Дошкольное образование Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Германия - родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое.
Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

Содержание работы

Введение 3
1. Дошкольные учреждения как первая ступень образования в Германии 4
2. Типы дошкольных учреждений и возраст детей их посещающих 5
3. Цель и основные принципы воспитания 6
4. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны 8
5. Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни 9
6. Взаимодействие детского сада с семьей 16
7. Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка 17
8. Актуальные проблемы дошкольного образования в Германии 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Это могут быть также  проекты по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в проекте. Выбрав ту или иную задачу, ребёнок в течение определённого времени (2-3 недели) принимает участие в работе соответствующей группы, и таким образом отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. На общих встречах осуществляется распределение обязанностей и обсуждается ход реализации проекта.

После общей встречи  наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда  дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой  возрастной группе.  Содержание занятий естественно,  зависит от возраста детей. 

Образовательной программы  в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь  обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются  общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на  индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой области Германии и в каждом детском саду  используются свои конкретные формы и свои приоритеты. Так, для Баварии приоритетными направлениями образования дошкольников являются:

-  развитие речи  (с акцентом на развитие фонематического  слуха),

- развитие движения,

-  социальное развитие.

Акцент на развитие речи с одной стороны связан со значительными проблемами многих детей в этой области, а с другой – с большим количеством иностранцев, плохо говорящих на родном языке. Характерно, что занятия по развитию речи с иностранными детьми и с носителями языка проводятся отдельно (также отдельно проходит и диагностика в этой области).  В рамках развития речи осуществляется специальная работа по развитию фонематического слуха детей.

Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики.  Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме – детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии.

После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем  лесу или парке.

С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать паззлы или рисовать.

С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру,  конструирование,  рисование, лепку и пр.  Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами). 

С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время  родители забирают детей по домам.

В 16.45 детский сад заканчивает  работу.

Организация предметной среды

Очевидно, что предметная среда того или иного помещения  определяется его назначением. В  открытом детском саду чаще всего  можно увидеть следующие оборудованные  комнаты или зоны для занятий:

- творчеством, 

- естественнонаучной  и  исследовательской деятельности

- конструированием и  режиссерской игрой

- для игровой деятельности 

-  физической активности 

- помещение для общих  встреч и занятий,

- уголки чтения

- уголки уединения

- уголки для экспериментирования.

Креативная комната  оборудована разнообразными материалами и мебелью для изобразительной деятельности: живописи, лепки, аппликации, ремесла и пр., а также защитной одеждой, раковиной и предметами уборки.

В игровой комнате  сконцентрированы  игрушки  и  материалы для самых разных видов  игры. Есть уголок для игры с куклами, зоны для наиболее распространенных сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), коврик для игры в машинки, специальное место отведено для настольных игр с правилами.  Например, для сюжетно-ролевой игры в почту, в игровой появляются костюмы, различные атрибуты профессии, предметы-заместители, тематические игрушки.

В комнате для конструирования  размещены различные конструкторы, маркеры пространства, наборы, включающие маленькие фигурки и куколки  для режиссёрской игры. В игровых  комнатах минимально представлена мебель, зато максимально – предметы преобразования пространства. Зонирование пространства внутри комнат задаётся её конкретной формой той или иной деятельности и возрастом детей.  Например, в помещении для конструирования есть пространство для крупномасштабного конструирования, для деревянного строительного материала,  столики для конструктора типа Лего «Дупло», «Плей-мобиль» и др. В обоих садах были представлены небольшие «подиумы» 1х2 м шириной для возведения масштабных построек. Подобные «подиумы» позволяют детям максимально удобно размещаться рядом с постройками и осуществлять игровые действия с трех позиций – сверху, сбоку и снизу  от постройки.  

Показательно, что игрушек  в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей.

Уголки для экспериментирования  представляют собой столики или  стеллажи с материалами различной  фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней, дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.

Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами. В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батутом.  Дети могут приходить сюда для подвижных игр, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей  в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки, балансиры, обручи, брёвна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.)  В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.

Помещение для общих  встреч достаточно просторное, оборудовано  круглыми столами для возможности  обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч. совместными работами групп, информационными  стендами и календарем событий детского сада, в т.ч. круглогодичным календарем детских дней рождения. 

Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ  в декорировании пространства и украшении стен.

Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или  морального износа материала, или в  связи с новыми потребностями  детей, или с появлением новых  материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.

6. Взаимодействие детского сада с семьей

Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр.

Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный  центр» (уютная комната и т.д.), где  можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

7. Обеспечение  дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка

Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации.  Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.  

Отличительной особенностью работы  педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает  ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране). 

Немецкие воспитатели  не обязаны вести обильную документацию, она   ведётся для  внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к заполнению карт индивидуального  развития, которая заполняется на каждого ребёнка 2 раза в год - в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка. 

Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребёнка в группе, который  является результатом индивидуального, а также совместного  педагогического наблюдения.  По 5-бальной шкале оценивается уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада, предпочтение разных видов активности и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты. К таким аспектам относятся:

1) развитие речи, причём  для немецких и иноязычных  детей используются разные тесты  и разные критерии оценки речевого  развития;

2) развитие  фонематического  слуха и сформированность фонеметического  анализа;

3) моторное развитие (координация,  соразмерность, баланс, ловкость  движений и пр.). 

Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском  саду отсутствуют многие привычные  для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача.  Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.

Столь широкий круг обязанностей при отсутствии  программы воспитания предъявляет серьёзные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке. В этой связи особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования.

Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально  иначе, чем в нашей стране. Воспитатели  учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа. 

На первом этапе в  течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты  под руководством опытного педагога  включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап –  2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр. 

Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой  специалист работает  совместно  с квалифицированным коллегой и  овладевает техническими навыками профессии.

Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая  теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня),  а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п.  Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца),  практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.     

Информация о работе Дошкольное образование Германии