Введение.
Актуальность работы: Актуальность
духовно-нравственного воспитания
в нашей стране стала явной
в послеперестроечные времена. В только
что возродившееся государство потоком
хлынула массовая культура со своим насилием
и разлагающей моралью. Отвергнув религиозную
составляющую морали, Запад пережил и
переживает глубокий духовно-нравственный
кризис, проявляющийся в бездуховности
общества в целом и молодого поколения
в частности. Большинство молодежи смотрят
на жизнь через призму эгоизма и индивидуализма,
забывая об этических понятиях и ценностях.
Благодаря развитию духовно-нравственного
воспитания и возвращению к православным
источникам культуры и духовности, русскому
обществу удается избежать пагубного
влияния массовой культуры и западной
морали. Хотелось бы отметить главную
отличительную черту духовно-нравственного
воспитания в России – базой этого воспитания
является религиозная составляющая морали,
православные ценности и идеалы. Проблема
духовного-нравственного воспитания в
школе и семье детей разного возраста
освещались такими учеными как Бондаревская
Е. В., Власова Т. И., Галицкая И. А., Метлик
И. В. В настоящее время существует множество
программ по духовно-нравственному воспитанию
различных авторов. Примеры отечественных
программ: «Введение в традицию» авторская
программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное
воспитание старших дошкольников» Феоктистова
Т.Г., Шитякова Н.П., Программа "Мировидение",
Программа «Мировидение» средний школьный
возраст, Программа "Мировидение"
дополнительные уроки для младшего и среднего
школьного возраста, Кроме того необходимо
назвать российские программы: «Красота
спасет мир» авторская программа по музыке
Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое
воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой,
Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности»,
Программа «Культура семейных отношений»,
Муниципальная целевая программа «За
духовное и нравственное здоровье» Д.Г.
Левчук, О.М. Потаповской.
Объект исследования: Объектом
исследования моей работы является педагогическая
деятельность в сфере духовно-нравственного
воспитания школьников при обучении
английскому языку.
Предмет исследования: В
работе освещены главные трудности,
опыт и главные способы и пути
духовно-нравственного воспитания
, а также обоснована важность духовно-нравственного
воспитания в современной школе России.
Цель работы: Раскрыть возможные
пути духовно-нравственного воспитания
в российской школе.
Задачи работы: Осветить
научно-теоретические основыe духовно-нравственного
воспитания. Раскрыть содержание духовно-нравственного
воспитания. Проанализировать опыт духовно-нравственного
воспитания в российской общеобразовательной
школе. Выбрать наиболее успешные пути
духовно-нравственного воспитания при
обучении английскому.
Методы исследования: Основной
метод исследования – изучения всевозможной
литературы по предмету исследования.
Часть 1
Глава 1
Научно-теоретические основы
духовно-нравственного воспитания
В детстве мы формируем
у ребенка определенные нормы
и правила поведения в обществе.
Когда ребенок подрастает, то он
постепенно он сам начинает сам контролировать
свое поведение и поступки, осознавая
всю полноту ответственности, научившись
анализировать и выстраивать
причинно-следственные связи своего
поведения и поступков. В сознании
оформляется определенная индивидуальная
картина мира, отношение к действительности,
словом у человека складывается личностное
мировоззрение. Мы считаем, что говорить
о нравственном сознании можно тогда,
когда человек соотносит общие
для всех в данном обществе нормы
и правила нравственности со своими
собственными и действительностью. Отсюда
следует, что нравственность - это практическое
выражение картины мира, реализация определенного
мировоззрения в действии. Хочется обратить
ваше внимание, что речь идет о мировоззрении,
выстроенном у человека на нравственной
основе. Наблюдая за современным обществом
мы можем с уверенностью сказать, что далеко
не каждое мировоззрение по сути нравственно.
И не надо быть большим экспертом, чтобы
это увидеть и понять. Достаточно длительное
время понаблюдать за поступками человека
и соотнести их с тем, что он говорит.
