Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:20, реферат

Описание работы

Профессия педагога-одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения.
Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Основная часть
«Объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики» ……..9

Выводы……………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………….16

Файлы: 1 файл

Тема «Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки» Реферат.docx

— 48.59 Кб (Скачать файл)

Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. В 1954 г. состоялось переиздание руководства для воспитателей, продолжилась интенсивная работа по созданию программно-методического подхода к воспитанию. Большая заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой. Особую известность получили ее методические работы «Занятия в детском саду», «Обучение в детском саду». В 1963-1964 гг. разработана и апробирована первая комплексная программа «Воспитание в ДС». В результате совершенствования этой программы была создана программа «Воспитание и обучение в ДС». С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли радикальные изменения во всех сторонах жизни общества, в том числе в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Он сформулировал принципы многообразия видов ДУ (ДС с приоритетным осуществлением, ДС компенсированного вида, ДС-школа и др.). В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения. Начиная с 1980-х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ.

Интенсивная работа по созданию методических программ ведется и сейчас.

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Основная часть

 

    «Объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики»

 

      Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

    Дошкольная педагогика как наука имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории.

 Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание и методы воспитания.

          Цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Идея всесторонне развитой личности были сформирована давно, с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим. История развития человеческого общества показала, что в одном человеке, реально не могут быть развиты все стороны личности, так как у каждого своя наследственность, индивидуальнее возможности, и у каждого общества свои социально – политические условия. Для педагога знать и понимать цель воспитания – значит ясно представлять себе конечный результат своей деятельности, идеал, к которому следует стремиться.

 

Цель воспитания всесторонне развитой личности является по своей сути идеальной. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Уже в дошкольном возрасте необходимо ориентироваться на идеальную цель воспитания. взрослый должен внимательно наблюдать за развитием ребенка, выделяя те его способности, которые могут стать стержнем, вокруг которых будет выстраиваться гармония его личности.

 

Кроме идеальной цели существуют реальные цели. Реальные цели имеют исторический характер. Это означает, что на разных исторических этапах развития человеческого общества ставились разные цели, они изменялись в зависимости от потребности общества, государственной политики и идеологии (цель воспитания  в Афинах отличалась от цели воспитания Спарте и т.д.). Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей.. при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, культура, быт, традиции, географическое расположение и климатические условия страны. Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Это могут быть конкретные цели семьи в воспитании своего ребенка, однако они могут совпадать с   целью, а могут выступать с ней в противоречие.

 

Государственные образовательные учреждения формулируют цели воспитания, которые совпадают с реальными объективными целями государства. Частные государственные учреждения могут принимать субъективные цели, но они не должны вступать в противоречия с государственными целями воспитания. Реальная цель воспитания конкретизируется применительно к объекту воспитания: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категориях, наполняется тем содержанием, которое реально выполнимо.

 

      Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

Каждая цель подкрепляется концепцией. У одного цели может быть несколько концепций, аргументирующие пути ее развития, достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ.

        Основные закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности концентрируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технологии – в средствах, методах; методы – в приемах.

Закономерности воспитания:

- потребность ребенка  в активности;

- потребность в любви;

- развитие личности в  ситуации успеха.

Принципы воспитания: поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями; проявлять терпимость, умение прощать, проявить к ребенку любовь; уважение ребенка соблюдение его прав.

2. Дидактика детского  сада представляет собой отрасль общей дидактики. В ней обосновываются цели дошкольного обучения, содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов.

Цель обучения – систематическая передача детям элементов общественно – исторического опыта человечества. Важным компонентом усвоения опыта являются ЗУНы.

Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.

Обучение представляет собой специально организованную деятельность, тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. В учебной деятельности дети овладевают знаниями и умениями. Учебная деятельность дошкольников имеет свою структуру, включающую: учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

        В раннем возрасте на занятиях педагог формирует у детей способность к постановке цели собственной деятельности (2-3 года), осваивать различные способы деятельности в возрасте 3 – 4 лет.

