Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:55, реферат
Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и
образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое
явление в педагогике. Исследования содержания научной- педагогической и
учебно- педагогической литературы, нормативно-правовых документов,
касающихся образования, а также текстов журнальных статей и
многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что
отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже
применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о
ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс
дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и
подтверждение образовательного ценза.
Введение.
Развитие СДО в мире.
Потребители СДО.
Особенности дистанционного обучения.
Заключение.
Список литературы.
Дистанционное обучение в вузе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт подготовки научно-педагогических
и научных кадров
Специальность: Политическая экономия (08.00.01)
Отделение: дневное
Кафедра Педагогики
Реферат на тему:
"Дистанционное обучение в вузе."
Выполнил:
Аспирант
Содержание:
Введение.
Развитие СДО в мире.
Потребители СДО.
Особенности дистанционного обучения.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и
образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое
явление в педагогике. Исследования содержания научной- педагогической и
учебно- педагогической литературы, нормативно-правовых документов,
касающихся образования, а также текстов журнальных статей и
многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что
отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже
применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о
ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс
дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и
подтверждение образовательного ценза.
Развитие СДО в мире.
Историко- педагогический анализ проблем становления и развития ДО
показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем
дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к
нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов,
ведущих подготовку по новым информационным технологиям. В США в системе ДО
обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический
Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в
начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью
дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине
университетов используются технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО
широко используется телевидение и Интернет.
Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в
Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за
рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего
образования для взрослых, он является одним из подразделений министерства
образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по
высшему образованию. В его структуре существует система повышения
квалификации, в частности, преподавателей средних школ. Национальный Центр
ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в
120 странах мира. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для
обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных
курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в
Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского
региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах
городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания
выполняются вне университета на основе специальных разработок и с
консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется
непосредственно в вузе. С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах
начинают создаваться Центры ДО, а также так называемые летние университеты,
которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.
В Турции
с 1974 г. работает Открытый
получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из
университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них
проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы
возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более
120 000 слушателей.
Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и
Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и
техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие
ДО заметно отстает от развития ДО в других регионах.
Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем
образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной
ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую
часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные
образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General
Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного
опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по
количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных
подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше
рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-
исследовательские разработки. Традиционная система обучения, которая
предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего
места, и, следовательно, ведет к потерям для компании, оказывается все
более неприемлемой. Крупные предприятия часто имеют подразделения, филиалы
во всем мире и должны обучать персонал в разных странах. Кроме того,
обучение должно происходить быстрыми темпами, чтобы не сдерживать процесс
внедрения и реализации новых товаров на рынке. Услуги по обучению персонала
должны предоставляться одновременно с появлением новых разработок
предприятия. Это приводит
к необходимости
осуществляет предприятие. Оно позволяет избежать перемещения персонала в
центр обучения и тем самым получить выигрыш во времени, экономию затрат на
транспорт и отвлечение персонала от работы. Таким образом, применение ДО -
это шанс для крупного предприятия обеспечить быстрое внедрение на рынок
новых товаров в условии постоянной модернизации производства.
Процесс развития ДО в России начался в начале 90-х годов. Количество
образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на
начало 1997 года составило по подсчетам автора более ста.
В 1994-96 годов в Москве прошли международные конференции по
дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США,
Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др.
Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки ДО
внесли Всероссийские конференции по дистанционному образованию,
организуемые Московским государственным университетом экономики,
статистики и информатики.
Процесс
развития ДО в России
причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения,
дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким
материальным стимулированием преподавателей. Стали уже классическими
примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете
электроники и математики (МИЭМ) [57]. Активно внедряются технологии ДО в
МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте
(МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения
(МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и
статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете,
Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной
академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном
техническом университете и других вузах.
Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в
образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером
может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) -
первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989
году в рамках проекта ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП создал
прецедент использования компьютерных сетей и проведения
телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим
возможностям этой информационной технологии среди педагогической
общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев,
исследователей. В этой же области проводится работа в Институте проблем
информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) А.А. Федосеев и Д.А.
Богданова.
Потребители СДО.
С финансовой
поддержкой корпорации Карнеги,
дополнительного образования, Министерств Образования и Образования США,
SOC была организована усилиями Американской Ассоциации государственных
вузов (ААSCU) и Американской Ассоциации общественных колледжей (ААСС).
Сегодня сотни тысячи военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС МО США,
а также члены их семей занимаются по программам различных вузов, входящих
в SOC. Эти программы получают поддержку и эффективно координируются
академическими ассоциациями и агентствами, МО и ВС.
В целом, благодаря SOC, военнослужащие имеют возможность получить
любой вид сертификата, ученого звания или степени. Многие вузы дают
базовые программы для континентальной части США, некоторые и для
зарубежья. SOC позволяет получить диплом на основе образования,
полученного где-либо в другом месте. Возможно изучение полных вузовских
программ и целевых - для непосредственного получения степени. При
реализации образовательных программ в SOC широко используют технологии ДО.
Для достижения поставленных целей SOC функционирует как единая
структурная единица в соответствии с установленными Консорциумом SOC и
вооруженными силами принципами:
1. Для увеличения эффективности подготовки военных специалистов и
достижения образовательных и карьерных целей, военнослужащие должны
заниматься по тем же программам, что и все обычные граждане. Учебные
программы должны для военнослужащих быть основаны на программах вузов
SOC;
2. Военнослужащие должны пользоваться максимально гибкой системой
удобств при получении образования, особенно синхронизированные со свободным
временем обучающихся, возможности взаимозачтения дипломов высших школ,
определение компетентности с помощью стандартных тестов, упрощение
процедуры перевода на другие специальности и в другие вузы.
Как известно, конституция РФ гарантирует гражданам право на
образование. Это право можно реализовать в соответствии с Законом «Об
образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные
программы осваиваются в следующих формах: в образовательных учреждениях с
отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства: в форме семейного
образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных
форм получения образования. Конкретизация этого понятия для высшего и
послевузовского профессионального образования дана в Законе « О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», где в Ст.6 сказано, что
основные образовательные программы высшего профессионального образования
обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема
обязательных занятий
педагогического работника
очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Перечень направлений
подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального
образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме
экстерната не допускается, устанавливается Правительством РФ.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное
обучение (ДО) также является формой получения образования (также как
очная , заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном
процессе используются традиционные и специфические методы, средства и
формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных