Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.
4.Изучить основные технологии дистанционного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

В.А. Штоф под моделью  понимает «мысленно или практически  созданную структуру, воспроизводящую  ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме» [2,179-181]. Предлагаемая структурно - функциональная модель имитирует внутреннюю организацию структуры оригинала.

Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом  обстоятельств. Во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру. Во-вторых, структурные модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости. В-третьих, как отмечено в исследованиях Б.С.Грязнова [3,43-44] для одного и того же оригинала может быть создано несколько структурных моделей, что позволяет изучать разные уровни структуры объекта. В данном случае при построении модели развития познавательного интереса обучаемого возможно имитировать внутренний структурно-организованный процесс совместной познавательно-исследовательской деятельности преподавателя и студента при наличии обратной связи, одновременно определяя характер этой деятельности.

Ряд современных европейских  исследователей полагают принципиально  важным для системы дистанционного образования наличие обратной связи. Однако роль преподавателя в системе двусторонней связи понимается ими по-разному. Одни указывают на необходимость «дистанционного наставничества» и отводят наставнику ведущую педагогическую роль в процессе обучения. Считают, что задача дистанционного наставника состоит не только в исправлении ошибок и оценке полученных знаний; но как педагог-профессионал он должен инициировать процесс обучения, доводить учебный материал до каждого ученика с учетом его знаний и предыдущего опыта, в том числе и умение осваивать учебный материал, мотивировать продолжение обучения.

Шведский исследователь  С. Холберг также делает акцент на необходимости развития в рамках дистанционного образования обратной связи. Он считает, что наряду с разработанными учебными курсами у учащихся должна быть возможность получать поддержку от учебного заведения. Формой такой поддержки должен стать дидактический диалог с наставником, признанный стимулировать студентов на творческое освоение предлагаемого материала. В свете изложенной точки зрения Холберг формулирует и основные требования к учебным материалам, используемым для дистанционного образования. Среди них - четкое, доступное по форме изложение материала, ясные рекомендации по его освоению, диалоговая форма подачи материала. Центральным компонентом предлагаемой структурно-функциональной модели является достижение цели - развитие познавательного интереса обучаемого. При этом происходит переход от предметно-ориентированной парадигмы в процессе образования к личностно-ориентированной. Этим и определены основные задачи:

1) Развитие способности  проявлять познавательную активность  в различных видах деятельности;

2) Овладение способами действий, необходимых для проявления познавательного интереса в различных видах деятельности;

3) Формирование представлений и различных понятий, необходимых для проявления познавательного интереса в различных видах деятельности (коммуникативной, познавательной, исследовательской и др.).

В работах Л. С. Выготского отмечено, что процессы обучения осуществляются не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельные формы, обладают соответствующим содержанием. Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение процесса развития познавательного интереса в условиях дистанционного образования должно осуществляться на основе личностно-ориентированного и деятельного подходов. Отношения в процессе обучения должны быть субъектно- субъектные. Особенностью данной модели является наличие четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационно – целевой, содержательный, деятельно- процессуальный, контрольно - оценочный.

В структурно - функциональной модели инструментарий по организации, стимулированию и корректировке процесса развития познавательного интереса студентов представлен общими методами, организационными формами, входящими в деятельно - процессуальный компонент.

Форма педагогического  процесса – это внешнее выражение  совместной познавательно - исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Развитие познавательного интереса у студентов осуществляется в исследованиях, экспериментировании. Необходим отказ от алгоритмов, шаблонов, стереотипов. Контрольно-оценочный компонент связан с рефлексивной деятельностью и направлен на развитие у студента самооценки деятельности, другого формирования представлений о собственных возможностях, на фиксирование положительных достижений, возникающих в творческой познавательно-исследовательской деятельности студентов, на стимулирование развития познавательного интереса у студента.

 

 

 

ГЛАВА 2: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Основные  технологии дистанционного образования

При организации дистанционного образования используются различные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии - регулярная почта и  телефонная связь в семидесятые  годы, электронная почта и компьютерные конференции в течение двух последних  десятилетий [8, 16-18]. Основой британской модели дистанционного образования, способом преодоления дистанции между обучающим и учащимся, а главное, - между учащимся и знанием, являются особые образовательные технологии, включающие в себя технологии проектирования и создания учебно-методических материалов, организации индивидуальных и групповых учебных занятий, психолого- педагогической поддержки студентов, мониторинга и контроля качества образования и, в этом же ряду, - технологии выбора и использования в обучении информационных и телекоммуникационных средств и технологий.

Именно эта сумма  образовательных технологий положена в фундамент Открытого Университета Великобритании.

Примерно с конца 60-ых годов в организации дистанционного образования активно применяются  радио, телевидение, телефон. Произошла первая революция в образовании, вызванная появлением и применением новых технических средств и соответствующих технологий, обеспечивающих передачу информации на расстоянии.

Благодаря трансляционному  дистанционному образованию появилась возможность, при заочной форме обучения и при обучении в форме экстерната, посещать обзорные и установочные лекции или даже пройти полный лекционный курс без физического присутствия в аудитории, не выходя из дома, на рабочем месте или посещая один из расположенных поблизости от местожительства или работы специально оборудованных центров. Наряду с реальными аудиториями возникли эфирные, позже названные «виртуальными классными комнатами» (virtual classrooms). Обратная связь с лектором (или преподавателями - консультантами) осуществлялась при этом, как правило, по телефону, в последние годы широко используются также факс и электронная почта. Спутниковое и кабельное телевидение позволило создать корпоративные телесети, используемые, в первую очередь, для обучения и повышения квалификации персонала корпораций. Пионерами создания таких корпоративных сетей стали корпорации IBM и Kodak, вскоре была также создана обучающая спутниковая телесеть Департамента Обороны США, с учебными программами для всех родов войск. В 1981 году, тоже в Соединённых Штатах, была создана остающаяся на сегодняшний день одной из крупнейших в мире система обучения через спутниковые телепрограммы Службы обучения взрослых.

Прогресс технологий аудио- и видеозаписи позволил образовательным учреждениям и телецентрам дополнить телеуроки аудио- и видеокассетами, позволившими сделать занятия в «виртуальной классной комнате» круглосуточными и заметно обогатить комплект рассылаемых учебных материалов.

В 90-ые годы, а фактически, во 2-ой половине 90-ых годов, благодаря прогрессу компьютеров, компьютерных сетей, бурному росту информационных и коммуникационных технологий, в частности, появлению и распространению DVC - цифровой видеокоммуникации или «сжатого видео», к телеурокам добавились видеоконференции, позволяющие посредством Интернет присутствовать и участвовать в режиме реального времени в лекциях, семинарах, экзаменах, физически находясь на расстоянии в тысячи километров от образовательного учреждения. Лидером среди компаний, осуществляющих разработку, реализацию и техническую поддержку систем DVC и видеоконференций является американская компания VTEL Corporation.

В некоторых университетах  используется такое программное  обеспечение, как «Электронная кафедра», которое осуществляет автоматизацию документооборота, инициированного учебным планом одной специальности. Реализация нескольких образовательных программ с учетом распределённости обучения требует создания дополнительных элементов, регулирующих деятельность совокупности «Электронных кафедр», и может быть осуществлена на основе программного обеспечения «Электронный университет», которое представляет собой систему управления совместной деятельностью вузов.

Технологической базой  для разработки программного обеспечения  «Электронного университета» традиционно выбирают Web-технологии и технологии клиент-сервер среды Lotus Notes (LN). Такой выбор позволяет сочетать преимущества Web и LN при накоплении и предоставлении в сетевой доступ информационных ресурсов, а также реализации функциональных назначений каждой компоненты «Электронного университета».

Web-серверы и серверы  LN образуют единую сетевую инфраструктуру  «Электронного университета». Совместные  информационные ресурсы образовательных  центров распределены между этими  элементами сетевой инфраструктуры. Каждый элемент имеет свой набор функциональных обязанностей в организации и управлении процессом образования, а также в соблюдении требований образовательного стандарта.

Поддержка жёсткой авторизации в сети LN позволяет эффективно накапливать, обрабатывать и защищать от несанкционированного доступа  информацию, связанную с коллективной управленческой и образовательной деятельностью вузов. Указанная информация заносится, хранится и обрабатывается в специализированных модифицированных базах данных. Все базы данных приложения находятся на LN-серверах и доступны, в основном, только клиентам сети Notes, которыми являются студенты, преподаватели, а также администрация.

Web-технологии позволяют  делать доступной широкой аудитории  и хранить тематически структурированную информацию большого объема в виде небольших фрагментов, что делает эту информацию более устойчивой по отношению к сбоям в компьютерах на физическом уровне. Кроме этого благодаря web-технологиям существует возможность организации общения как преподавателя со студентами, так и различных студенческих групп в режиме реального времени (Приложение 1).

Как показывает практика, при построении дистанционного курса  также весьма эффективно мультимедийное представление учебной информации.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых технологий, дает возможность студенту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным, а именно: отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него. Мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно  и полифункционально: часть курса  или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога.

В последнее время  получают распространение средства «3D - технологий» в Интернет, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как web - страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.д. 3D - объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п. 3D - модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материала, значительно стимулирующих познавательный интерес учащихся.

Таким образом, можно  сделать вывод, что среди всего многообразия технологий, используемых при организации дистанционного образования, наиболее эффективными и результативными являются web - технологии, мультимедиа, технология «Электронный университет».

 

2.2. Принципы дистанционного образования, особенности организации

В современной педагогике различными учёными называются различные  основополагающие принципы дистанционного образования.

Можно выделить некоторые  из них:

1. Экономичность. Система  организации дистанционного образования  должна быть недорогой и обеспечивать создание и обновление курсов в короткие сроки. Большинство курсов дистанционного образования являются авторскими, и время жизни курса соответствует времени, в течение которого преподаватель читает данный курс. Таким образом, время разработки курса должно быть значительно меньше времени жизни курса.

Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты составляют примерно 60% затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного образования на большее количество обучающихся.

2. Использование элементов персонализации для создания эффекта личного общения обучаемого с преподавателем в процессе обучения при помощи компьютерных технологий (Приложение 2).

3. Использование информационно-образовательных сред групповой работы для решения комплекса вопросов по организации дистанционного образования. При этом организация образования не ограничивается доставкой учебных материалов, а подразумевает целый комплекс мероприятий - таких, как контроль за обучением, возможность общения преподаватель-студент и студент-студент, мониторинг процесса обучения со стороны преподавателя, контроль доступа к материалам изучаемого курса, составление расписания и др. Для реализации этих функций необходимо использование специализированных программных продуктов.

Информация о работе Дистанционное обучение