Дистанционное обучение в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и
образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое
явление в педагогике. Исследования содержания научной- педагогической и
учебно- педагогической литературы, нормативно-правовых документов,
касающихся образования, а также текстов журнальных статей и
многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что
отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже
применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о
ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс
дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и
подтверждение образовательного ценза.

Содержание работы

Введение.
Развитие СДО в мире.
Потребители СДО.
Особенности дистанционного обучения.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение в вузе.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

Дистанционное обучение в  вузе

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя

 

                            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

                   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИя

 

 

 

    Институт подготовки  научно-педагогических

    и научных кадров

 

    Специальность:  Политическая экономия (08.00.01)

    Отделение: дневное

 

 

 

    Кафедра Педагогики

 

 

 

                            Реферат на тему:

 

                      "Дистанционное обучение в  вузе."

 

 

 

    Выполнил:

    Аспирант                           Ростовцев Андрей Игоревич

 

 

 

                                Москва 2002г.

 

 

 

Содержание:

Введение.

Развитие СДО в мире.

Потребители СДО.

Особенности дистанционного обучения.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

 

      Ключевыми  категориями в дидактике, как  известно, являются  обучение  и

образование. Дистанционное  обучение  и  дистанционное  образование  -  новое

явление в педагогике.  Исследования  содержания  научной-  педагогической  и

учебно-   педагогической   литературы,    нормативно-правовых    документов,

касающихся   образования,    а   также   текстов   журнальных   статей     и

многочисленных выступлений, на конференциях  и  семинарах  ,  показали,  что

отсутствует единое толкование  сущности  и  содержания   этих  понятий  даже

применительно к традиционному  образовательному процессу,  не  говоря  уже  о

ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс

дистанционного  обучения  и   осуществляется   индивидуумом   достижение   и

подтверждение образовательного ценза.

 

Развитие СДО в мире.

 

      Историко- педагогический анализ  проблем становления и развития  ДО

показал, что  в настоящее  время  в  мире  накоплен  опыт  реализации  систем

дистанционного  обучения  (СДО).  В  целом  мировая  тенденция  перехода   к

нетрадиционным  формам  образования  прослеживается  в  росте  числа  Вузов,

ведущих подготовку по новым  информационным технологиям. В США  в  системе  ДО

обучается  около  1  миллиона  человек.  Так,  Национальный  Технологический

Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных  школ,  еще  в

начале 90-х годов обеспечил подготовку  более 1100  студентов с помощью

дистанционных  методов  на  степень   магистра.   В   более   чем   половине

университетов используются  технологии ДО  для  обучения  взрослых.  Для ДО

широко  используется  телевидение и Интернет.

Более 20   лет   функционирует   Национальный   Университет    ДО  (UNED)  в

Испании.  Он  включает в себя 58  учебных  центров  внутри  страны  и  9  за

рубежом.  Созданный  в 1988г.  с   целью   организации   заочного   высшего

образования для взрослых, он является одним  из  подразделений  министерства

образования  и  подчинен  непосредственно государственному   секретарю   по

высшему  образованию.  В  его   структуре   существует   система   повышения

квалификации, в частности, преподавателей средних школ.  Национальный  Центр

ДО во Франции обеспечивает дистанционное  обучение  35000   пользователей  в

120  странах мира. Институт ДО в г.  Тюбинген  разрабатывает программы для

обучения с использованием радио и телевидения.  В  подготовке  2500  учебных

курсов принимает участие  5000  преподавателей.  Балтийский  Университет   в

Швеции объединяет усилия  более  чем  пятидесяти  университетов  балтийского

региона.. По технологиям  ДО  образование можно получить  в университетах

городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга.  Все учебные задания

выполняются  вне  университета  на  основе  специальных   разработок   и   с

консультацией  преподавателей.   Процесс  сдачи   экзаменов   осуществляется

непосредственно в вузе. С 70-х  годов  в  Финляндии  при  10   университетах

начинают создаваться  Центры ДО, а также так называемые летние  университеты,

которых насчитывается более 20  с числом студентов в 30 000 человек.

