Дошкольная педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. Основная задача дошкольной педагогики: разработка содержания и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие их природных сил и возможностей, духовности и человечности.

Файлы: 1 файл

дошкольная педагогика2.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

МОДУЛЬ 1. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1.1. Дошкольная педагогика

1.1.1. Дошкольная педагогика как наука. Система общественного дошкольного образования в Украине. Внедрение программ воспитания дошкольников.

Дошкольная педагогика – наука  о закономерностях воспитания и  обучения детей от рождения до поступления  в школу. Основная задача дошкольной педагогики: разработка содержания и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие их природных сил и возможностей, духовности и человечности.

Своеобразие задач, содержания и методов воспитания детей.

Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода.

1. Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневременной характер.

разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования

изучение и обобщение практики.

внедрение результатов исследований в практику.

прогнозирование образования

2. задачи временного характера, требующие от науки быстрого реагирования. К ним относятся:

✔ создание новых типов учебников, пособий для школы, дошкольных учреждений;

✔ разработка различных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.);

✔ внесение изменений в предметно-материальное, пространственное оформление групповой комнаты, участка дошкольного учреждения;

✔ изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.

Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов.

2. Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения 
воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. 
Эта совокупность может быть представлена как система методов воспитания и система методов педагогического воздействия.

Система методов воспитания включает в себя методы:

✔  организации воспитывающей среды;

✔ организации воспитывающей деятельности, взаимодействия воспитанников со средой;

✔  организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни.

Система методов педагогического воздействия включает в себя методы убеждения, упражнения, оценки.

3. Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и 
учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, 
развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. Вместе с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы они исторически изменяются и развиваются.

Методы обучения

4. Исследовательские методы - методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т. д.

Источники дошкольной педагогики.

народная  педагогика- отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

идеи  выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.

данные  смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.

передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран.

 

Связь дошкольной педагогики с другими науками, её место в системе педагогических наук.

1. Педагогика вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней.

Став самостоятельной  наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на "болевых" проблемах образования и воспитания.

2. Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей.

Все педагогические проблемы имеют психологическое  обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности.

Интеграция психологии и  педагогики привела к возникновению  пограничных отраслей - психопедагогики, педагогической психологии.

3. Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим ипсихическим развитием детей.

4. Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам 
социологических исследований), что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики – лечебной педагогики,призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих.

5. В 1960-70-е гг. педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Единство и взаимосвязь  составных частей воспитания.

Гуманизация цели и принципов  педагогической работы с детьми. Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

Создание единой непрерывной  системы дошкольного воспитания.

Государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного  возраста. Закон о «Дошкольном воспитании»

Понятие государственного образовательного стандарта в области  дошкольного образования. Закон о «Дошкольном воспитании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2. Физическое воспитание и физическое развитие. Теория и практика физического воспитания дошкольников.

Физическое воспитание и физическое развитие.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - это  биологический процесс изменения  форм и функций организма человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование  форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков  и умений, специальных знаний в  области физической культуры к спорта.

Гармоническое развитие дошкольника  предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма  ребенка. У него активно формируется  нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех  в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский  организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием  и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и  систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния  ребенка. В концепции дошкольного  воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой  о его физическом здоровье и психологическом  благополучии. Условия воспитания в  детском саду такие, что создается  высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач  детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.

 Характеристика физического  развития детей в разные возрастные  периоды (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский).

Исходя из основного положения  созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого  тела и всего организма.[5] В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического  и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного  и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и  физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы  умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим  правильный ход развития в тех  органах, которые останутся без  упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что  движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными  занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование  — целенаправленное формирование организма  и личности под воздействием как  естественных, так и специально подобранных  движений, физических упражнений, которые  с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой  самостоятельности и волевых  проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как  часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования  умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

простые упражнения в движениях  головой, туловищем, конечностями и  сложные упражнения с разновидностями  движений и метаний;

упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях  с палками и гирями, при метании  деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

упражнения, связанные с изучением  пространственных и временных отношений  при беге в заданном темпе, прыжках  на определённое расстояние и метании  в цель;

систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Научное обоснование режима дня (Е.А. Аркин).

Для того чтобы ребенок рос здоровым, спокойным, чтобы в течение дня  сон, еда, самостоятельная игра и  общение со взрослыми нашли свое место и сменяли друг друга  в наиболее целесообразной последовательности, необходимо создать у ребенка, как  говорил А. С. Макаренко, «привычку  к определенному часу». Соблюдение научно обоснованного режима дня  позволяет удовлетворить физиологические  потребности ребенка в необходимой  продолжительности сна, бодрствования, количестве кормлений и интервалах между ними.

Режим дня организует поведение  детей, создает у самых маленьких  ощущение благополучия, вносит ритм в  работу нервной системы. При его  выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности

 

Гигиенические нормы воспитания (Л.И. Чулицкая). Закаливание организма по Е.Г. Леви-Гориневской.

Научные исследования А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, М.П. Голощёкиной Активизация двигательного режима (Э.С. Вильчковский, Н.Ф. Денисенко).

Использование спортивных упражнений (С.Я. Лайзане, Л.В. Карманова). Разработка системы физкультурных занятий.

Содержание физического воспитания. Средства физического воспитания: гигиенические  условия, закаливание организма, режим  дня, физические упражнения, культурно-гигиенические  навыки.

Основными средствами физического  воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические  факторы (режим дня, гигиена  одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они  повышают эффективность воздействия  физических упражнений на организм  ребенка, а также содействуют  нормальной работе всех внутренних  органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические  упражнения - основное средство физического  воспитания. Они используются для  решения оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач, содействуют  осуществлению умственного, нравственного,  эстетического и трудового воспитания  дошкольников, а также являются  средством лечения при многих  заболеваниях. Все эти средства  физического воспитания имеют  свои характеристики, методы и  пути осуществления для детей  разного возраста. Но все они  основаны на общих требованиях,  сформулированных Е.Л.Ларкиным:

Информация о работе Дошкольная педогогика