Нравственные нормы отражают
состояние общества: хотя они могут
меняться в зависимости от того,
куда это общество двигается, эволюционирует
или деградирует. А.В.Шестакович в своей
статье «Нравственная ответственность
и ее воспитание у детей в семье» высказывается
о том, что в самом начале жизни ребенка
у него должны быть сформированы «простые
нормы»[2]. Под «простыми нормами» он понимает
основные правила поведения в быту, соответствующие
требованиям общества. На основе «простых
норм» идет последующее развитие нравственного
человека. Однако, на наш взгляд, не стоит
сводить механизм формирования нравственности
до бытового уровня, недооценивая ее тесную
связь с духовным миром личности. Мы считаем,
что понятия «нравственность» неотделимо
от понятия «духовность».
Рассматривая понятие
«духовность» в научной литературе,
мы столкнулись с большим количеством
определений этого понятия. Проблемой
формирования духовности занимались такие
известные российские ученые и педагоги
как проф. Т.И.Власова, академик Е.В.Бондаревская
(Ростовская школа личностно-ориентированного
обучения и воспитания), Федосова Н.А.,
Метлик И. В., Галицкая И. А., Е В. Лунева
и многие другие. Хотелось бы отметить
тот факт, что понятие «духовность» самобытно,
оно соответствует только русской культуре
и понимается только в России. В странах
Европы под «духовность» приравнивают
к понятиям «нравственность» и «мораль».
Каждый ученый, исходя из собственного
определения духовности, предлагает концепцию
духовно-нравственного воспитания. Федосова
Н.А., Метлик И. В., Галицкая И. А. подчеркивают
значение православных устоев и традиций
в духовно-нравственном воспитании, указывают
на необходимость сотрудничества церкви
и государства в воспитании духовности
[1,5]. Е. В Лунева в своей статье «Историко-культурное
наследие-ресурс духовно-нравственного
воспитания» пишет о роли культуры (народного
фольклора, музыки, поэзии) и традиций
русского народа в духовно-нравственном
воспитании.[6] «Духовность – это проявление
высших устремлений человека к знанию
и служению другим людям» Духовность
помогает человеку определять себя
как члена общества путем самопознания
и самоуправления. И. А. Ильин утверждал
«Без духа и вне духа мы не имеем истинного
бытия, а остаемся по слову Гоголя «существователями»».
Понимание духовности в религии схоже
с вышеприведенными, но здесь она сопрягается
с духовным миром в целом., который не исчерпывается
духовностью человека. В религии духовность
разнокачественная, чаще полярная. Апостол
Иоанн говорит «Не всякому духу верьте,
но испытывайте духов, от Бога ли они»
(1 Иоанна, 4.1). То есть существует Святой
дух и темные духи, следовательно и духовность
может быть темной и светлой, условно говоря
«правильной» и «неправильной». В обыденном
смысле «духовный» понимается только
положительно – нравственный, достойный,
честный.
В современной психологии
под духовностью понимается индивидуально
выраженная в системе мотивов
личности потребность познания
окружающего мира, а под душевностью
– отношение человека к окружающему
миру. В научно-исследовательской
литературе понятие «душевность»
и «духовность» различаются как
по смыслу, так и по значимости.
Душевность – это чувственный
мир, к которому относятся сочувствие,
сопереживание, сострадание, мотивы
поступков, а духовность является
ценностным содержанием сознания.
Получается, что душевность –
это та же ценность, представленная
в переживаниях и чувствах.
Духовное воспитание в
педагогике – это формирование ценностного
отношения в жизни, обеспечивающего
устойчивое, гармоническое развитие
человека, включающее в себя воспитание
чувства долга, справедливости, ответственности
и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям
человека.
Русская народная педагогика
трактует духовное воспитание как процесс
и результат формирования и развития
трудолюбия, чести, совестливости, порядочности,
любви к Отечеству, преданности
семейному очагу. В связи с
этим цель духовно-нравственного воспитания
в народной педагогике – это человек,
обладающий высокими духовными и
нравственными качествами.
К.Д. Ушинский рассматривает
духовно-нравственное воспитание личности
как целенаправленный процесс, включающий
в себя формирование в человеке воли,
морального сознания, нравственных привычек,
долга, чести, достоинства, уважения к
труду, патриотических чувств и убеждений.
