Единство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:40, контрольная работа

Описание работы

В. А. Сухомлинский, как А. С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив - это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава I Воспитание глаза А.С.Макаренко……………………………………...
Комплексный подход в воспитании……………………………………...
Система воспитания В.А. Сухомлинского……………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

единство воспитания..docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Единство требований и  уважение к личности воспитанника. Подводя итоги своей воспитательной работы, А. С. Макаренко отмечал: «Если  бы кто-нибудь спросил, как бы я мог  в краткой формуле определить сущность моего педагогического  опыта, я бы ответил, что как можно  больше требования к человеку и как  можно больше уважения к нему». Дети всегда испытывают потребность в оценке своей деятельности, в проверке правильности и общественной значимости своего поведения. Положительная оценка деятельности и поведения вызывает у детей чувство удовлетворения и стремление к дальнейшему совершенствованию. Отрицательная оценка вызывает, как правило, чувство неудовлетворения и потребность в исправлении поведения. Такие следствия возникают в том случае, если воспитатель объективен в своих суждениях о поступках детей. Такое отношение воспитателя мобилизует силы и стремления учащихся к самосовершенствованию.

Выдвигая этот принцип, А. С. Макаренко советовал подходить  к воспитаннику с оптимистической  гипотезой, верить в его здоровые силы, опираться на них, стремиться развивать их, преодолевая отрицательные  черты и свойства в характере  и поведении. Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий.

 А. С. Макаренко видел  успех воспитания в единой, целенаправленной  деятельности всех организаций  и лиц. Отсутствие этого единства  разрушает воспитательную работу  отдельных лиц и организаций,  приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению. Разнобой в требованиях приводит к раздвоению личности, порождает ряд отрицательных черт в характере и моральном облике воспитанников. Единство требований и воздействий на детей необходимо в рамках учительского коллектива, в работе школы и семьи.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Успех воспитания в значительной степени зависит  от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей.

С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного  применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и  т. д. Возрастные особенности детей  необходимо также учитывать при  предъявлении требований к ним.

Не менее важную роль играет в воспитании учет индивидуальных особенностей. Каждому ребенку, подростку и  юноше присущи неповторимые черты  и качества, сложившиеся в ходе его индивидуального развития. Поэтому  учителю необходимо знать особенности  типа нервной деятельности, умственных способностей, интересов, увлечений, мотивов  тех или иных поступков. Важно знать сильные и слабые стороны личности ученика, чтобы разобраться в причинах, порождающих те или иные отклонения в характере и поведении. Только такое знание своих воспитанников поможет учителю преодолеть стихийность и самотек в воспитании, сделать его действительно целеустремленным, организованным, управляемым процессом.

 

 

 

    1. Система воспитания Сухомлинского

 

Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное – вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания В. Сухомлинского.

Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

«Что самое главное  было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный  ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно  искренний, поскольку любовь к детям  и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность  детей, быть для них воплощением  добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.

Сухомлинский считал, что  правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель  должен быть для ребенка таким  же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие  между ними, человечность и доброта  — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем  наставнике. Одно из самых ценных его  качеств — человечность, когда  доброта сочетается с мудрой строгостью.

Говоря об отметке как  об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах  наказание неудовлетворительной оценкой  больно ранит, оскорбляет и унижает  достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял  веру в себя. Дети приходят в школу  самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без  исключения идут в первый класс с  искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание  озаряет весь смысл школьной жизни  детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год  у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Сознание ребенка — могучая, но медленная  река, и у каждого она имеет  свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать  от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали  себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей  не по поводу плохой успеваемости или  дисциплины их ребенка, а тогда, когда  он совершает что-то хорошее, пусть  незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка  важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике. Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей»

Дать ребенку радость  вдохновения, пробудить в его  сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить  его читать и решать задачи.

