Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Раскрыть возможные пути духовно-нравственного воспитания в российской школе.
Задачи работы: Осветить научно-теоретические основыe духовно-нравственного воспитания. Раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания. Проанализировать опыт духовно-нравственного воспитания в российской общеобразовательной школе. Выбрать наиболее успешные пути духовно-нравственного воспитания при обучении английскому.

Файлы: 1 файл

Введение курсовая 4.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

Введение.

Актуальность работы: Актуальность духовно-нравственного воспитания в нашей стране стала явной  в послеперестроечные времена. В только что возродившееся государство потоком хлынула массовая культура со своим насилием и разлагающей моралью. Отвергнув религиозную составляющую морали, Запад пережил и переживает глубокий духовно-нравственный кризис, проявляющийся в бездуховности общества в целом и молодого поколения в частности. Большинство молодежи смотрят на жизнь через призму эгоизма и индивидуализма,  забывая об этических понятиях и ценностях. Благодаря развитию духовно-нравственного воспитания и возвращению к православным источникам культуры и духовности, русскому обществу удается избежать пагубного влияния массовой культуры и западной морали. Хотелось бы отметить главную отличительную черту духовно-нравственного воспитания в России – базой этого воспитания является религиозная составляющая морали, православные ценности и идеалы. Проблема духовного-нравственного воспитания в школе и семье детей разного возраста освещались такими учеными как Бондаревская Е. В., Власова Т. И., Галицкая И. А., Метлик И. В. В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Программа "Мировидение", Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста, Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.

 

Объект исследования: Объектом исследования моей работы является педагогическая деятельность в сфере духовно-нравственного  воспитания школьников при обучении английскому языку.

Предмет исследования: В  работе освещены главные трудности, опыт и главные способы и пути духовно-нравственного воспитания , а также обоснована важность духовно-нравственного воспитания в современной школе России.

 

Цель работы: Раскрыть возможные  пути духовно-нравственного воспитания в российской школе.

 

Задачи работы: Осветить научно-теоретические основыe духовно-нравственного воспитания. Раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания. Проанализировать опыт духовно-нравственного воспитания в российской общеобразовательной школе. Выбрать наиболее успешные пути духовно-нравственного воспитания при обучении английскому.

 

Методы исследования: Основной метод исследования – изучения всевозможной литературы по предмету исследования.

 

 

 

 

 

 

Часть 1

Глава 1

Научно-теоретические основы духовно-нравственного воспитания

В детстве мы формируем  у ребенка определенные нормы  и правила поведения в обществе. Когда ребенок подрастает, то он постепенно он сам начинает сам контролировать свое поведение и поступки, осознавая  всю полноту ответственности, научившись анализировать и выстраивать  причинно-следственные связи своего поведения и поступков. В сознании оформляется определенная индивидуальная картина мира, отношение к действительности, словом у человека складывается личностное мировоззрение. Мы считаем, что говорить о нравственном сознании можно тогда, когда человек соотносит общие  для всех в данном обществе нормы  и правила нравственности со своими собственными и действительностью. Отсюда следует, что нравственность - это практическое выражение картины мира, реализация определенного мировоззрения в действии. Хочется обратить ваше внимание, что речь идет о мировоззрении, выстроенном у человека на нравственной основе. Наблюдая за современным обществом мы можем с уверенностью сказать, что далеко не каждое мировоззрение по сути нравственно. И не надо быть большим экспертом, чтобы это увидеть и понять. Достаточно длительное время понаблюдать за поступками человека и соотнести их с тем, что он говорит.

Нравственные нормы отражают состояние общества: хотя они могут  меняться в зависимости от того, куда это общество двигается, эволюционирует или деградирует. А.В.Шестакович в своей статье «Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье» высказывается о том, что в самом начале жизни ребенка у него должны быть сформированы «простые нормы»[2]. Под «простыми нормами» он понимает основные правила поведения в быту, соответствующие требованиям общества. На основе «простых норм» идет последующее развитие нравственного человека. Однако, на наш взгляд, не стоит сводить механизм формирования нравственности до бытового уровня, недооценивая ее тесную связь с духовным миром личности. Мы считаем, что понятия «нравственность» неотделимо от понятия «духовность».

 

Рассматривая понятие  «духовность» в научной литературе, мы столкнулись с большим количеством  определений этого понятия. Проблемой  формирования духовности занимались такие  известные российские ученые и педагоги как проф. Т.И.Власова, академик Е.В.Бондаревская (Ростовская школа личностно-ориентированного обучения и воспитания), Федосова Н.А., Метлик И. В., Галицкая И. А., Е В. Лунева и многие другие. Хотелось бы отметить тот факт, что понятие «духовность» самобытно, оно соответствует только русской культуре и понимается только в России. В странах Европы под «духовность» приравнивают к понятиям «нравственность» и «мораль». Каждый ученый, исходя из собственного определения духовности, предлагает концепцию духовно-нравственного воспитания. Федосова Н.А., Метлик И. В., Галицкая И. А. подчеркивают значение православных устоев и традиций в духовно-нравственном воспитании, указывают на необходимость сотрудничества церкви и государства в воспитании духовности [1,5]. Е. В Лунева в своей статье «Историко-культурное наследие-ресурс духовно-нравственного воспитания» пишет о роли культуры (народного фольклора, музыки, поэзии) и традиций русского народа в духовно-нравственном воспитании.[6] «Духовность – это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям»  Духовность помогает человеку определять себя  как члена общества путем самопознания и самоуправления. И. А. Ильин утверждал «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся по слову Гоголя «существователями»».   Понимание духовности в религии схоже с вышеприведенными, но здесь она сопрягается с духовным миром в целом., который не исчерпывается духовностью человека. В религии духовность разнокачественная, чаще полярная. Апостол Иоанн говорит «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоанна, 4.1). То есть существует Святой дух и темные духи, следовательно и духовность может быть темной и светлой, условно говоря «правильной» и «неправильной». В обыденном смысле «духовный» понимается только положительно – нравственный, достойный, честный.    

 В современной психологии  под духовностью понимается индивидуально  выраженная в системе мотивов  личности потребность познания  окружающего мира, а под душевностью  – отношение человека к окружающему  миру. В научно-исследовательской  литературе понятие «душевность»  и «духовность» различаются как  по смыслу, так и по значимости. Душевность – это чувственный  мир, к которому относятся сочувствие, сопереживание, сострадание, мотивы  поступков, а духовность является  ценностным содержанием сознания. Получается, что душевность –  это та же ценность, представленная  в переживаниях и чувствах.

Духовное воспитание в  педагогике – это формирование ценностного  отношения в жизни, обеспечивающего  устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности  и других качеств, способных придать  высокий смысл делам и мыслям человека.

Русская народная педагогика трактует духовное воспитание как процесс  и результат формирования и развития трудолюбия, чести, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности  семейному очагу. В связи с  этим цель духовно-нравственного воспитания в народной педагогике – это человек, обладающий высокими духовными и  нравственными качествами.

К.Д. Ушинский рассматривает  духовно-нравственное воспитание личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в необходимости приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» (К.Д. Ушинский). Нам ближе определение П.В.Симонова и П.М.Ершова. которые понимают под духовностью «проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям». [9]. Очевидно, что служение другим людям не может основываться лишь на материальных ценностях. Необходимо наличие духовного порыва, вызванного стремлениями человека к Высшему. Духовность в концепции Т.И.Власовой представляется «единственным способом жизнедеятельности человека, в котором самое значительное место занимает стремление к Добру, Истине и Красоте». [4] Сказанное выше может быть верно только при сформированном нравственном сознании. Мы убеждены, что эти стремления должны быть основаны на чем-то. На наш взгляд, они базируются на нравственных правилах и нормах. Следовательно, первый шаг к духовности – это воспитание нравственности, нравственных основ. Соответственно, воспитывая в ребенке нравственные качества, такие как милосердие, доброта, сострадание, забота, чувство долга и сострадания, мы закладываем в нем духовные основы. И когда ребенок сам начнет проявлять в своей реальной жизни эти качества, не нуждаясь более в контроле взрослых, меняя окружающую его среду в сторону Добра, Истины и Красоты, мы с уверенностью сможем сказать, что смогли воспитать в нем духовную красоту и нравственную чистоту, следовательно, достигли, поставленной цели.

Основными и обязательными  условиями формирования нравственной личности является: формирование воли, морального сознания, долга, чести и  достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений; создание внутренней направленности убеждений; нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно подкрепляться нравственным поведением личности. Все вышеприведенные качества сливаются в духовную сферу жизни человека.

