Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:28, контрольная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что дидактическая категория – родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики – это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.
Введение 3
Общее понятие о дидактике 4
Категория обучения 5
Категория причинности в дидактике 7
Категория содержания образования 9
Категории средства и метода обучения 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Каждый из отмеченных видов
социального опыта представляет
собой специфический вид
1. Система знаний о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности.
2. Система общих
3. Опыт творческой поисковой деятельности.
4. Опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру.
Каждый вид содержания выполняет свою специфическую, не подменяемую другими функцию в формировании личности.
Предшествующие виды могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к этой деятельности. Все виды содержания образования взаимообусловлены. Их взаимосвязь выражается еще и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других.
Таким образом, образование - это сторона воспитания, которая состоит в овладении системы научных и культурных ценностей, накопленных человечеством; это процесс и результат усвоения систематизированных элементов культуры. Содержание образования является педагогической моделью социального заказа и выступает как содержательная сторона обучения в единстве с его процессуальной стороной. Обучение - есть процесс образования, направленный на усвоение определенных сторон социального опыта, накопленного человечеством; осуществляется через специально организованную познавательную деятельность (преподавание и учение); формирует у обучаемых уровень образования и воспитания.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве определения конкретного содержания учебного материала в учебных предметах.
Содержание обучения необходимо оперативно совершенствовать соответственно развитию общества, исключать информацию, не имеющую значения, темы занятий, не соответствующие современным духовным потребностям населения, морально устаревшую лексику. В то же время учащимся требуются для участия в современном труде и полноценной жизни знания по экономике, экологии, информатике, электронике, о культуре производства, распределения (торговля), потребления, о здоровом образе жизни, о закономерностях и принципах функционирования общества, культуре поведения. Какие-то из этих знаний нужны всем, другие – по желанию, приобретаемые на занятиях по выбору учащихся.
В школьном обучении учебные предметы представлены по циклам: а) гуманитарный, б) естественно-математический, в) художественно - эстетический, г) производственно-трудовой, д) физкультурно - оздоровительный.
Средства обучения – объект, необходимый для организации процесса усвоения знаний. В культуре этот объект существует независимо от образования. Он функционирует в обучении как оператор (предмет, совершающий операции), обеспечивающий отображение учебной информатики во внутренний мир личности. Поэтому он «располагается» между учащимся и новой учебной информацией. Его функция аналогична средствам труда (лопата, комбайн, самолет). Существует некоторое подобие между структурами обучения (в аспекте духовного производства личностей в массовом обучении) и производительным трудом (в плане производства ценностей народной культуры). Понятие о средствах обучения рядоположено с понятиями о средствах производства, транспорта, связи и т.п.
Понятие о средстве обучения
– категория дидактики, обозначающая
материальные или духовные ценности,
с помощью которых
В процессах коммуникации и деятельности средства обучения используются учителем и учащимся как орудия деятельности. В обучении они участвуют дважды: сначала как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний. Например, учащийся вначале усваивает грамматические правила как предмет духовной культуры народа, а затем использует эти правила как средство грамотного письма.
К средствам обучения относятся: речь, учебники, компьютеры, рисунки, таблицы, схемы, оборудование учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, ноты, краски, кисти, бумага и т.д. Систематическое использование разнообразных средств обучения позволяет повысить качество знаний учащихся, их успеваемость, содействует умственному развитию и становлению способностей, их адаптации к возрасту, уровню умственного развития, другим закономерностям обучения.
Метод – способ достижения планируемого результата, заданного в форме цели, задачи или вопроса в определённых условиях. Метод - общенаучная методологическая категория, предназначенная для познания и понимания смысла жизни и деятельности человека в обществе.
Метод обучения – вид общего метода познания, способ обучения, направленный на достижение планируемого уровня обученности и компетентности поколения учащихся. Методы обучения предназначены для достижения конкретных целей обучения, решения дидактических задач, ответа на вопросы о путях усвоения учащимися культурных ценностей. Метод отвечает на вопрос: как учить? В методе обучения взаимосвязаны способы деятельности учителя и учащихся: как учитель учит, так дети и учатся.
Понятие о методе обучения
– дидактическая категория, обозначающая
взаимосвязанные способы
Учителя–новаторы периодически создают новые методы обучения, соответствующие современным условиям модернизации содержания и организации обучения.
Искусство обучения состоит в том, чтобы разработать систему методов, обеспечивающих достижение цели урока, усвоение темы всеми учащимися в соответствии с требованиями стандарта.
В ходе данной работы была рассмотрена дидактика и ее основные категории, из этого следует что дидактика - это дисциплина о процессе обучения – занимает особенное место среди гуманитарных (общественных) наук. Она необходима всем: любой образованный человек в детстве учился, а потом время от времени учил других. Чем компетентнее в проблемах дидактики преподаватель, тем удачнее учится учащийся. В сегодняшнее время учатся все: человек – продукт обучения. Высокий уровень обученности сейчас – залог счастливой жизни и успехов в карьере.
Дидактика рассматривает обучение как сложную целостную систему, вбирающую в себя совокупность взаимосвязанных частей (компонентов).
Процесс обучения - это непростая система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, отношений и связей ее функционирующих компонентов. В состав данной системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления.
Дидактическая категория, являясь самым абстрактным понятием дидактики, не может быть определена на базе остальных дидактических понятий.
Поэтому были применены онтологические всеобщие категории содержания, формы и структуры. Категории дидактики представлены в онтологическом аспекте в виде всеобщих понятий в системе, отражающей обучение в контексте общественных отношений. Онтологический подход позволил отметить в каждой категории ее обобщенное содержание и ее функции в явлении наследования духовной среды обитания человека.
1Голуб Б.А. / Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студентов педвузов. - М., 2008.с. 48.
2Меняев А.Ф. / Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. - М. , 2010.с.49.
3Журнал. Русский язык и литература. Всё для учителя! 3 Пилотный выпуск. Август 2010.с.21.
4Пешкова В.Е. / Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: Качество, 2011.с.27.
5Коджаспирова Г.М. / Педагогика: учебник. – М., Гардарики, 2007.с.38.