Задача нравственного воспитания заключается
в необходимости приведения этих качеств
в единую целостную систему. К.Д. Ушинский
считал, что сущность нравственного воспитания
не «в кодексе правил поведения», а в создании
внутренней направленности человека.
Поведение же его вытекает из внутренней
установки личности; «Создай раньше материал
нравственности, а потом её правила» (К.Д.
Ушинский). Нам ближе определение П.В.Симонова
и П.М.Ершова. которые понимают под духовностью
«проявление высших устремлений человека
к знанию и служению другим людям». [9].
Очевидно, что служение другим людям не
может основываться лишь на материальных
ценностях. Необходимо наличие духовного
порыва, вызванного стремлениями человека
к Высшему. Духовность в концепции Т.И.Власовой
представляется «единственным способом
жизнедеятельности человека, в котором
самое значительное место занимает стремление
к Добру, Истине и Красоте». [4] Сказанное
выше может быть верно только при сформированном
нравственном сознании. Мы убеждены, что
эти стремления должны быть основаны на
чем-то. На наш взгляд, они базируются на
нравственных правилах и нормах. Следовательно,
первый шаг к духовности – это воспитание
нравственности, нравственных основ. Соответственно,
воспитывая в ребенке нравственные качества,
такие как милосердие, доброта, сострадание,
забота, чувство долга и сострадания, мы
закладываем в нем духовные основы. И когда
ребенок сам начнет проявлять в своей
реальной жизни эти качества, не нуждаясь
более в контроле взрослых, меняя окружающую
его среду в сторону Добра, Истины и Красоты,
мы с уверенностью сможем сказать, что
смогли воспитать в нем духовную красоту
и нравственную чистоту, следовательно,
достигли, поставленной цели.
Основными и обязательными
условиями формирования нравственной
личности является: формирование воли,
морального сознания, долга, чести и
достоинства, уважения к труду, патриотических
чувств и убеждений; создание внутренней
направленности убеждений; нравственные
знания, мотивы и побуждения должны обязательно
подкрепляться нравственным поведением
личности. Все вышеприведенные качества
сливаются в духовную сферу жизни человека.
Духовная сфера
жизни представлена двумя формами
мировоззрения – религия и
философия. В религии и философии
духовные ценности воплощаются
в определенных мировоззренческих
традициях. Эти традиции существуют
не только в сознании людей,
но и в форме правил, норм,
символов, обрядов. Каждая мировоззренческая
традиция предполагает наличие
целостной картины мира, и соответствующей
ей системы отношений между
людьми, а также отношения человека
ко всем объектам действительности
(система морали, нравственные нормы).
Следовательно, логическое объяснение
получает положение слово «нравственность»
в конструкции «духовно-нравственное
воспитание». Нравственность –
практическое выражение той или
иной картины мира, реализация
определенного мировоззрения. Духовно-нравственное
воспитание направлено на формирование
убеждений, ценностей, нравственных
установок, соответствующих данному
мировоззрению, а также выработке
соответствующих нравственных качеств,
духовно-нравственной культуры определенного
типа. Результатом духовно- нравственного
воспитания является определенный
образ жизни, поведение человека
в обществе, которое зависит не
только от его знаний, но и
духовно-нравственного состояния.
Отсюда следует, что духовно-нравственное
образование в современной школе
возможно только на добровольной
основе и оно может быть только вариативным.
Также хотелось бы осветить другую трактовку
духовно-нравственного воспитания, согласно
которой это воспитание духовности и нравственности
без отнесения этих понятий к какому-либо
типу мировоззрения. Согласно ей нравственность
– это характеристика поведения и деятельности
человека в отношении норм, не закрепленных
на правовом уровне. Данная трактовка
наиболее популярна в современной педагогической
и учебной литературе. Но она трудна для
практической организации. В связи с этим
появляются другие трактовки, которые
нельзя назвать компетентными. Например,
мировоззрение «светского гуманизма»,
сочетающего идеи материализма, сциентизма,
либерализма. Гуманистический манифест
представляет собой программную установку
данного мировоззрения. В нем религии
отрицаются как архаизм, Объявляется примат
материального благополучия над ценностями
традиционной духовной культуры, превалирует
идея слияния человечества в одно целое
под управлением мирового единого центра,
свобода в сексуальных и семейных отношениях,
право на добровольную эвтаназию. Согласно
данному документу народы и государства
должны отказаться от суверенного развития
и своей самобытности. Приведенные выше
позиции, по мнению их сторонников применительны
к сфере образования и воспитания детей,
в том числе и в школе. Фактически это отказ
от приоритета семьи, а также повсеместное
введение сексуального просвещения и
сравнительного изучения религий в школе.