      В Турции  с 1974 г. работает Открытый университет,  имеющий целью помочь

получить образование  жителям  отдаленных  районов.  Слушатели  получают  из

университета необходимый  пакет  учебных  материалов  Дополнительно  для  них

проводятся  учебные  радио-  и телепрограммы,  организуются  летние   курсы

возможны занятия вечером  и в выходные дни. Таким  обучением  охвачено  более

120 000 слушателей.

      Обращает  на себя внимание тот факт,  что в странах  Ближнего  Востока и

Центральной Америки, где  уровень образованности населения  наиболее низкий  и

техническая оснащенность образовательного  процесса  недостаточна,  развитие

ДО заметно отстает от развития ДО в других  регионах.

Важно отметить, что ДО развивается не только в  рамках  национальных  систем

образования,  но и отдельными коммерческими  компаниями  с  преимущественной

ориентацией  на подготовку в области бизнеса, которая  составляет  четвертую

часть   всех   программ   высшего    образования.   Частные    корпоративные

образовательные   сети   созданы   такими  компаниями  как   IBM,    General

Motors,   Ford  и др.   Многие  из  этих  образовательных систем   намного

опережают системы,  созданные  в университетах, как по сложности,  так  и  по

количеству. Сегодня многие компании  пересматривают  статус  образовательных

подразделений  в  своих  структурах.  Руководство  предприятий  все   больше

рассматривает  инвестиции  в  обучение  наравне  с  инвестициями  в  научно-

исследовательские  разработки.  Традиционная   система   обучения,   которая

предполагает   отвлечение  служащего  на  определенный  период  от  рабочего

места, и, следовательно, ведет  к  потерям  для  компании,  оказывается  все

более неприемлемой. Крупные предприятия часто имеют подразделения,  филиалы

во всем мире и  должны  обучать  персонал  в  разных  странах.  Кроме  того,

обучение должно происходить  быстрыми темпами, чтобы  не  сдерживать  процесс

внедрения и реализации новых  товаров на рынке. Услуги по обучению  персонала

должны  предоставляться   одновременно   с   появлением   новых   разработок

предприятия. Это приводит к необходимости децентрализации  обучения,  которое

осуществляет предприятие. Оно позволяет  избежать  перемещения  персонала  в

центр обучения и тем самым  получить выигрыш во времени, экономию  затрат  на

транспорт и  отвлечение персонала  от работы. Таким образом, применение ДО  -

это шанс для крупного предприятия  обеспечить  быстрое  внедрение  на  рынок

новых товаров в условии  постоянной модернизации производства.

      Процесс  развития ДО в России  начался в начале 90-х годов.  Количество

образовательных учреждений, отделений и  центров  ДО  на  территории  РФ  на

начало 1997 года составило  по подсчетам автора более ста.

В  1994-96   годов   в   Москве   прошли   международные    конференции   по

дистанционному  образованию, в которых участвовали ведущие  специалисты  США,

  Великобритании,  Канады,  Германии,  Швеции,   Австрии,   России   и   др.

Значительный вклад в  обеспечение  организационной  и  научной  поддержки  ДО

внесли    Всероссийские    конференции   по   дистанционному    образованию,

организуемые    Московским    государственным    университетом    экономики,

статистики и информатики.

      Процесс  развития ДО в России сдерживается  традиционными   для России

причинами  -  отсутствием  хорошего  материально-технического   обеспечения,

дефицитом компьютерной техники, ограниченными  возможностями связи  и  низким

материальным  стимулированием  преподавателей.   Стали   уже   классическими

примеры экспериментального  ДО  в Московском  государственном университете

электроники и математики (МИЭМ) [57]. Активно  внедряются  технологии  ДО  в

МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском  государственном  авиационном  институте

(МАИ),  Московском  государственном   институте  электронного  машиностроения

(МИЭМ),  Московском государственном  университете  экономики,  информатики и

статистики (МЭСИ),  Челябинском  государственном  техническом  университете,

Самарском государственном  авиационном университете, Томской  государственной

академии управляющих  систем и  радиоэлектроники,  Уральском  государственном

техническом университете  и других вузах.

      Необходимо  отметить, что в практике  использования  телекоммуникаций  в

образовательных целях много сделано общеобразовательными школами.   Примером

может служить MOSTNET  (Московская  школьная  телекоммуникационная  сеть)  -

первая экспериментальная  компьютерная сеть,  которая  была  создана  в  1989

году в рамках проекта  ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП  создал

прецедент     использования     компьютерных      сетей     и     проведения

телекоммуникационных проектов и  стимулировал   интерес   к   педагогическим

возможностям   этой   информационной   технологии    среди    педагогической

общественности,      включающей      педагогов-практиков,       управленцев,

исследователей.  В этой же области проводится  работа  в  Институте  проблем

информатики Российской  академии  наук  (ИПИ  РАН)  А.А.  Федосеев   и  Д.А.

Богданова.

 

      Потребители  СДО.

 

      С финансовой  поддержкой корпорации Карнеги,  Фонда поддержки получения

дополнительного образования,  Министерств  Образования  и  Образования  США,

SOC  была  организована  усилиями  Американской  Ассоциации  государственных

вузов (ААSCU)  и Американской  Ассоциации  общественных  колледжей (ААСС).

Сегодня сотни тысячи военнослужащих и лиц гражданского персонала  ВС МО  США,

а также члены их семей  занимаются по программам различных  вузов,   входящих

в  SOC.  Эти  программы  получают  поддержку  и  эффективно   координируются

академическими ассоциациями и агентствами,  МО и ВС.

      В целом,  благодаря  SOC,  военнослужащие  имеют  возможность  получить

любой  вид сертификата,  ученого  звания  или  степени.   Многие  вузы  дают

базовые  программы  для  континентальной  части  США,   некоторые    и   для

зарубежья.   SOC  позволяет   получить   диплом   на   основе   образования,

полученного где-либо в другом месте.  Возможно  изучение  полных   вузовских

программ  и  целевых  -  для  непосредственного  получения   степени.    При

реализации образовательных  программ  в SOC широко используют технологии  ДО.

 

      Для достижения  поставленных  целей   SOC  функционирует   как   единая

структурная единица в  соответствии с  установленными  Консорциумом   SOC   и

вооруженными силами  принципами:

1.  Для  увеличения  эффективности  подготовки   военных    специалистов   и

достижения  образовательных  и  карьерных   целей,   военнослужащие   должны

заниматься по тем же программам,   что  и  все   обычные  граждане.  Учебные

программы  должны для  военнослужащих  быть  основаны  на  программах  вузов

SOC;

2. Военнослужащие    должны   пользоваться   максимально   гибкой   системой

удобств при получении  образования, особенно синхронизированные со  свободным

временем обучающихся,   возможности  взаимозачтения  дипломов  высших  школ,

определение  компетентности   с  помощью   стандартных   тестов,   упрощение

процедуры  перевода на другие специальности и в другие вузы.

      Как  известно,  конституция   РФ  гарантирует   гражданам   право   на

образование.  Это право  можно реализовать  в  соответствии  с  Законом   «Об

образовании» с учетом потребностей и возможностей  личности  образовательные

программы осваиваются в  следующих формах: в  образовательных  учреждениях  с

отрывом (преимущественно) и  без отрыва от производства:  в  форме  семейного

образования, самообразования, экстерната.  Допускается  сочетание  различных

форм получения  образования.  Конкретизация  этого  понятия  для  высшего и

послевузовского профессионального  образования дана в Законе  « О высшем  и

послевузовском  профессиональном  образовании»,  где  в  Ст.6  сказано,  что

основные образовательные  программы  высшего  профессионального  образования

обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от  объема

обязательных занятий  педагогического работника вуза  с  обучающимся:  очной,

очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната.  Перечень  направлений

подготовки (специальностей), по которым получение высшего  профессионального

образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или  в  форме

экстерната не допускается, устанавливается Правительством РФ.

      Анализ  форм  получения  образования   показывает,  что   дистанционное

обучение (ДО) также  является  формой   получения  образования   (также  как

очная , заочная, очно-заочная и экстернат)  при которой в образовательном

процессе используются   традиционные  и специфические методы,  средства  и

формы  обучения,   основанные   на   компьютерных   и   телекоммуникационных

Информация о работе Дистанционное обучение в вузе