Единства воспитания в семье и в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи: Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

1.4.В процессе трудового воспитания. Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач. В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

 Знание и учет индивидуальных  особенностей детей всей группы  дает возможность лучше организовать  коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда. Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.  Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические.

Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения. На всех ступенях системы народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

1.5 Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности. Игра - важная сторона жизни ребенка. Игра в возрасте от 3 до 7 становится ведущей деятельностью ребенка. Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому игру считают ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, что он большую часть времени играет, — дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.  Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели.

Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости.

1.6Индивидуальный подход к детям на занятиях. В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?  

      В этом случае  просто необходим индивидуальный  подход к детям. Он нужен во  всех видах детской деятельности  и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.

 

Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мебель для домика на крыше».

Программное содержание:

              Развитие речи и эмоциональной  сферы детей.

Задачи:

        * Воспитывать уважение и интерес к труду работников торговли. 
         * Уточнить представления о людях, работающих в мебельных магазинах: продавец-консультант, кассир, дизайнер, директор и их обязанностях. 
         * Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах мебели: различать и называть существенные детали, группировать их по функциональному признаку. 
          * Учить детей описывать мебель, находящуюся в магазине: кухонную, гостиную, спальную.     

* Закреплять умение пользоваться  обобщающими словами. 
          * Учить формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова – антонимы.

Оборудование:

Вывески магазинов: «Фрукты», «Головные уборы», «Овощи», «Музыка», «Одежда», «Игрушки», «Автомобили», «Мебель», чеки, деньги». 
Оформление витрины-картины, различных гарнитуров: гостиная мебель, спальня, кухня, детская. 
         Набор пластмассовой игрушечной мебели. 
         Мяч, очки (для директора магазина), игрушка Карлсон.

         Предварительная работа:

         Чтение стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел».

         Последующая работа: Придумывание сказок, героями которых является                            волшебная мебель.

Ход занятия:

Вводная часть

(Слышится возня, шум работающего  пропеллера).

Воспитатель: Отгадайте, кто это там шумит?

Загадка про Карлсона

                       Толстячок живет на крыше,

                       А летает он всех выше.

                       Он самый веселый на свете,

                       Поэтому нравится детям. (Карлсон)

Влетает. Карлсон: Здравствуйте, ребята! Сейчас я мимо пролетал и вас в окошко увидал. Срочно требуется ваша помощь! В прошлую новогоднюю ночь мы с малышом выкинули всю мою старую мебель, так как она вся сломалась! Было очень весело! А теперь мне очень грустно. Посоветуете, как мне теперь принять гостей? (Плачет).

Дети успокаивают Карлсона и дарят ему банку варенья, а так же дают советы:

            - Нужно купить новую мебель, - можно есть на ковре, - срубить  ненужное дерево и сделать  из него стол и стулья, - можно  сходить в гости или попросить  мебель у соседей.

Основная часть

(Оборудование: игрушка – Карлсон, цифра 15, таблички с названиями  магазинов: фрукты, головные уборы, овощи, зоомагазин, одежда, игрушки, автомобили, мебель, магазины. Очки, грузовая машина – фургон, цветы искусственные, чеки, деньги).

            Карлсон (Скороговоркой). Мне нужны  мебель, в которой можно хранить  варенье, на которой можно валяться  и кувыркаться, под которую и  в которой можно спрятаться, на  которой можно покататься.

Воспитатель: Подожди, Карлсон, ты много шалил и плохо ухаживал за своей мебелью, поэтому она так быстро и сломалась.

Карлсон: А что такое ухаживать за мебелью?

 Дети: Мебель берегут: протирают, полируют, моют, чистят, ремонтируют. Мягкую мебель выбивают и пылесосят. (Карлсон повторяет за детьми).

 Воспитатель: Давайте поможем  Карлсону. Сейчас я позвоню в  мебельный магазин и попрошу принять нас всех. Отправимся в магазин на автобусе, который построим сами, а номер нашего автобуса будет состоять из одного десятка и пяти единиц. Какая цифра получится? (15). Номер нашего автобуса 15. Звучит музыка. Дети строят автобус. Усаживаются и едут в магазин. Воспитатель: Мы проезжаем мимо разных магазинов. Угадайте, как они называются.

Игра «Как называется магазин?»

Воспитатель: В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград это…

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Шапки, кепки, панамки, фуражки это…

Дети: Головные уборы.

Воспитатель: Картошка, свекла, морковь, лук это…

 Дети: Овощи.

Воспитатель: Рыбки, попугаи, черепашки, хомячки это…

 Дети: Зоомагазин.

Воспитатель: Пальто, шубы, плащи, куртки это…

 Дети: Куклы, мячи, кубики, конструкторы  это… 

Дети: Игрушки.

Воспитатель: «Жигули», «Ситроен», «Мерседес», «Джип», «Лимузин» это…

Дети: Автомобили.

Воспитатель: Шкафы, столы, стулья, полки это…

Дети: Мебель.

(Все таблички с названиями  магазинов выкладываются на пол  по ходу движения в виде  кроссворда). В пересечении появляется  слово «Магазины». Дети читают  слово сверху вниз - МЕБЕЛЬ,  ОДЕЖДА,    АВТОМОБИЛИ, ИГРУШКИ, ЗООМАГАЗИН, ОВОЩИ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ФРУКТЫ.

(Приложение №1)

 Карлсон: Много мы магазинов  проехали. Выходим, раз варенье кончилось. Посмотрите, нас встречает сам директор (воспитатель надевает очки).

Директор: Здравствуйте! Мы открываем новый мебельный магазин. Кто хочет у нас работать? Нам нужны работники:

продавец-консультант (показывает и рассказывает обо всех товарах в магазине),               

кассир – контролер (он получает деньги, выдает сдачу и чеки).

Нам нужен охранник (он следит за порядком и чтобы мебель не портили).

Еще нам нужен грузовик и шофер (они грузят и отвозят мебель покупателям домой.)

Очень важная и нужная профессия – это дизайнер. Он украшает магазин зеленью, цветами, красиво все расставляет. Это должен быть человек с хорошим вкусом.

(Дети распределяют роли и  занимают свои места в магазине).

Продавец, кассир и дизайнер красиво расставляют игрушечную мебель, цветы.

Шофер проверяет, работает ли грузовик. 

Кассир занимает место за кассой и готовит деньги, чеки.

Охранник за всем наблюдает.

Информация о работе Единства воспитания в семье и в детском саду