Следует уточнить что гуманистический
характер образования есть ориентация
обучения и воспитания на общие нравственные
ценности (сотрудничество, доброжелательность,
человечество) эти ценности можно также
назвать общенациональными, но при этом
они не составляют определенной нравственной
традиции. Их содержание может меняться
наряду с эволюцией общественного сознания.
Несмотря на разнообразие теорий и мнений
хотелось бы уточнить определения и выделить
основные принципы духовно-нравственного
воспитания в общеобразовательной школе.
Духовно-нравственное воспитание школьников
заключается в освоении в процессе обучения
и воспитания мировоззренческих знаний
и формирование соответствующих нравственных
качеств в целях личностной самореализации,
приобщения к культуре своей семьи, народа,
мировоззренческо-социальной группы,
социализация в современном обществе.
При этом духовно-нравственное воспитания
учащихся не должно противоречить общественной
морали, общегражданским ценностям и нормам.
Согласно Метлик И.В. существует две модели,
по которым может реализовываться духовно-нравственное
воспитание в школе:
1) Родители ребенка могут добровольно
выбрать учреждение с определенной мировоззренческой
ориентацией (конфессиональной, этнокультурной).
2) Добровольное изучение курса
или учебного предмета конкретной мировоззренческой
направленности: религиозной - Православная
культура, Исламоведение, Традиция иудаизма
или не религиозной - Этика, Мораль, Религиоведение.
Хотелось бы отметить что,
решение проблемы духовно-нравственного
воспитания заключается не в отдельно
отведенных часах, а в создании духовной
атмосферы в школе, которая бы
способствовала духовному становлению
ученика, пробуждала в нем желание
делать добро. Образовавшийся духовный
вакуум заставляет школу искать пути
совершенствования образовательного
процесса. В данный переходный период
общеобразовательная школа ищет
точки соприкосновения светской
педагогики и православной, и прежде
всего через культуру своего народа.
Хотелось бы отметить, что
духовно-нравственное воспитание тесно
связано с духовно-ориентированным
подходом к воспитанию и обучению,
который является немаловажной составляющей
всестороннего духовного воспитания
школьника в условиях семьи и
школы.
Глава 2
1.2 Сущность духовно-ориентированной
парадигмы
Главная цель духовно-ориентированного
воспитания – воспитание в детях
духовности, развитие субъективного
Духа – уникальной духовности, принадлежащей
каждому конкретному человеку. Духовность
при этом понимается как способ существования
и жизнедеятельности человека,
в котором самое значительное
место занимает стремление к Добру,
Истине и Красоте. Актуальность духовно
ориентированного воспитания обусловлено
положением в мире в целом и
в России в частности. Российское
общество находится на грани кризиса,
мировое общество в свою очередь
приближается к переломному моменту
своей истории. В такие периоды
идет «борьба» между Богом/Абсолютным
Духом и Человеком как живым
существом. Такие периоды мы может
пронаблюдать сквозь всю историю
человечества. Наиболее острые моменты
этой борьбы (падение мировых цивилизаций)
характеризуется обращением человека
к духовности, к вере. Возвращение
к идее духовной миссии для всех
живущих на Земле как правило происходит
в острые моменты цивилизационного развития,
в «пограничной» ситуации локальных историй
тех или иных культур.
Теоритически духовно-ориентированное
воспитание представлено различными концепциями
и подходами к воспитанию духовности
у детей: традиционное, религиозное,
светское. Светское представлено концепциями
экзистенциально и личностно-ориентированного
воспитания.