Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Раскрыть возможные пути духовно-нравственного воспитания в российской школе.
Задачи работы: Осветить научно-теоретические основыe духовно-нравственного воспитания. Раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания. Проанализировать опыт духовно-нравственного воспитания в российской общеобразовательной школе. Выбрать наиболее успешные пути духовно-нравственного воспитания при обучении английскому.

Файлы: 1 файл

Введение курсовая 4.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

Экзистенциальная теория стала предпосылкой для возникновения  духовно ориентированной концепции. Данная теория ставит в центр внимания учителей духовность ребенка, которая  является способом его существования. При этом главными являются экзистенциальные ценности, что определяет светский характер данной концепции. Экзистенциальные ценности имеют непреходящий характер.

В личностно-ориентированной  концепции воспитания (Е.В.Бондаревская, 1995) учащиеся могут овладевать смыслами, которые «…могут быть найдены только в культуре, важнейшей функцией воспитания является приобщение детей к ценностям культуры. При этом собственные усилия личности в их осмыслении приобретают приоритетное значение». 

 

Религиозная концепция базируется на догмах различных конфессий. Воспитательной программой в монотеистических религиях является «жизнь по подобию Божиему». Основные этапы – аскетизм, труд на благо общины, морально-соборное пребывание в общине. Механизм –  воцерквление. Экзистенциальная и религиозная концепции связаны одной целью воспитания – воспитание нравственного, развитого, творческого и свободного человека.

Сущность воспитания духовности у школьников заключается в становлении  экзистенциальных ценностей, выражающимся во взаимосвязи уровня чувственного переживания (самочувствие) и рационального  осмысления (самоосмысление) ребенком своей реальной экзистенции.   Особенность организации процесса воспитания заключается в балансе между вышеприведенными уровнями. Система экзистенциальных ценностей существует как во внутреннем, так и во внешнем мире человека. Результат воспитания духовности субъективная подлинность экзистенциальных ценностей. Термин «субъективная подлинность» подразумевает универсальность стремлений к Абсолютным ценностям (Добру, Истине, Красоте) каждого отдельного человека. Основные принципы духовно ориентированного воспитания:

1)общая цель воспитания  духовности ребенка должна соотноситься  с общечеловеческим смыслом жизни;

2)духовно ориентированное  воспитание должно опираться  на душу и интуицию ребенка;

3)при воспитании духовности  учащемуся должны предоставляться  различные смыслы и различные  экзистенции;

4)экзистенциальные смыслы  должны быть равнозначны между  собой. Не должно возникать  иллюзий приоритета одной из  экзистенций;

5)воспитание духовности  у школьников имеет гуманитарную  направленность;

6)необходимо учитывать  индивидуальные особенности, возраст  и уникальные свойства детей  при воспитании духовности;

7)преодоление разниц между реальной экзистенцией и ее идеальным представлением в Абсолютных ценностях.

 

Этапы духовно ориентированного воспитания (по Т.И.Власовой):

1)целеполагание. Любое  действие на данном этапе приобретает  духовную ориентацию;

2)переживание. Формирование  чувственной сферы учащегося;

3)осмысление. Понимание того  или иного события наряду с  его эмоциональной характеристикой;

4)выстраивание отношений  с другими людьми в данной экзистенции;

5)рефлексия;

6)моделирование новых  устремлений;

7)преодоление страха перед  конечностью Бытия.  

Теперь, когда мы осветили теоритические основы выбранного подхода, стоит осветить и проанализировать опыт российских школ в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Глава 1

 Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников

Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным  языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного  и этического воспитания молодого поколения.

Великие педагоги и мыслители  отмечали роль изучения языка в познании своей культуры.. Сухомлинский писал В. А: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек».

Одна из целей при изучении иностранного языка, по мнению Е. И. Пассова, не только давать прагматичные знания, навыки и умения, но и образовывать, воспитывать ребенка, формируя в его сознании представления об окружающем его мире. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка.

Каждый школьный предмет  может помочь в становлении личностных качеств человека, его социальных ориентиров и духовных ценностей. Учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он «беспредметен», то есть по себе не содержит какого-либо нравственного аспекта, изучается с прагматической целью – средство общения. Что и определяет его открытость к другим дисциплинам и учебным предметам, а также облегчает возможность его использования в целях духовно-нравственного воспитания.

Обсуждение различных  тем на уроке иностранного языка  помогает учителю формировать мировоззрение  ученика, прививать ему навыки критического и аналитического мышления. Темы, предлагаемые в большинстве учебников приближены к реальной жизни школьников, обсуждения и выполнения задания помогают моделировать поведение учащихся в той или иной  жизненной ситуации, формировать нравственный облик школьников, через принимаемые решения. Учащиеся осваивают техники ведения беседы, спора, учатся правильно высказывать свое мнение и аргументировать его.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, м

Существуют различные  методы и приема духовно-нравственного  воспитания на уроках английского языка. Наиболее эффективным приемом при  рассмотрении проблем духовно-нравственного  содержания является беседа. При этом отличительной особенностью предмета «Иностранный язык», отражающей его коммуникативную направленность, являются преобладание групповых и парных форм работы.  Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Другая форма коллективного  взаимодействия – это ролевая  игра. В ходе ролевой игры учениками также обсуждаются проблемы различного характера. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория остается за выбором самого учащегося.

При использовании ролевой  игры как инструмента духовно-нравственного  воспитания на уроках иностранного языка, необходимо ввести этап рефлексии, на котором дети будут иметь возможность  проанализировать общий ход игры и принятые ими решения, их влияние  на общее развитие обсуждения. Придать  нравственную направленность поведению  ученика при участии в ролевой  игре является главной задачей учителя. При этом необходимо понимать важность правильной подачи возможных форм поведения. Здесь неприемлимы навязывания и назидания, лишь пример описание возможных моделей поведения с результатами данных моделей. Таким образом, учитель не просто задает условия ролевой игры, по и ставит учеников перед свободным выбором собственной линии поведения. Таким образом, предмет иностранный язык являясь по сути обучением различным коммуникативным навыкам, несет в себе огромный потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания учащихся разных возрастов. При этом учитывается как темы уроков, так и формы работы на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт духовно-нравственного  воспитания детей старшего возраста на основе УМК «Upstream»

Прежде всего, хотелось отметить индивидуальные особенности восприятия детей старшего возраста, оказывающих  влияние на их обучение и воспитание. По мнению психолога И. В. Мухиной подростковый возраст является одним из самых сложных в обучении. В этом возрасте у подростков происходит актуализация собственного «Я», что может проявляться в резкой конфронтации со всем окружающим миром: родителями, учителями, сверстниками. Также с расширением кругозора и появлению все новых возможных ресурсов деятельности наблюдается резкое снижении мотивации. Для учителя в данной ситуации важно не только создать сильную мотивацию изучения языка, но и найти точки соаприкосновения с внутренним миром ребенка. Это может помочь учителю вести подростка на пути к самоактуализации без излишней агрессии и конфронтации с окружающим миром. Однако, несмотря на появление различных занятий отвелкающих от учебы, ребенок в этом возрасте начинает впервые задумываться о смысле жизни, он анализирует поступки других людей, начинает критично смотреть на мир, создавая свои принципы и формируя четкую личностную позицию. Чтобы этот процесс шел правильно и его результатом являлась полностью сформированная духовно-нравственная личность, необходимо воспитывать духовность и нравственность в подростке на каждом уроке, планомерно и последовательно. Не стоит забывать о характерном для данного возраста развитии воображения и фантазии детей. В связи с этими особенностями важно приобщать детей к культуре стран изучаемого языка, литературе и музыке на изучаемом языке. В этом может помочь правильный отбор текстов и разработка проблемных заданий к текстам учителем. В отборе текстов доминантными критериями считаются соответствие возрасту и его интересам, что помогает развить мотивацию в обсуждении прочитанных текстов и высказыванию своего мнения по проблеме, отраженной в прочитанном материале. При отборе текстов особое внимание должно быть уделено теме и проблематике текста. Ведь именно тема может быть основным инструментом духовно-нравственного воспитания.

, не последнюю роль  играют тематические уроки. Тексты различных типов и разработанные к ним задания дают большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране. В результате может происходить своеобразный диалог культур. Изучая тексты страноведеческого характера, учащиеся имеют возможность сравнивать культуры, национальные характеры народов,  выделять общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка помимо текстов используются самые разнообразные формы и приёмы работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную  своей семьи, а затем предоставляют  проекты генеалогических деревьев.

В цикл УМК “Upstream” включены самые разнообразные темы, каждая из которых не только отражает насущные проблемы подростка, но и служит мощным средством духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания. Например,  предлагаемая в 9 классе тема “Films” позволяет не только делиться своими интересами в области кинематографа, но и проанализировать содержание любимых фильмов, различные жанры и их воздействие на эмоции человека, тем самым воспитывая эстетическую функцию. В этом аспекте будет уместна сравнительная дискуссия о влиянии театра, кино и фильмов на человека и его восприятие мира. Более того учащиеся могут сравнить фильмы, создаваемые в нашей стране и в странах изучаемого языка, таким образом проанализировав различия в культуре и национальном характере.

 

 


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка