Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:03, реферат
Родился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Ещё малюткой он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Отец, занятый своими многочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности заняться мальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания и мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.
Учреждение образования
Гродненский государственный университет имени Я. Купалы
Педагогический факультет
Специальность «Дошкольное образование»
Тема: «Ф. Фребель. Детские сады Ф. Фребеля»
по курсу «Дошкольная педагогика»
студентки 1 курса 15 группы дневной формы обучения
Витукевич Натальи Иосифовны
Преподаватель:
Тарантей Л.М.
Гродно 2012
Биография
Родился в семье пастора
в Обервейсбахе, небольшой деревушке
княжества Шварцбург-
В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Легче других предметов ему давались математика и естественная история. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.
С 1799 году он слушал в Йенском
университете лекции по естественным
наукам и математике, но через два
года был вынужден, вследствие недостатка
средств, покинуть университет. Прослужив
несколько лет
В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808 году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци . Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фребелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии, естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из тамошних школ. Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошёлся со своими будущими сотрудниками по педагогическому делу, Миддендорфом и Ланденталем. Энтузиазм Фребеля, постоянно читавшего своим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался и последним. После похода, в 1814 году, Фребель стал ассистентом профессора Вейса при минералогическом музее в Берлине, но скоро отказался от этого места, отклонил предложенную ему стокгольмским университетом кафедру и покинул Берлин.
13 ноября 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять племянников, затем ещё брат Лангенталя. В следующем году вдова его брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля. Материальное её положение было крайне затруднительное. Кроме самого Фребеля, преподавателями были Лангенталь, Миддендорф и племянник последнего, Барон.
В 1818 году Фребель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля, Христиан: продав своё торговое дело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Мало по-малу школа Фребеля начала процветать. В 1821—1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фребеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году.
Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фребелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии, ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фребель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фребель отправился в Швейцарию. Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».
В 1836 году Фребель вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 году он прочёл в Дрездене, в присутствии королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних детей; лекция эта не имела успеха. В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания. В то же время Фребель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фребель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки — художник Унгер. Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы».
В 1848 году Фребель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фребель отправился в Гамбург для основания там детского сада.
В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фребеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь.
В 1852 году, присутствуя на съезде учителей в Готе, Фребель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детских садовниц.
Педагогические идеи
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
В педагогической практике
дошкольный возраст традиционно
рассматривался как период, в который
психическое и личностное развитие
ребёнка как бы «дозревает» до
того определённого уровня, который
позволит ему перейти к систематическому
школьному обучению. Система работы
в дошкольном общеобразовательном
учреждении уже на протяжении практически
полутора веков является одной из
базовых систем в самобытном развитии
ребёнка дошкольного возраста и
подготовки его к обучению в школе.
Именно в дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, представлений и опыта
ребёнка, который способствует дальнейшему
умственному, нравственному, эстетическому,
трудовому и физическому
Целью воспитания Ф.Фребель считал передачу вовне верной по призванию, чистой, цельной и поэтому святой жизни. Теорией и практикой, знанием и передачей вовне, соединенные вместе ради одного единственного призвания чистой и святой мудростью и есть мудрость сама в себе. «Быть мудрым и есть высшее стремление человека, высшее дело самоопределения человека», - писал он. Воспитание и должно умело руководить и привести человека к ясному самосознанию, привести человека к познанию самого себя, к познанию Бога и природы. Фребель много размышлял о том, какова же роль воспитателя и учителя в воспитании человека. Он говорил о том, что всякий воспитатель и учитель «должны во всех своих требованиях и распоряжениях преследовать две цели или две стороны, т.е. быть дающими и воспринимающими, объединяющими и расчленяющими, активными и пассивными, твёрдыми и подвижными… и т.д. Точно в такую же роль должен быть поставлен и воспитанник и между ними, воспитателем и воспитуемым должно невидимым образом властвовать третье – самое лучшее и справедливое, которому одинаково подчинен и то и другой. Педагог, воспитатель должен быть беззаветно предан своему делу, быть спокойным и ясно понимать своё предназначение, ребёнок же, видя спокойствие и доброжелательное отношение к нему педагога, покоряется ему полностью и следует за ним и его деятельностью.
Ф.Фребель положил в основу своей педагогической системы философию тождества, привлёкшую его своим гармоническим и поэтическим взглядом на природу и человека. Единство объекта и субъекта, понимаемое как единство бытия и должного, природы и культуры, было основным принципом философии тождества. Культура, с точки зрения этой философии, понимается как продолжение природы: то, что должно сделать человеку, уже заложено в самой его природе в виде изначальных инстинктов. Поэтому воспитание человека по Фребелю сводится к развитию в ребенке присущих ему от рождения инстинктов. Таких основных инстинктов он насчитывает 4: это инстинкт труда, инстинкт знания, художественный инстинкт и религиозный. Культивировать эти заложенные в ребёнке инстинкты надлежащим подбором материала для занятий и игр ребёнка и составляет основную задачу воспитателя. Подобранный материал должен быть одновременно простым, но должен таить в себе возможности для не прерывного, отвечающего росту личности ребёнка необходимого усложнения.
Детский сад Фребеля отличается от школы тем, что он не знает, что такое разделение труда, каковое имеется в школе в виде организации работы. Детская садовница, как называет Фребель воспитательницу, должна сосредоточить в себе все свои умения и знания, ощущать себя в доме старшей, если не матерью, то старшей сестрой. Фребель, говорил о том, что детский сад не должен заменять семью. Он мыслил назначение своих садов в том, чтобы матери, приводящие туда своих детей, наблюдали бы за воплощением его педагогических идей и проводили эти идеи дома. Но, с другой стороны, детский сад это не просто расширенная семья, он также готовит детей к обучению в школе при помощи соответствующей дисциплины и организации, которую требует даже общественное пение и игра. Здесь ещё нет работы, совокупно выполняемой всем коллективом детей, но уже просматриваются её задатки в виде совместно разыгрываемого действия.
Теория развития ребёнка.
Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.
В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фребелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
Педагогика и методика воспитания в детском саду.
Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.
Дары Фребеля
Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.