Дошкольное образование Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Германия - родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое.
Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

Содержание работы

Введение 3
1. Дошкольные учреждения как первая ступень образования в Германии 4
2. Типы дошкольных учреждений и возраст детей их посещающих 5
3. Цель и основные принципы воспитания 6
4. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны 8
5. Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни 9
6. Взаимодействие детского сада с семьей 16
7. Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка 17
8. Актуальные проблемы дошкольного образования в Германии 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Германия - родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но детские сады в Германии испытали на себе не только влияние идей Фридриха Фребеля (система которого и по сей день очень популярна в Германии), не только идеи немецких социалистов, но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дошкольные учреждения как первая ступень образования в Германии

Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования  германии образуют детские сады.

Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра.

В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня - дома в своей семье. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем.

Свыше 30 процентов детей  от 3 до 6 лет ходят сегодня в  детские сады. Ежегодно 30 июня является «переломным» днем. Каждый ребенок, достигший к этому моменту 6 лет, обязан идти в школу. Родители извещают о сроках записи детей в школу. До первого дня занятий они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr»; «Vorschule»; «Schulnachmittage».

Цель этих занятий - подготовить  пятилетнего ребенка к первому  классу и максимально выявить  его склонности, которые окажут в  будущем решающее влияние на выбор  школы. Существуют также и специальные  группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

И все-таки сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном  ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.

Дошкольные детские  сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.

2. Типы дошкольных  учреждений и возраст детей  их посещающих

Традиции общественного  дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.

В Германии существуют следующие  типы дошкольных заведений:

- детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет;

- одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);

- пришкольные группы (для пятилетних детей);

- подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;

- круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;

- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

- материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии.

Главные концептуальные принципы воспитания детей реализуются в детских садах свободного и открытого типов. Самый распространенный тип свободного детского сада - штейнеровские детские сады и детские сады Монтессори.

Открытый детский сад  организован на ситуативно-ориентированной  концепции дошкольного воспитания, для которого характерны: открытое планирование с участием детей; учеба на базе реальных жизненных связей; единство игры и учебы; разновозрастная организация жизни и деятельности; связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного заведения.

Воспитатель должен быть способным к систематическим  и длительным наблюдениям, анализу  результатов педагогической деятельности, прогнозированию.

3. Цель и основные  принципы воспитания

Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Претворение этой задачи в жизнь должно быть педагогически и организационно ориентировано на потребности ребенка и его семьи. Работа педагогов детского сада должна дополнять семейное воспитание, компенсируя его недочеты, с целью обеспечения для ребенка равных условий и шансов в получении дальнейшего развития и образования. Дети должны под руководством и с помощью опытных педагогов-специалистов в игровой форме пройти жизненно важную общественную социализацию и выработать в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Таким образом, должен быть облегчен процесс интеграции детей в современное общество и начальный этап школьного обучения. В связи с чем особое место начинает занимать работа по развитию речи у детей и по повышению их языковой компетентности.

В области дошкольного образования не предусмотрены занятия в отдельных отраслях знаний или определенные часы в недельном ритме, не существует также строго определенных учебных планов. В рамках работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду предусмотрена педагогическая деятельность с целью развития духовной, физической, эмоциональной и социальной компетентности детей в следующих областях:

-·речевое развитие, шрифт, коммуникация;

- личностное и социальное развитие, система моральных ценностей /религиозное воспитание;

-·основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной);

-·музыкальное развитие / обхождение со средствамимассовой информации;

-·человеческий организм, движение, здоровье;

-·социальный и живой окружающий мир.

Педагогическим коллективам детских садов предоставлена демократическая база для творческого подхода к модели педагогической концепции, с которой они предпочитают работать: педагогика Монтессори, билингвальный (двуязычный) детский сад, детский сад с оздоровительным компонентом или собственная концептуальная комбинация. Формирование групп может происходить по возрастному принципу, они могут быть смешанного типа, а также открытыми, т. е. в детском саду может не быть  групповой организации, а дети находятся под присмотром воспитателей в оборудованных комнатах.

В соответствии с договоренностями между федеральными землями по вопросу о раннем образовании в детских дошкольных учреждениях, принятыми в 2004 году, образовательная работа в этих заведениях включена в комплексную систему общего развития ребенка. Проводится она в форме работы по проектам, в ходе реализации которых дети получают учебную информацию, которая должна способствовать повышению их образованности и быть им интересна. Посредством педагогических методов у ребенка должна возникать мотивация к процессу обучения, должны быть созданы условия для его развития в игровой форме, в то время как для педагогического коллектива должны быть созданы такие условия, чтобы они могли осознавать свои ошибки и работать над ними, а дети могли бы учиться на своих ошибках, пробуя различные варианты для их анализа и корректировки. Педагогическая работа должна исходить из интересов, потребностей и условий жизни каждого конкретного ребенка. Это предполагает, что ребенок находится в центре педагогического процесса в детском саду, педагоги ведут наблюдения за ним, документируют этапы его развития и находятся в постоянном контакте с родителями.

Так как в детском саду не предусмотрено выставление каких-либо оценок в ходе работы с детьми, педагогический персонал, наблюдая и документируя особенности развития ребенка, сообщают родителям об успехах малыша и возможно имеющихся проблемных моментах в его поведении в группе.

4. Наличие программы  воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны

По Акту о благосостоянии детей и молодежи (Kinder- und Jugendhilfegesetz) от 1990 г. все институты дошкольного  образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Их функции включают в себя заботу и обучение детей. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности, приспособлении к жизни в группе. Рассматривая вопрос более раннего возраста для начала обучения в школе, нужно сказать, что это тоже задача Kindergarten улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. В настоящее время уже уделяется внимание важности принятия мер по улучшению лингвистических навыков в дошкольном образовании.

Предметы и количество учебных  часов в детском саду не определены, и не существует учебного расписания как в школе. Следующая деятельность организована для того, чтобы поспособствовать развитию детей в возрасте от трех до шести лет в Kindergarten: развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, игра и другая соответствующая деятельность.

Управляющий орган работает с образовательным  персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Образовательный персонал отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком и контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями.

В соответствии с методами, развитие ребенка в возрасте от трех до шести  лет осуществляется через игры и  демонстрирование жизненных ситуаций. Такие институты, как Kindergärten Монтессори имеют свои образовательные принципы и методы.

5. Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни

Рассмотрим особенности  открытого детского сада.

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина.  Большой разновозрастной коллектив детей (50 - 80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения.

Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а  зонами для определённых видов  детской активности. Обычно это следующие  помещения:

• для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.);

• для конструирования и экспериментирования;

• для детского творчества (для  рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»;

• для физической активности.

В детском саду также имеется  пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.

У детей нет своего группового определённого  помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный  уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный  его именем, в который он может  помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних.

Данный состав помещений  не является новым для отечественных  дошкольных учреждений: во многих детских  садах есть соответствующие  и  хорошо оборудованные помещения.  Принципиально новым и очень  важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно.  Эта возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчёркивая своеобразие каждого режимного момента.

Режим дня 

С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. С порога обращает на себя внимание то, что традиционных для  нашей культуры шкафчиков для  одежды в немецких садах нет. У  каждого ребёнка есть свои открытые полочки для головного убора  и для обуви и крючки для  верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует  с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим  расстегивать или застёгивать пуговицы,  зашнуровывать ботинки и пр.

После прихода в сад  до 10 часов утра время свободных  игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время  дети  завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.

С 10 до 10.30 – время общей  встречи. Это своеобразная кульминация  дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. В рамках такого общего проекта выделяются отдельные задачи, которые выполняют разные группы детей – по их собственному желанию. Например, темой объединяющего проекта является «Карнавал». Для его подготовки одна группа детей готовит костюмы, другая оформляет помещение, третья репетирует танцы, четвёртая готовит представление. Каждому ребёнку предлагается выбрать своё место и своё дело в реализации общего проекта. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы детского сада. К праздникам года относятся и дни рождения детей (которые красиво и интересно оформлены в общем помещении так, что каждый ребенок знает, когда и у кого будет следующий день рождения), и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Важно подчеркнуть, что все дела, связанные с праздниками,  направлены  не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого в реализации события. Через подготовку к праздникам происходит организация и осмысление многих форм детской самодеятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.)

Информация о работе Дошкольное образование Германии