Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:53, отчет по практике

Описание работы

В связи с этим целью прохождения практики является проектирование и создание курсов дистанционного обучения.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Ознакомление с материалами по дистанционному обучению;
Выбор тематики и проектировка курса;
Изучение и освоение методов работы с компьютерной техникой и специализированными программами;
Представительное оформление готового курса.

Содержание работы

Введение
1Теоретическая часть
Описание структуры
Структура содержания курса
2. Практическая часть
2.1 Постановка задачи
2.2 Проектирование и создание курса
2.3 Исходный код компьютерной программы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Otchyot_po_lentey_praktike_2_kurs.docx

— 82.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  Н.Г.  ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

Кафедра материаловедения,

технологии  и управления качеством

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ ПО ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

 

 

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

студентки 2 курса факультета нано - и биомедицинских технологий 222 гр.

Ивановой Марины

 

                                                         

 

       

 

 

 

руководитель

     

А. В. Матыгин

     

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

 

Содержание

Введение

1Теоретическая часть

    1. Описание структуры
    2. Структура содержания курса

2. Практическая часть

2.1 Постановка задачи

2.2 Проектирование и создание  курса

2.3 Исходный код компьютерной программы

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

В последние годы в мировом и российском образовательном пространстве получил широкое распространение термин «E-learning», означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. Активная фаза развития дистанционного обучения  в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (СГУ)  началась в 2005 г. с попытки создания информационной системы, поставляемой студентам на внешних накопителях данных. В 2008 г. была закуплена компьютерная техника для создания классов дистанционного доступа. Университетом была поставлена задача создания и внедрения системы дистанционного образования  в образовательный процесс.

В связи с этим целью прохождения практики является проектирование и создание курсов дистанционного обучения.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. Ознакомление с материалами по дистанционному обучению;
  2. Выбор тематики и проектировка курса;
  3. Изучение и освоение методов работы с компьютерной техникой и специализированными программами;
  4. Представительное оформление готового курса.

 

1 Теоретическая  часть

Принципиально новый этап развития дистанционного образования в СГУ связан с реализацией Инновационной образовательной программы. В 2008 г. была закуплена компьютерная техника для создания классов дистанционного доступа в 14 представительствах в регионе и центра управления в СГУ. Университетом была поставлена задача создания и внедрения системы дистанционного образования  в образовательный процесс для заочного отделения. Экспериментом было охвачено более  тысячи студентов, обучающихся по семи специальностям высшего профессионального образования. При этом было необходимо органично войти в существующую инфраструктуру и обеспечить плавный перевод существующих учебно-методических комплексов  в электронный вид.

На подготовительном этапе был проделан тщательный анализ готовых решений и сервисов, хорошо зарекомендовавших себя в области дистанционных образовательных технологий. При этом было необходимо учитывать, что организация дистанционного образования должна включать в себя целый комплекс взаимосвязанных ресурсов и процессов, которые в совокупности смогут обеспечить высокий уровень предоставляемых образовательных услуг. По результатам этого анализа было принято решение о создании собственной платформы, обеспечивающей реализацию и управление образовательным процессом.

В 2008 г. была запущена пилотная версия системы дистанционного образования «Ipsilon 2.0», которая являлась собственной разработкой программистов СГУ и позволяла решать задачи на региональном уровне. Платформа «Ipsilon 2.0» объединяет несколько прикладных программ. Все программы защищены свидетельствами о государственной регистрации программы для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации. Первая версия системы подтвердила свою эффективность в решении вопросов дистанционного обучения на региональном уровне. Достоинства системы дистанционного образования СГУ были отмечены на 12-м  Всероссийском форуме «Образовательная среда-2010» (г. Москва, ВВЦ). По результатам Всероссийского творческого конкурса научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования система дистанционного образования СГУ стала победителем в номинации «Корпоративные системы дистанционного обучения».

Составляющие платформы «Ipsilon 2.0» представляют собой социально-образовательную сеть, блоки для учебно-методических комплексов и их редактирования, чтения учебно-методических комплексов и блок управления[1].

 

 

 

1.1 Описание структуры

Система дистанционного образования (СДО) «Ipsilon 2.0» состоит из нескольких взаимосвязанных компонент (рис. 1), которые  взаимодействуют друг с другом и имеют возможность работать независимо.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Так как в основе любой системы дистанционного образования лежит контент, т. е.  комплект электронных учебно-методических комплексов (УМК), функционирующих в рамках СДО и реализующих в совокупности образовательные программы, то одним из основных компонентов СДО должен быть блок создания и управления контентом. При этом контент должен соответствовать государственным образовательным стандартам и иметь строго регламентированные процедуры оценки знаний. УМК должны отвечать определенным требованиям к оформлению, качеству текстовых, графических и мультимедиа-фрагментов.

Для управления учебно-методическими комплексами в СДО включена информационная система «Ipsilon-UMK», которая делает удобной работу с учебными планами, осуществляет соответствие УМК и направлений подготовки, дисциплин и читающих их преподавателей. Кроме того, эта система позволяет реализовывать контроль качества отдельных электронных курсов и верстки УМК.

Для быстрого создания учебных курсов по дисциплинам в СДО входит система «Ipsilon-Editor», которая предоставляет удобный интерфейс для создания курсов, легкий импорт текстов из популярных текстовых редакторов (Word, Open Office-Writer), осуществляет интеграцию мультимедийных компонентов, создание и редактирование математических формул. В систему «Ipsilon-Editor» включен собственный удобный редактор тестов.