   Духовная сфера  жизни представлена двумя формами  мировоззрения – религия и    философия. В религии и философии  духовные ценности воплощаются  в определенных   мировоззренческих  традициях. Эти традиции существуют  не только в сознании людей,  но и  в форме правил, норм, символов, обрядов. Каждая мировоззренческая  традиция предполагает наличие  целостной картины мира, и соответствующей  ей системы отношений между  людьми, а также отношения человека  ко всем объектам действительности (система морали, нравственные нормы). Следовательно, логическое объяснение  получает положение слово «нравственность»  в конструкции «духовно-нравственное  воспитание». Нравственность –  практическое выражение той или  иной картины мира, реализация  определенного мировоззрения. Духовно-нравственное  воспитание направлено на формирование  убеждений, ценностей, нравственных  установок, соответствующих данному  мировоззрению, а также выработке  соответствующих нравственных качеств,  духовно-нравственной культуры определенного  типа. Результатом духовно- нравственного  воспитания является определенный  образ жизни, поведение человека  в обществе, которое зависит не  только от его знаний, но и  духовно-нравственного состояния.  Отсюда следует, что духовно-нравственное  образование в современной школе  возможно только на добровольной  основе и оно может быть только вариативным. Также хотелось бы осветить другую трактовку духовно-нравственного воспитания, согласно которой это воспитание духовности и нравственности без отнесения этих понятий к какому-либо типу мировоззрения. Согласно ей нравственность – это характеристика поведения и деятельности человека в отношении норм, не закрепленных на правовом уровне. Данная трактовка наиболее популярна в современной педагогической и учебной литературе. Но она трудна для практической организации. В связи с этим появляются другие трактовки, которые нельзя назвать компетентными. Например, мировоззрение «светского гуманизма», сочетающего идеи материализма, сциентизма, либерализма. Гуманистический манифест  представляет собой программную установку данного мировоззрения. В нем религии отрицаются как архаизм, Объявляется примат материального благополучия над ценностями традиционной духовной культуры, превалирует идея слияния человечества в одно целое под управлением мирового единого центра, свобода в сексуальных и семейных отношениях, право на добровольную эвтаназию. Согласно данному документу народы и государства должны отказаться от суверенного развития и своей самобытности. Приведенные выше позиции, по мнению их сторонников применительны к сфере образования и воспитания детей, в том числе и в школе. Фактически это отказ от приоритета семьи, а также повсеместное введение сексуального просвещения и сравнительного изучения религий в школе. Следует уточнить что гуманистический характер образования есть ориентация обучения и воспитания на общие нравственные ценности (сотрудничество, доброжелательность, человечество) эти ценности можно также назвать общенациональными, но при этом они не составляют определенной нравственной традиции. Их содержание может меняться наряду с эволюцией общественного сознания. Несмотря на разнообразие теорий и мнений хотелось бы уточнить определения и выделить основные принципы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формирование соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческо-социальной группы, социализация в современном обществе.  При этом духовно-нравственное воспитания учащихся не должно противоречить общественной морали, общегражданским ценностям и нормам. Согласно Метлик И.В. существует две модели, по которым может реализовываться духовно-нравственное воспитание в школе:

1) Родители ребенка могут добровольно выбрать учреждение с определенной мировоззренческой ориентацией (конфессиональной, этнокультурной).

2) Добровольное изучение курса или учебного предмета конкретной мировоззренческой направленности: религиозной - Православная культура, Исламоведение, Традиция иудаизма или не религиозной - Этика, Мораль, Религиоведение.

Хотелось бы отметить что, решение проблемы духовно-нравственного  воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению  ученика, пробуждала в нем желание  делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа.

Хотелось бы отметить, что  духовно-нравственное воспитание тесно  связано с духовно-ориентированным  подходом к воспитанию и обучению, который является немаловажной составляющей всестороннего духовного воспитания школьника в условиях семьи и  школы.

 

 

 

 

 

Глава 2

1.2 Сущность духовно-ориентированной  парадигмы

Главная цель духовно-ориентированного воспитания – воспитание в детях  духовности, развитие субъективного  Духа – уникальной духовности, принадлежащей  каждому конкретному человеку. Духовность при этом понимается как способ существования  и жизнедеятельности человека,  в котором самое значительное место занимает стремление к Добру, Истине и Красоте. Актуальность духовно  ориентированного воспитания обусловлено  положением в мире в целом и  в России в частности. Российское общество находится на грани кризиса, мировое общество в свою очередь  приближается к переломному моменту  своей истории. В такие периоды  идет «борьба» между Богом/Абсолютным Духом и Человеком как живым  существом. Такие периоды мы может  пронаблюдать сквозь всю историю  человечества. Наиболее острые моменты  этой борьбы (падение мировых цивилизаций) характеризуется обращением человека к духовности, к вере. Возвращение  к идее духовной миссии для всех живущих на Земле как правило происходит в острые моменты цивилизационного развития, в «пограничной» ситуации локальных историй тех или иных культур.

Теоритически духовно-ориентированное  воспитание представлено различными концепциями  и подходами к воспитанию духовности у детей: традиционное, религиозное, светское. Светское представлено концепциями экзистенциально и личностно-ориентированного воспитания.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка