактике 4
Категория обучения 5
Категория причинности в дидактике 7
Категория содержания образования 9
Категории средства и метода обучения 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Didaktika_i_ee_osnovnyie_kategorii.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Каждый из отмеченных видов  социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:4

1. Система знаний о  природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности.

2. Система общих интеллектуальных  и практических навыков и умений.

3. Опыт творческой поисковой  деятельности.

4. Опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру.

Каждый вид содержания выполняет свою специфическую, не подменяемую  другими функцию в формировании личности.

Предшествующие виды могут  существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к этой деятельности. Все виды содержания образования взаимообусловлены. Их взаимосвязь выражается еще и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других.

Таким образом, образование - это сторона воспитания, которая  состоит в овладении системы  научных и культурных ценностей, накопленных человечеством; это  процесс и результат усвоения систематизированных элементов  культуры. Содержание образования является педагогической моделью социального  заказа и выступает как содержательная сторона обучения в единстве с  его процессуальной стороной. Обучение - есть процесс образования, направленный на усвоение определенных сторон социального опыта, накопленного человечеством; осуществляется через специально организованную познавательную деятельность (преподавание и учение); формирует у обучаемых уровень образования и воспитания.

Основанием для отбора содержания школьного образования  служат принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве определения  конкретного содержания учебного материала  в учебных предметах.

Содержание обучения необходимо оперативно совершенствовать соответственно развитию общества, исключать информацию, не имеющую значения, темы занятий, не соответствующие современным духовным потребностям населения, морально устаревшую лексику. В то же время учащимся требуются для участия в современном труде и полноценной жизни знания по экономике, экологии, информатике, электронике, о культуре производства, распределения (торговля), потребления, о здоровом образе жизни, о закономерностях и принципах функционирования общества, культуре поведения. Какие-то из этих знаний нужны всем, другие – по желанию, приобретаемые на занятиях по выбору учащихся.

В школьном обучении учебные  предметы представлены по циклам: а) гуманитарный, б) естественно-математический, в) художественно - эстетический, г) производственно-трудовой, д) физкультурно - оздоровительный.

Категории средства и метода обучения

 

Средства обучения – объект, необходимый для организации  процесса усвоения знаний. В культуре этот объект существует независимо от образования. Он функционирует в  обучении как оператор (предмет, совершающий  операции), обеспечивающий отображение  учебной информатики во внутренний мир личности. Поэтому он «располагается»  между учащимся и новой учебной  информацией. Его функция аналогична средствам труда (лопата, комбайн, самолет). Существует некоторое подобие между  структурами обучения (в аспекте  духовного производства личностей  в массовом обучении) и производительным трудом (в плане производства ценностей  народной культуры). Понятие о средствах  обучения рядоположено с понятиями о средствах производства, транспорта, связи и т.п.

Понятие о средстве обучения – категория дидактики, обозначающая материальные или духовные ценности, с помощью которых осуществляется процесс обучения.5

В процессах коммуникации и деятельности средства обучения используются учителем и учащимся как орудия деятельности. В обучении они участвуют дважды: сначала как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний. Например, учащийся вначале  усваивает грамматические правила как предмет духовной культуры народа, а затем использует эти правила как средство грамотного письма.

К средствам обучения относятся: речь, учебники, компьютеры, рисунки, таблицы, схемы, оборудование учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, ноты, краски, кисти, бумага и т.д. Систематическое использование разнообразных средств обучения позволяет повысить качество знаний учащихся, их успеваемость, содействует умственному развитию и становлению способностей, их адаптации к возрасту, уровню умственного развития, другим закономерностям обучения.

Метод – способ достижения планируемого результата, заданного  в форме цели, задачи или вопроса  в определённых условиях. Метод - общенаучная  методологическая категория, предназначенная  для познания и понимания смысла жизни и деятельности человека в  обществе.

Метод обучения – вид  общего метода познания, способ обучения, направленный на достижение планируемого уровня обученности и компетентности поколения учащихся. Методы обучения предназначены для достижения конкретных целей обучения, решения дидактических задач, ответа на вопросы о путях усвоения учащимися культурных ценностей. Метод отвечает на вопрос: как учить? В методе обучения взаимосвязаны способы деятельности учителя и учащихся: как учитель учит, так дети и учатся.

Понятие о методе обучения – дидактическая категория, обозначающая взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся. Методы обучения связаны в систему.

Учителя–новаторы периодически создают новые методы обучения, соответствующие  современным условиям модернизации содержания и организации обучения.

Искусство обучения состоит  в том, чтобы разработать систему  методов, обеспечивающих достижение цели урока, усвоение темы всеми учащимися  в соответствии с требованиями стандарта.

Заключение

 

В ходе данной работы была рассмотрена  дидактика и ее основные категории, из этого следует что дидактика - это дисциплина о процессе обучения – занимает особенное место среди  гуманитарных (общественных) наук. Она  необходима всем: любой образованный человек в детстве учился, а  потом время от времени учил других. Чем компетентнее в проблемах  дидактики преподаватель, тем удачнее  учится учащийся. В сегодняшнее время  учатся все: человек – продукт  обучения. Высокий уровень обученности сейчас – залог счастливой жизни и успехов в карьере.

Дидактика рассматривает  обучение как сложную целостную  систему, вбирающую в себя совокупность взаимосвязанных частей (компонентов).

Процесс обучения - это непростая  система, выражаемая бесконечным разнообразием  состояний, отношений и связей ее функционирующих компонентов. В  состав данной системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления.

Дидактическая категория, являясь  самым абстрактным понятием дидактики, не может быть определена на базе остальных  дидактических понятий.

Поэтому были применены онтологические всеобщие категории содержания, формы  и структуры. Категории дидактики  представлены в онтологическом аспекте  в виде всеобщих понятий в системе, отражающей обучение в контексте  общественных отношений. Онтологический подход позволил отметить в каждой категории ее обобщенное содержание и ее функции в явлении наследования духовной среды обитания человека.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Голуб Б.А. / Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студентов педвузов. - М., 2008.
  2. Журнал. Русский язык и литература. Всё для учителя! 3 Пилотный выпуск. Август 2010.
  3. Коджаспирова Г.М. / Педагогика: учебник. – М., Гардарики, 2007.
  4. Меняев А.Ф. / Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. - М. , 2010.
  5. Пешкова В.Е. / Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: Качество, 2011.

 

 

 

1Голуб Б.А. / Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студентов педвузов. - М., 2008.с. 48.

2Меняев А.Ф. / Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. - М. , 2010.с.49.

3Журнал. Русский язык и литература. Всё для учителя! 3 Пилотный выпуск. Август 2010.с.21.

4Пешкова В.Е. / Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: Качество, 2011.с.27.

5Коджаспирова Г.М. / Педагогика: учебник. – М., Гардарики, 2007.с.38.

 


Информация о работе Дидактика и ее основные категории