Задачи обучения детей в раннем возрасте: развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия; развитие движений; развитие предметных действий; развитие ориентировки в окружающем мире и развитие речи.

Требования к занятиям с детьми раннего возраста: планирование и проведение занятий в каждом из отрезков бодрствования; продолжительность занятий зависит от сформированности качеств обучаемости: умения слушать взрослого, играть, действовать по указанию; планирование повторения занятий с одним и тем же содержанием несколько раз (интервал 5-6 дней); создание условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений  в самостоятельной деятельности ребенка; осуществление индивидуального подхода с обращением в совместной деятельности к ребенку по имени.

В старшем дошкольном возрасте формируются элементы учебной деятельности, как:

- умение ставить цель, определять пути ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, умение сравнивать  полученный результат с образцом;

- умение осуществлять  произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточного результата;

- умение планировать деятельность, ориентируюсь на ее результат.

Принципы обучения:

1. принцип воспитывающего  обучения;

2. принцип развивающего  обучения;

3. принцип научности;

4. принцип наглядности (Я.А. Коменский);

5. принцип систематичности  и последовательности;

6. принцип доступности;

7. принцип обучения на  высоком уровне трудности (Л.В. Занков);

8. принцип осознания процесса  обучения (И.Я. Лернер);

9. индивидуальный подход  к детям.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация в основу, которой положены основные формы мышления (наглядно – действенное и наглядно – образное), определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения.

 

Главными методами обучения дошкольников построенных на основе выделения источника знаний, являются:

1. словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы, беседа);

2. наглядные (наблюдения, образец, рассматривание картин, слайдов);

3. практические (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, труд);

4. игровые методы (дидактические  игры, игры – упражнения, игры  – занятия, автодидактические игрушки).

Проблема методов обучения – одна из важнейших в дошкольной педагогике. От правильного ее решения зависит эффективность обучения. Особенно трудной эта проблема представляется молодым воспитателям. В поиске новых методов обучения помогают педагоги – новаторы.

Педагоги – новаторы – стали известны в 80 –е гг., в это время получило большое распространение педагогика сотрудничества. (Шаталов – в математике, А. С. Макаренко – в современных условиях).

Методы обучения- способы совместной деятельности воспитателя и дошкольников, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения имеют две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внешняя сторона - последовательное действие воспитателя и адекватное действие дошкольника. Данная сторона доступна наблюдению, допущенные ошибки можно исправить.

 Внутренняя сторона - выражает внутреннее состояние ребенка, степень усвоения предлагаемого материала. Ребенок мыслит по-своему, хотя стремится рассуждать как воспитатель. Даная сторона метода не доступна для наблюдения, исправить ошибки в усвоении  предлагаемого материала очень сложно, т. к. скрыты и внешне слабо проявляются.

Ценность метода: Не важно, как объясняет воспитатель, важно, как понял ребенок.

Развитие методов обучения продолжается и это связано с изменением позиции ребенка в познавательном процессе.

 Методы обучения  зависят от общих и конкретных  целях обучения, от содержания дошкольного образования.

     Выбор методов зависит от:

1.психических и возрастных  особенностях дошкольника (например, 3 года и 6 лет);

2.анатомо-физиологических  особенностей детского организма (работоспособность, утомляемость, особенности  нервной системы);

3.материально-технической  базы детского сада;

4.сложившейся традиции  в педагогике детского сада, опыта  воспитателей и др.

Приемы обучения - отдельные операции, умственные или практические действия воспитателя или дошкольника, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Классификация приемов:

1.приемы формирования  и активизации отдельных операций (мышление, внимание, памяти, восприятие);

2. приемы, способствующие  созданию проблемных  поисковых  ситуаций;

3. приемы, активизирующие  переживания, чувства рбенка, связанные с изучением учебного материала;

4. приемы контроля, самообучения, самоконтроля школьников;

5. приемы управления в  познавательном процессе, коллективными  и личными взаимоотношениями  дошкольников.

Информация о работе Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки