Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:27, реферат
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.
Значительный интерес
в этом плане представляет опыт развития
зарубежного дошкольного
Чтобы осмыслить значение и цель образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. Так, в Англии образование расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллектуальному образованию. В США к образованию зачастую относятся прагматично.
Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Исходя из этого, целью нашей работы является рассмотрение характерных черт системы образования США в целом и, в частности, дошкольного образования.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ США
Взгляд на человеческие ресурсы лишь как на один из элементов издержек производства, причем не главных, длительное время господствовал в хозяйственной практике США и других западных стран, в западной экономической теории. Соответствующее место отводилось и образованию. Расходы на него, в том числе и на подготовку рабочей силы, стремились минимизировать, ограничить сугубо утилитарными целями, в ряде случаев они рассматривались в качестве неизбежной социальной уступки отдельным категориям населения. Однако кардинальные изменения в производительных силах и в структуре экономики под влиянием НТР привели к существенной эволюции таких взглядов. На рубеже XXI в. образование и профессиональная подготовка, вообще инвестиции в человека, играют все более решающую роль в экономике и общественном развитии США [13, с.65].
Показательна в этом отношении разработанная федеральным правительством программа развития образования в XXI в., которую Конгресс принял как закон «Образование в Америке – 2000» (1994). Его сердцевину составляет цель – повысить уровень образованности и культуры общества, привести его в соответствие с требованиями эпохи научно-технической и информационной революции. Аналитический доклад о состоянии образования «Нация в опасности» (1983), предшествовавший закону, фиксировал шокировавшие общественность данные о низкой общеобразовательной подготовке учащихся в массовой школе, об угрожающе падающем уровне дисциплины, росте преступности наркомании, насилия, нарушений нравственных норм в стенах школы [7, с.92].
К концу нынешнего века в США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев.
Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников [4, с.14].
Современная система образования Соединенных Штатов Америки строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей [3, с.23].
Система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование – 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие). Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6–7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.
Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во второй половине XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3–5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств [9, с.152].
С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 процентов всех пятилетних детей. Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких — так называемые школы-ясли, идея необходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы для детей от трех до шести лет открывали и открывают многие организации, в том числе «дошкольные лаборатории» при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения.
В США образование является обязательным для детей от 6 до 16 лет. В большинстве штатов обязательными являются 10 лет обучения. Начальный уровень образования называется «элементарным» и относится к образованию от детского сада (когда дети достигают 5-6 лет) до 8 класса (дети в возрасте 13-14 лет). Тем не менее, школа является элементарной, если она признана таковой правительством штата и состоит не более чем из 8 классов. Детский сад также может иметь статус элементарной школы, если он является ее частью или основан школьной системой.
В дополнение к «до-обязательному»
образованию многие штаты предлагают
общественно финансируемые
Большинство детей начинают свое образование в детском саду (5 лет) и оканчивают его в 12 классе средней высшей школы (обычно 18 лет). В большинстве штатов посещение школы является обязательным с 6 лет и до 16.
Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.
Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании.
Традиционные академические предметы дополнены обязательными новыми курсами: английский язык – общим введением в мировую литературу и др.; обществоведение (история, география, гражданское право) – историей западной цивилизации, историей Америки, американской демократии; математика – основами дифференциального и интегрального исчисления и др.; естествознание (физика, астрономия, геология, химия, биология) – основами квантовой механики, электродинамики, принципами технологии (технического проектирования и конструирования). Совершенствуются также курсы иностранных языков, физической культуры и здоровья, искусства. Начиная c 10-го класса эта широкая программа дополняется предметами по выбору учащихся.
Для оценки качества среднего образования в США используются различные показатели: число оканчивающих среднюю школу (в начале 90-х годов – 75-77 человек из 100); уровень полученных знаний (определяется c помощью тестов школьной одаренности) [10, с.125].
Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа [1, с.198].
