Дошкольная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:14, доклад

Описание работы

Половая дифференциация - совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация - это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. половая дифференциация является отражением естественного процесса формирования психического пола ребенка — усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, и входит в общий процесс социализации дошкольника.

Файлы: 1 файл

детская психология.docx

— 24.89 Кб (Скачать файл)

Психосексуальное развитие и полоролевая социализация в дошкольном возрасте.

1)Половая cоциализация - процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. 

Половая дифференциация - совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация - это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. половая дифференциация является отражением естественного процесса формирования психического пола ребенка — усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, и входит в общий процесс социализации дошкольника.

Половая идентичность – одна из базовых характеристик человека, ко- торая формируется в процессе социализации ребенка, основным психоло- гическим механизмом которой выступает половая идентификация. Половая идентификация – это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика. Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, половая идентичность – это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия.

Половый роли-Овладение половыми ролями в дошкольном детстве в основном происходит под влиянием ближайшего окружения ребенка, его семьи, которое определяется более или менее четкими имплицитными представлениями родителей о полоролевом поведении. Кроме того, на овладение дошкольниками половыми ролями влияют также сверстники, воздействие которых носит стихийный характер. Подобное же влияние оказывают воспитатели дошкольных образовательных учреждений, средства массовой информации, литература. Поэтому до 5-6 лет, пока не сформирована система половой идентичности, ее формированием легче управлять в ходе воспитания, определяющего полоролевое самоотнесение ребенком себя с другими, полоролевую типизацию поведения и его переживание. Но после 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны. Вот почему так трудно бывает после этого возраста исправлять многие погрешности полоролевого воспитания на предшествующих этапах развития. 
 
избирательность.Прослеживая возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников в зависимости от пола сверстников, можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, что от младших групп детского сада к старшим возрастает общее число контактов и число избирательных контактов с детьми своего пола; соответственно уменьшается число контактов с детьми противоположного пола (см. табл. 1). Правда, в подготовительных группах эта тенденция несколько ослабевает, что объясняется, по всей вероятности, возникающей здесь новой тенденцией — интересом к представителям противоположного пола как будущим женихам и невестам.

Явление половой консолидации у дошкольников, предпочтения сверстников своего пола в общении.

маскулинность - это то, чем мужчина является и что, соответственно, составляет его природную сущность.

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу.

АНДРОГИНИЯ, или андрогинией (от греч. aner, andros—мужчина, gyne—женщина), наличность вторичных половых признаков противоположного пола.

АНДРОГИНИЯ - Понятие для обозначения людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества.

3) Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Однако, продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединенных людей ради ребенка часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия.

Считается, что отцы в большей  мере, чем матери, строят свое поведение  в зависимости от пола ребенка, и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени  заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой  принадлежности, хотя и в дошкольный период мужественность отца и женственность  матери, по-видимому, одинаково важны  для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.

Особое значение имеет  ошибочная родительская тактика  в отношении половых качеств  своих детей. Малмквист, останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывает на вредность для развития половой идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и “открыто обольстительного” поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине.

Современные родители могут  помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной  семьи, разумно и деликатно поощряя  в девочке ее женственные черты, а в мальчике – мужественность.

О том, чем отличается материнское  и отцовское воздействие на детей, интересно и тонко написал  писатель Симон Соловейчик. “Материнское отношение, - говорит он, - означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он нужен, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше”. [28, с. 30]

Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика  – просто критика, материнская –  отказ в любви (так кажется  ребенку). Если отец отвернется – проживу, если мать – пропал.

Да, сексуальная ориентация нужна, пусть отец покупает сыну игрушечные машины, пистолеты, приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты  по поводу нового платья или приготовленного  блюда. Правильно ориентировать  девочку – это значит одевать  и воспитывать ее в соответствии  с полом, развивать интерес к  женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду прививать  женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, а  также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (к  ней особенно чувствительны девочки), восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку  легко научить работе по дому: помочь накрыть стол к приходу гостей, помыть посуду, испечь пироги. С удовольствием  девочки приобщаются к шитью, вышиванию, учатся вязать. Не остается без внимания внешний вид детей, аккуратность прически, ведь, если люди опрятно одеты, с ними приятно  общаться.

Очень важно, чтобы отец, старший  брат подчеркивали в девочке ее женское  начало, были к ней по-особому  внимательны.

В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы  сформировать в будущем мужчине  чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.

Целесообразно использовать или создавать такие ситуации,  мог бы проявить себя как представитель  “сильного” пола, приучался бы брать  на себя большую нагрузку, ответственность  за слабых. Так, следует приучать мальчиков уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку, тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: “Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!” воспримутся сыном как настоящая награда.

Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который  должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.

Труд в семье. Семья является для ребенка первым институтом тендерной социализации, именно здесь закладываются первые представления о более широком социальном мире. Именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки. Существенную роль в этом процессе продолжает играть семья и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию тендерных характеристик дошкольника.          
     Основными факторами тендерной социализации ребенка в семье являются: тендерная дифференциация родительских ролей; полоро-левые стереотипы родителей, тендерное распределение ролей в семье и связанные с ним отношения между родителями.  
        Распределение домашней нагрузки является наиболее очевидным для ребенка отражением тендерных отношений в семье. Дети уже в дошкольном возрасте чувствительны к существующему в семье распределению ролей: все опрошенные нами дошкольники ассоциировали наибольшее число хозяйственно-бытовых предметов с мамой, а наибольшее число «предметов досуга» приписали отцу. В роли «отдыхающего», «не обремененного домашними делами» члена семьи дети обоего пола представляют отца .                                                                   
         Характер распределения ролей между супругами принято оценивать как с позиции соответствия устоявшимся (традиционным) моделям тендерного распределения ролей в семье, так и с позиции количественных показателей домашней нагрузки каждого из супругов. За последние 100 лет в этой сфере не произошло значительных изменений: трудовая нагрузка женщин в сфере домашнего труда продолжает в два раза превышать мужскую. И это несмотря на то, что общий объем домашней работы у мужчин и женщин планомерно сокращается .

Социализация дошкольников из неполных семей.Функцию социализации большинство исследователей называют одним из главных показателей благополучия психолого-педагогического климата семьи. Под социализацией обычно понимают развитие ребенка во взаимодействии с окружающей средой, в ходе которого он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества[13,20]. Детство – период первичной социализации ребенка, которая проходит в семье, дошкольных и школьных учреждения, а также в компаниях друзей и сверстников. Семья выступает микрофактором социализации, оказывающим наиболее сильное влияние на формирующуюся личность по средствам воспитания.

В неполной семье процесс  воспитания обычно деформирован. В  целом проблема отца, его влияния  – одна из ключевых в семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения с  отцом (либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком) лишают детей (особенно мальчиков) необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это  отсутвие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек.

5) Сущность патологии полоролевого поведения (как и других форм психосексуальных нарушений, описанных ниже) — нарушение половой социализации в широком смысле слова.

-Особенно большое внимание нужно уделять игровой деятельности детей, их общению со взрослыми, предпочитаемой деятельности, фантазиям. Детская игра бывает "игрой" в прямом смысле слова лишь в представлении взрослых; для ребенка игра — основной вид специфической деятельности. Известный психолог А. Валлон (1967) определяет игру как социальное по своему происхождению средство, при помощи которого ребенок овладевает миром окружающих его предметов, социальных отношений. Через игру происходит формирование самосознания ребенка, развитие его личности. В игре раньше всего обнаруживаются и отклонения полоролевого поведения: мальчики предпочитают "феминные" игры — в куклы, "дочки-матери", "учительницу" и др., а девочки — "маскулинные" — в войну, конструкторы, солдатики и др.

-Нарушения полоролевого поведения, проявляющиеся в игровой деятельности, встречаются, по нашим данным, довольно часто у больных с синдромом тестикулярной феминизации неполной формы в возрасте 3-4 лет. Так, мать девочки 14 лет с синдромом тестикулярной феминизации неполной формы рассказывает, что ее дочь в 4 года играла исключительно в "мальчишеские" игры: в войну, конструктор и т. д. Родителей это несколько удивляло, но особого значения склонностям ребенка они не придавали, никак на девочку не воздействовали. В возрасте 5 лет больная, по словам матери, стала сама играть в свойственные девочкам игры.

-Кроме игровой деятельности, девиации полоролевого поведения весьма часто проявляются в ролевых предпочтениях. Одни дети, сохраняя адекватное своему полу поведение, стремятся быть среди детей противоположного пола; другие, оставаясь в кругу сверстников своего пола, ведут себя, как представители противоположного; третьи и в поведении, и в выборе круга общения ориентированы на противоположный пол [Исаев Д.Н., 1984].

-В жизни детей, особенно дошкольного и раннего школьного возраста, большое место принадлежит общению со взрослыми, в котором также могут быть полоролевые отклонения: фемининные мальчики любят быть среди женщин, часами слушая их разговоры, маскулинные девочки предпочитают быть среди мужчин, вникают в сущность "мужских дел".

-У детей с отклонениями полоролевого поведения очень часто в мечтах и фантазиях обнаруживается желание быть представителем другого пола в настоящем или будущем, что выражается в сновидениях, дневниках, сочинениях, рассказах, желании походить на того или иного литературного героя или персонаж кинофильма [Исаев Д. Н., 1984].

-Наконец, большое значение имеет общий рисунок поведения: фемининных мальчиков отличает мягкая округлость и плавность походки, жестов, мимики, речи, маскулинных девочек — угловатость, порывистость, размашистость движений.

Принципы полового воспитания определяют основы, на которых строятся половое  воспитание в целом и позиции  воспитателей. Так, существует ряд принципов:

- принцип реалистичности  имеет ввиду построение полового  воспитания на основе реалистического  понимания половой дифференциации, а не на основе "положительных"  или "отрицательных" стереотипов обыденного здравого смысла;

- принцип перспективной  инициативы исходит из того, что,  разворачиваясь в настоящем и  исходя из опыта прошлого, половое  воспитание направлено на подготовку  к будущему, а поэтому должно  учитывать актуальные для воспитываемого  поколения футурологические перспективы;

- принцип активности определяет  ответственность воспитателей за  иммунизацию против негативных  влияний и побуждает не ждать  вопросов детей или проблемного  поведения, а пользоваться подходящими  ситуациями, создавать их, чтобы  снабдить детей необходимыми  сведениями и установками;

- принцип оптимизации  задач диктует необходимость  достаточно гибко и оперативно  соотносить перспективные цели  полового воспитания с неизбежными  ограничениями его возможностей;

- принцип выработки индивидуальных  и социальных значений имеет  ввиду, что дети должны не  только узнавать об отношениях  полов, но и вырабатывать индивидуальное  эмоциональное отношение к ним,  соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола;

Информация о работе Дошкольная психология