Искусство открывает глаза  на мир родной природы, как бы настраивает  струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая  чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове  родной речи, так и в музыкальной  мелодии перед ребенком открывается  красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним

Мир прекрасного для ребенка  начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье

    Методика воспитания  Сухомлинского

По мнению Сухомлинского, очень часто ребенок не может  постичь ни умом, ни сердцем нравственный идеал лишь потому, что глубоко  несчастен. И наоборот, если ребенок  видит мир жизнерадостными глазами, он легче поддается воспитанию. Атмосфера радости создавалась в школе Сухомлинского, прежде всего самим тоном общения с учениками, в котором господствовала доброжелательность. Прогулки в лес и в поле, интересные рассказы учителя, игры и праздники… Свою школу он так и называл: школа радости. По мнению Сухомлинского, мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий семейный и школьный климат, но прежде всего на его собственные успехи в учении и нравственном поведении.

Главное дело ребенка —  его учение, и именно отсюда должны идти его положительные эмоции, создающие  фон для воспитания потребности  быть хорошим.

Сухомлинский утверждал  парадоксальное на первый взгляд положение, что потребность быть хорошим  формируется только у того ребенка, которого взрослые уже считают хорошим, который уже достиг успехов.

Иначе говоря, успех, по Сухомлинскому, есть не завершение воспитательной работы, а та начальная точка, от которой  должно вестись воспитание.

Сухомлинский писал: В  наших школах не должно быть несчастных детей — детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих  энергию для преодоления трудностей желание учиться.

Воспитание успехом Воспитание успехом, считал Сухомлинский, не только единственная возможность сохранить  у ребенка его любовь к знаниям (огонек любознательности), не только основное средство укрепить в нем чувств.

 

Заключение.

Процесс воспитания в школе  — это процесс непрерывного, систематического воздействия на детей. Поэтому глубоко  заблуждаются воспитатели, считающие, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ребенка. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Процесс усвоения школьниками норм и требований, превращения их в требования «к самому себе» не является одноактным. Он проходит, как это доказано последними исследованиями, ряд этапов. При первоначальном предъявлении требований школьник вынужден их принимать. На этом этапе требования остаются чисто внешними и действуют только под контролем воспитателя. При неоднократном их предъявлении школьник принимает их добровольно, осознавая свои обязанности. И лишь на завершающем этапе они становятся личными внутренними требованиями. Целеустремленность, система в воспитании могут быть осуществлены лишь при условии руководства воспитательным процессом со стороны учителя-воспитателя. Таким образом, воспитание предполагает прежде всего руководство процессом формирования личности воспитанника. По мере роста физической и духовной зрелости воспитанников в процессе целенаправленного воспитания возрастает их самостоятельность и творческая активность. Таким образом, ученик не только испытывает на себе определенное воспитательное влияние педагога, но и сам участвует в воспитании своих товарищей и одновременно самого себя. С ростом сознательности коллектива учащихся меняются функции воспитателя. Он выступает в роли организатора разносторонней деятельности воспитанников и строит свою работу так, что воспитанники являются не простыми исполнителями указаний воспитателя, а активными участниками общего дела.

Влияние воспитания на развитие воспитанников зависит и от системы  воспитательных отношений. Каждый человек формируется не отдельно от общества, не независимо от него, вместе с ним, в тесной связи с обществом. Воздействие общества на личность человека происходит не механически, а через его отношение ко всему окружающему, в том числе и к тем влияниям, которые направлены на него. А это отношение, как показали исследования психологов, зависит от сложившегося духовного облика школьника, от его жизненного опыта, характера деятельности и разнообразных взаимоотношений. В ходе воспитания постепенно формируются взгляды воспитанника, его жизненная позиция. Она определяет его поведение и отношение к разнообразным влияниям окружающей среды. Чем яснее и последовательнее будет эта позиция личности, тем слабее разнообразные отрицательные влияния окружающих условий жизни. Личность, обладающая взглядами, убеждениями, сама оказывает благотворное влияние на окружающих людей. Воспитание через организованную деятельность приучает к нормам поведения, формирует навыки и привычки. Это поведение может оказаться неосознанным, если упускается из виду специальное воздействие на формирующееся сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….

Глава I Воспитание глаза А.С.Макаренко……………………………………...

    1. Комплексный подход в воспитании……………………………………...
    2. Система воспитания В.А. Сухомлинского……………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.


Информация о работе Единство воспитания