Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:40, контрольная работа
В. А. Сухомлинский, как А. С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив - это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.
Введение………………………………………………………………………….
Глава I Воспитание глаза А.С.Макаренко……………………………………...
Комплексный подход в воспитании……………………………………...
Система воспитания В.А. Сухомлинского……………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………
Введение
В. А. Сухомлинский, как А. С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив - это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети - не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из - под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”.
На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В. А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”
Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника - к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении, а ведь учение - главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
В. А. Сухомлинский развивал теорию и практику формирования педагогического коллектива. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В. А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.
На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную -детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования -коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В. А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив, он считал воспитания личности без коллектива не может быть, также не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.
Вопрос о роли и значении
педагогического стиля для
Глава I. Воспитание глазами А.С. Макаренко.
В процессе изучения дидактики можно было убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности учителя направлен не только на вооружение учащихся знаниями, но и на их разностороннее воспитание. Однако весь широкий круг задач воспитания невозможно решить только средствами учебного процесса. В широком смысле понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. В целостном процессе воспитания выделяются две взаимосвязанные стороны: познание жизни и формирование отношения к ней. Познание жизни — главная функция образования, формирование отношения к ней составляет главную функцию воспитания.
Воспитание и обучение едины, но не тождественны. Единство воспитания и обучения состоит прежде всего в общности их цели. Воспитание, и обучение направлены на формирование всесторонне развитой личности. В целостном педагогическом процессе обучение всегда выполняет и воспитательные функции, а воспитание — функции познания жизни. Для учителя важно видеть не только единство обучения и воспитания, но и их особенности. В чем же состоят особенности воспитания? Задачи воспитания обширны и многогранны. Они охватывают формирование убеждений ученика, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, соответствующих нормам коммунистической нравственности. Учебный процесс сравнительно легко управляем, его результаты проявляются сразу и могут быть проверены. Этого нельзя сказать о воспитании. Развитие и воспитание осуществляются в деятельности детей, в их многообразных отношениях. Большое значение в их жизни имеют общественно полезный труд, общественная деятельность, разумное проведение досуга.
Организовать эту
Благодаря своей жизненности, практической целесообразности и научной обоснованности педагогические идеи А. С. Макаренко нашли глубокий отклик в среде советского учительства, стали широко распространяться в практике работы советской школы и послужили важным источником для дальнейшей разработки вопросов теории советского воспитания. Эта традиция тесной связи теории и опыта получила дальнейшее развитие в наши дни. Единство идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития обеспечивается едиными методами. Широкое повсеместное внедрение этих методов - важнейшее условие комплексного подхода.
Огромное значение приобретают
вопросы руководства
Но для планирования воспитания, организации и управления воспитательным процессом эта цель должна быть преобразована в педагогическую, т. е. выражена в виде совершенно конкретных требований к личности на том или ином этапе ее развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Процесс воспитания в школе — это процесс непрерывного, систематического воздействия на детей. Поэтому глубоко заблуждаются воспитатели, считающие, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ребенка. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Процесс усвоения школьниками норм и требований, превращения их в требования «к самому себе» не является одноактным. Он проходит, как это доказано последними исследованиями, ряд этапов. При первоначальном предъявлении требований школьник вынужден их принимать. На этом этапе требования остаются чисто внешними и действуют только под контролем воспитателя. При неоднократном их предъявлении школьник принимает их добровольно, осознавая свои обязанности. И лишь на завершающем этапе они становятся личными внутренними требованиями. Целеустремленность, система в воспитании могут быть осуществлены лишь при условии руководства воспитательным процессом со стороны учителя-воспитателя. Таким образом, воспитание предполагает прежде всего руководство процессом формирования личности воспитанника. По мере роста физической и духовной зрелости воспитанников в процессе целенаправленного воспитания возрастает их самостоятельность и творческая активность. Таким образом, ученик не только испытывает на себе определенное воспитательное влияние педагога, но и сам участвует в воспитании своих товарищей и одновременно самого себя. С ростом сознательности коллектива учащихся меняются функции воспитателя. Он выступает в роли организатора разносторонней деятельности воспитанников и строит свою работу так, что воспитанники являются не простыми исполнителями указаний воспитателя, а активными участниками общего дела.
Влияние воспитания на развитие воспитанников зависит и от системы воспитательных отношений. Каждый человек формируется не отдельно от общества, не независимо от него, вместе с ним, в тесной связи с обществом. Воздействие общества на личность человека происходит не механически, а через его отношение ко всему окружающему, в том числе и к тем влияниям, которые направлены на него. А это отношение, как показали исследования психологов, зависит от сложившегося духовного облика школьника, от его жизненного опыта, характера деятельности и разнообразных взаимоотношений. В ходе воспитания постепенно формируются взгляды воспитанника, его жизненная позиция. Она определяет его поведение и отношение к разнообразным влияниям окружающей среды. Чем яснее и последовательнее будет эта позиция личности, тем слабее разнообразные отрицательные влияния окружающих условий жизни. Личность, обладающая взглядами, убеждениями, сама оказывает благотворное влияние на окружающих людей. Воспитание через организованную деятельность приучает к нормам поведения, формирует навыки и привычки. Это поведение может оказаться неосознанным, если упускается из виду специальное воздействие на формирующееся сознание.
Если в воспитании усилия педагогов не подкрепляются осознанностью и положительным чувством воспитуемых, то формируемые отношения личности становятся очень непрочными, неустойчивыми. Последними исследованиями установлено, что любое качество личности представляет собой сплав мотива, обеспечивающего положительное отношение школьника к поведению, и закрепленною способа поведения. Поэтому глубоко заблуждаются те воспитатели, которые концентрируют свои усилия на том, чтобы научить воспитанников правильному поведению в различных ситуациях, и не уделяют внимания формированию мотивов поведения.
Воспитание мотивов поведения,
побуждающих человека совершать
тот или иной поступок, очень важно.
Стойкие нравственные мотивы возникают
на основе единства развитого сознания
и деятельности. Воспитание сознания
и поведения протекает в
Воспитательный процесс
— это целостный процесс
Эти и другие противоречия при определенных условиях могут стать двигателем воспитательного процесса. Так, если воспитатель, предлагая детям новую форму деятельности, не учел уровня их воспитанности, готовности включиться в эту работу, не вызвал у них стремления начать новый вид деятельности, то, несмотря на большие усилия с его стороны и всю привлекательность новой формы деятельности, воспитанники будут пассивны, а поэтому степень воздействия этой работы на школьников окажется незначительной, а воспитательный процесс — малоэффективным. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярче, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.