Еще одной из основных составляющих системы ДО является социально-образовательная сеть «Ipsilon-Web». Эта сеть предназначена для работы с отдельными курсами и организации работы преподавателей и студентов. Социально-образовательная сеть включает в себя множество подсистем и постоянно развивающуюся структуру. Примерами таких подсистем являются: система работы с курсами и тестами, система обмена сообщениями между преподавателями и студентами, образовательные форумы, система подсчета рейтинга для студентов, система уведомлений и событий для преподавателя, система отчетов по всем действиям студента и преподавателя на портале и многое другое.

Каждый студент испытывает необходимость в том, чтобы иметь под рукой пакет необходимых материалов независимо от наличия у него постоянного выхода в Интернет. Для того чтобы студенты могли работать с используемыми в системе дистанционного образования УМК, были предприняты меры к разработке и внедрению ИС «Ipsilon-Reader». Система позволяет работать с УМК в аналогичном «Ipsilon-Web» интерфейсе. Кроме того, предусмотрена возможность создания отчетов о работе студента с «Ipsilon-Reader», которые впоследствии могут быть интегрированы в базе данных системы «Ipsilon-Web». Отчеты в формате xls, которые сопровождают образовательный процесс, генерируются с помощью программы «Ipsilon-Dean». Все описанные системы объединены в один общий проект «Ipsilon 2.0», объединенный платформой разработки, общей системой хранения данных и идеологией.

Также важной составной частью проекта является информационный сайт «Ipsilon-Info». Его основное назначение – продвижение дистанциионных образовательных услуг организации, информационное обеспечение текущего учебного процесса, создание сообщества обучающихся. В рамках информационного портала СГУ был проработан раздел http://www.sgu.ru/structure/oec[2].

Содержание сайта включает в себя:

  • общую вводную информацию, которая носит рекламный характер и подробно описывает образовательные услуги;
  • информацию для абитуриентов, описывающую правила и сроки приема (регистрации) абитуриентов, стоимость и порядок оплаты обучения, инструкции по настройке удаленных рабочих мест обучающихся, демонстрационные курсы, перечень часто задаваемых абитуриентами вопросов  и ответы на них;
  • информацию для обучающихся, которая имеет своей целью информационное и организационное обеспечение текущего процесса обучения, в том числе основные нормативные документы, графики контрольных и аттестационных мероприятий на текущий семестр, объявления администрации и прочее. 

СДО «Ipsilon 2.0» непрерывно развивается, предусматривается создание нескольких новых проектов (система работы с учебными ведомостями, система «Интерактивные уроки»), которые должны добавить новые функциональные возможности, позволяющие сделать работу студентов и преподавателей максимально удобной.

Одним из самых важных перспективных нововведений является создание базы ресурсов знаний университета, состоящее из  материалов, которые преподаватели могут использовать для создания своих УМК: содержание самих занятий, графика, видео, словари, тренажеры, электронные книги и многое другое. Преподаватель, заливая свои материалы на сервер, может назначить для них уровень доступа так, чтобы ими могли  пользоваться другие преподаватели или студенты.

В настоящее время СДО внедрена  только для заочной формы обучения, но это лишь начало – ведется работа для того, чтобы открыть ее для всех студентов СГУ, тем самым предоставив им возможность дополнить свои знания теми материалами, которые их преподаватели сделают доступными. Готовится блок дисциплин, которые будут использоваться для дополнительного образования. Кроме того, прорабатывается программный механизм взаимодействия с другими вузами по обмену курсами и создания региональной библиотеки УМК[3,4].

 

 

1.2 Структура содержания курса

Учебный курс по дисциплине делится на самостоятельные части – блоки. В состав курса входят следующие блоки:

  • информационный,
  • учебный,
  • практический,
  • контрольный.

Каждый  из блоков делится на составные части. Все элементы курса обязательны, однако следует учитывать специфику  каждой дисциплины, так как для  разных дисциплин составные части  курса могут иметь различное  значение. Одним из главных требований к электронному УМК является наличие качественных тестов.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА

 

Он может состоять из следующих частей.

  • Описание дисциплины:
  • наименование дисциплины в соответствии с учебным планом;
  • ключевые фразы, характеризующие дисциплину;
  • язык, идентификаторы средств обучения, охват и др.
  • Вводная информация:
  • сведения об авторах;
  • обращение авторов;
  • методические рекомендации;
  • требования к знаниям студентов;
  • система оценивания (чаще всего уточнение той, что уже используется в системе ДО);
  • задачи и цели курса;
  • межпредметные связи;
  • умения или компетенции, получаемые после освоения дисциплины;
  • комментарии к учебному курсу.
  • Рабочая программа дисциплины.
  • Календарный план.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО БЛОКА

 

Учебный блок может состоять из следующих частей:

  • лекционный материал, разбитый на модули и занятия;
  • дополнительный материал;
  • перечни обязательной и дополнительной литературы;
  • видео- и аудиоматериалы;
  • материалы для самостоятельного изучения в дополнение к обязательным;
  • глоссарий.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО БЛОКА

 

Практический блок может состоять из следующих частей:

  • самостоятельные работы;
  • рефераты и доклады;
  • темы семинаров (индивидуальные и групповые);
  • темы курсовых работ;
  • темы дипломных работ;
  • темы для ролевых игр и телекоммуникационных проектов;
  • другие виды самостоятельных работ;
  • задачники;
  • практикумы;
  • тренажеры;
  • лабораторные работы.

Информация о работе Дистанционное образование