Итак, современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западно-европейских стандартов.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1. Программа дошкольного образования «Хэд Старт». Бихевиористская модель обучения и воспитания детей
В современном образовании существует большое количество разнообразных подходов, инновационных технологий, которые базируются на организации условий, в которых воспитанники чувствуют себя комфортно. Многие исследователи: Кларина Л.М., Петровский В.А., Полякова М.Н., Стрелкова Л.П., Чумичева Р.М.и др. говорят о необходимости создания в различных типах учебно-воспитательных учреждений так называемой образовательной среды, т.е. своеобразного социокультурного пространства, зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. В настоящее время в педагогической теории феномен образовательной среды рассматривается широко – от государственного уровня до личностного, индивидуального пространства познания и развития [6, с.26].
Данный подход характерен не только для нашей страны, но и других геополитических регионов, в частности для Соединенных Штатов Америки.
Роль образовательного
пространства в современном американском
детском саду, прежде всего, следует
рассматривать в связи с
В целом ряде исследований тех лет выделялись первые 4-5 лет жизни человека как период наиболее интенсивных перемен в физическом, этическом и интеллектуальном развитии личности. Авторами было сделано правомерное заключение о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воздействия на умственное развитие. Это заключение послужило толчком для теории «критических периодов» в развитии и о том, что половину всех знаний человек получает в первые 5 лет жизни. На этом основании можно сделать вывод о том, что программа Head Start возникла в период признания исключительного влияния образовательной среды на раннее развитие. Позднее, в конце 1960-х была признана взаимосвязь генетических факторов и среды, и они стали ключевыми категориями для характеристики основных процессов развития личности.
«Хэд Старт» является самой большой правительственной программой дошкольного образования США. «Хэд Старт» – это национальная экспериментальная программа, предназначенная для малообеспеченных детей с рождения до пяти лет. Ее реализация началась в 1965 г., а к 2003 г. в ней участвовали более 21 млн детей. Программу называют «наиболее важным социальным и образовательным экспериментом второй половины ХХ века». Целью программы была проверка эффективности различных теорий в области дошкольного образования вне университетских экспериментальных площадок и частных детских садов. После длительных дебатов о ее эффективности было принято решение о проведении лонгитюдного исследования.
В 1986 г. были опубликованы результаты оценки детей, обучавшихся по программе «Хэд Старт». В частности, отмечалось, что к 19 годам среди этих детей было гораздо большее число закончивших среднюю школу и продолживших образование и меньшее число попавших в специальные школы, чем в контрольной группе. Также участники экспериментальной группы показали меньший процент подростковой преступности и больший процент устроившихся на работу. Социальное положение выпускников программы к 27 годам было более стабильным. В целом, был сделан вывод о том, что программа сэкономила и принесла значительную выгоду обществу (7 долларов на каждый вложенный доллар) [8, с.12-14].
В настоящее время программа продолжает развиваться и ориентирована на экспериментальную апробацию различных теоретических моделей воспитания и обучения детей до поступления в школу. Одной из основных моделей, проходящих апробацию, является бихевиористская. Предполагается, что развитие самосознания детей происходит на основе переживания успеха и овладения основными учебными навыками – изучение стандартного английского языка и распознавание символов, т.к. это считается необходимым для обучения в начальной школе.
Главная цель дошкольного образовательного учреждения, основанного на принципах бихевиоризма, состоит в создании условий для самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий его рост и развитие по запланированной и последовательной схеме, но и с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя обучение детей проходит спонтанно и, в некотором роде, непреднамеренно и незапланированно, учитель-бихевиорист выделяет время на то, чтобы оценить навыки ребенка, запланировать некоторые виды деятельности и тщательно подготовить развивающую среду, обеспечивающую оптимальные условия структурированного обучения и развития.
Такая подготовка среды дает гарантии развития определенных навыков и умений, в то время как остальные умения и навыки детей приобретаются и закрепляются вне плана. Учитель осуществляет тщательное планирование, позволяющее сфокусировать внимание на умениях и навыках, которые выше уровня развития детей на данный момент, и отвечает за успехи в развитии детей. Педагог не ждет подходящего момента, чтобы учить, а целенаправленно подготавливает его, используя интересы детей как возможности для обучения.