Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:42, практическая работа
«Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам» Софи Марсо
Личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего
Итак, что же такое личность, если
иметь в виду указанные ограничения?
Личность - это человек, взятый в
системе таких его
Личность -
это многомерная и
Личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.
Личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а в процессе приобретения знаний и тем самым формируются и развиваются. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие:
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. Внутрение - генетические, биологические и физические факторы.
Для полного и гармоничного развития личности нужны любовь и понимание. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослыми создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке (Э. Фромм, Р. Бернс, М.И. Лисина, А.М. Прихожин). Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка (В. С. Мухина). Развиваясь, ребенок усваивает формы поведения и уже в дошкольном возрасте приобретает сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя еще и не вполне сложившиеся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Маленький ребенок несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Биологическое развитие, так
и развитие в целом, обусловливает
фактор наследственности. Черты
биологического наследия дополняются
врожденными потребностями
"Своеобразие людей
не следует ценить слишком
высоко. Напротив, мнение, что наставник
должен тщательно изучать
Согласно поведенческой теории личности, структура личности - это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Главным источником развития личности, является деятельность.
В последнее время усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегрированная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.
Представители деятельностного подхода к личности считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы рассматриваются как наиболее важные для формирования личности.
Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства или черты личности. В деятельностном подходе наиболее популярной является четерехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность - это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.
Способности - индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические) способности. Способности взаимосвязаны между собой. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.
Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношении к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.
Самоконтроль - это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабления деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и прочее.
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода:
Личность - это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) свойств личности.
Развитие личности - это признание
и реализация уникальных возможностей,
имеющихся у каждого человека. Люди рождаются
равными, но разными. Уважение самобытности
человека, культивирование его уникальности,
соответствующее его природе и сообразное
высшим нравственным, духовным ценностям,
- важнейшая задача воспитания. Личность
должна развиваться свободно, и свобода
ее развития - самосовершенствование личности.
Личность развивается не просто путем
автоматического развертывания природных
задатков.
Понятие развитие личности характеризует
последовательность и поступательность
изменений, происходящих в сознании и
поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью,
с выработкой у человека определенного
представления об окружающем его мире.
Хотя воспитание « учитывает влияние внешней
среды, оно в основном олицетворяет усилия,
которые осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Только наличие положительной
оценки создает у детей переживание
эмоционального благополучия, что является
необходимым условием для нормального
формирования личности. Изучение личности
ребёнка через его деятельность
– один из важнейших принципов, которому
должен следовать педагог. Многие особенности
личности вскрываются непосредственно
на занятии, другие – в работе дома.
Само занятие - это не просто встреча
увлеченных людей; это традиции и
обычаи совместного общения, это
влияние на будущие поступки человека,
формирование его культуры, характера.
Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо
знать детей, видеть в каждом из них
индивидуальные, своеобразные черты. Чем
лучше разбирается педагог в
индивидуальных особенностях школьников,
тем правильнее он может организовать
учебно-воспитательный процесс, применяя
воспитательные меры в соответствии
с индивидуальностью