Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.
4.Изучить основные технологии дистанционного образования.
2.3. Основные методы дистанционного образования
На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала общедидактические методы обучения в системе дистанционного образования реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Можно полагать, что и в системе дистанционного образования какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении, или слушателем, он всегда окажется составной частью одного или нескольких общедидактических методов обучения.
Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике, в дистанционном образовании весьма распространены такие методы как демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
Также в настоящее
время в дистанционном
Достаточное распространение получил метод проектов [15, 9-12]. Наряду с «классическим» построением дистанционного курса, в практике дистанционного образования могут использоваться телекоммуникационные проекты, в которых можно принимать участие как индивидуально, включаясь в проект, разрабатываемый группой коллег, территориально разделенных и курируемой координатором учебного сектора, так и группой под руководством своего преподавателя. Деятельность в рамках проектов наиболее эффективна, если ей предшествует определённый систематический учебный курс.
В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов [15,21]:
Исследовательские. Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков студентов.
Игровые. Главным содержанием становится ролевая игра, когда участники принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. Наиболее оптимальный вариант, когда игровые проекты предваряются участием курсантов в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.
Практикоориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для учащегося, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.
Творческие. Они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. Здесь преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием является четкая постановка планируемого результата, значимого для студентов, интенсивная работа с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работать с документами и материалами, анализировать их, делать выводы и обобщения.
Также в ходе исследования данной темы мною был изучен уровень осведомлённости молодёжи в сфере развития дистанционного образования, их желание самим принять участие в получении такой формы образования, а также заинтересованность в данном вопросе.
Данное исследование было проведено на базе 9- ых и 11- ых классов Гимназии № 2 г. Волковыска. Всего в исследовании приняло участие 50 человек.
В качестве метода исследования был выбран констатирующий эксперимент.
Учащимся была предложена анкета, состоящая из 20- ти вопросов, среди которых были вопросы как открытого, так и закрытого типа ( Приложение 3).
В ходе обработки результатов было выделено три уровня учащихся, соответствующих их осведомлённости в вопросах развития дистанционного образования ( Приложение 4) :
Высокий уровень показали 10 % опрошенных ( 5 человек).
Средний уровень наблюдается у 65 % ( 32 человека).
Низкий уровень у 25 % ( 13 человек).
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что общий уровень осведомлённости молодёжи в сфере развития дистанционного образования, их желание самим принять участие в получении такой формы образования не очень высоки. Хотя заинтересованность молодого поколения в данном вопросе присутствует в ответах. Большинство отмечает, что хотелось бы больше изучить эту область, узнать о новых технологиях, методах, средствах реализации дистанционного образования.
На мой взгляд, это довольно неплохой результат, который должен стимулировать активность преподавателей, людей, работающих в сфере образования, к популяризации в обществе данной формы получения образования. Это хороший способ для развития и совершенствования собственной личности, выработки в себе новых качеств.
Заключение
1. При соблюдении формально- логических требований дистанционное образование должно быть определено как форма образования, поскольку именно «образование» является для него родовым понятием.
Видовым отличием дистанционного образования от других форм образования, прежде всего, от очного образования и самообразования, является способ получения через опосредованную интерактивную коммуникацию, при этом набор конкретных средств, каналов и технологий такой коммуникации может варьироваться и включать в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях;
Терминологически корректно применять термин «дистанционное образование»; термин «дистанционное обучение» - говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений; термин «дистанционное изучение» - в отношении самостоятельной или в основном самостоятельной активности учащихся.
2. Дистанционное образование прошло достаточно длительный путь развития. Первый период эволюции корреспондентного дистанционного образования и развитие понятия дистанционного образования в рамках этого периода позволило осознать специфику данной формы, в основе которой лежит особая образовательная ситуация, требующая иного способа образовательной коммуникации, т.е. особой дидактики; позволило определить принципы дистанционного образования в образовательной практике первых учреждений, специализирующихся на этой форме образования. Произошло частичное формирование типичной структуры дистанционных образовательных программ, сочетающих академические и профессионально-технические практико-ориентированные курсы; определилась приоритетная целевая группа дистанционного образования (профессионально занятые, взрослые, грамотные студенты).
Подводя итоги второго периода в развитии дистанционного образования можно отметить, что, включившись в единую советскую государственную образовательную систему, дистанционное образование в форме заочного обучения закономерно приобрело общие черты, присущие этой системе, разделявшей все базовые установки социалистического общества, подходы и приоритеты, среди которых определяющим был приоритет общественно-государственных интересов над личными и частными.
Результатом третьего периода в развитии дистанционного образования в мире стал новый уровень конкретизации данного понятия, реализованного в единой, высокотехнологичной дидактической системе. Дистанционное образование трактуется в британской модели как особая форма образования, основанная на самостоятельном изучении, требующем создания обеспечивающих его комплектов специальных учебно-методических и аттестационных материалов - предметного воплощения изучаемых курсов.
Дистанционное образование получило широкое распространение и признание в разных странах и на разных континентах. В США, Испании, Великобритании, Франции, Англии, а также в Республике Беларусь.
3. Также следует отметить, что построение процесса развития познавательного интереса в условиях дистанционного образования должно осуществляться на основе личностно-ориентированного и деятельного подходов. Отношения в процессе обучения должны быть субъектно - субъектные. В структурно - функциональной модели инструментарий по организации, стимулированию и корректировке процесса развития познавательного интереса студентов представлен общими методами, организационными формами, входящими в деятельно - процессуальный компонент.
4. Среди всего многообразия технологий, используемых при организации дистанционного образования, наиболее эффективными и результативными являются web - технологии, мультимедиа, технология «Электронный университет», 3D - технологии.
5. Таким образом, организация дистанционного образования - это многоуровневый сложный процесс, требующий профессиональной компетенции и определённых навыков. Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства: учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе, аудио- и видеозаписи, компьютерные программы учебного назначения. Эти же средства обучения, но в электронном варианте, могут храниться на сервере сети и использоваться в процессе работы.
6. Результаты исследования, проведённого на базе учащихся старших классов средней школы, позволяют сделать вывод, что общий уровень осведомлённости молодёжи в сфере развития дистанционного образования, их желание самим принять участие в получении такой формы образования не очень высоки. Тем не менее, заинтересованность в данном вопросе присутствует. Большинство отмечает, что хотелось бы больше изучить данную область, узнать о новых технологиях, методах, средствах реализации дистанционного образования.
На мой взгляд, это довольно неплохой результат, который должен стимулировать активность преподавателей, людей, работающих в сфере образования, к популяризации в обществе данной формы получения образования. Это хороший способ для развития и совершенствования собственной личности, выработке в себе новых качеств.