Распространенным средством воспитания
и в семье, и в школе приняты
награды и наказания. Рассматривая
эту меру воспитательного воздействия
с точки зрения нравственного
развития личности, следует знать,
что пользоваться ею нужно с большой
осторожностью и умеренностью. Награды
и наказания адресуются внешней
стороне поведения ребенка, ориентируется
на возбуждение его чувствительности
к внешним воздействиям, которая
быстро притупляется, и ребенок легко
привыкает ко всему.
Индивидуальный подход предполагает
в первую очередь знание и учёт
индивидуальных, специфических условий,
которые повлияли на формирование той
или иной черты личности. Это нужно
знать потому что, только понимая
природу того или иного личностного
проявления, можно правильно реагировать
на него.
Осуществляя индивидуальный подход,
следует помнить, что на учащихся
по-разному влияют поощрения. Одного
ученика полезно похвалить, так
как это укрепляет его веру
в свои силы; по отношению к другому
от похвалы лучше воздержаться, чтобы
не привести его к самоуспокоению,
самоуверенности. Равно и подчёркивание
недостатков ученика может сыграть
отрицательную роль по отношению
к неуверенному в себе ребёнку
и положительную, если ученик слишком
самоуверен и несамокритичен. Индивидуальный
подход выражается и в применении
меры и формы наказания. Но
при этом необходима ясная мотивировка
взыскания (чтобы у школьников не
возникло мнения о непоследовательности
и несправедливости учителя).
Особое значение в работе
с учащимися имеют три момента:
1)
в общении с ними очень важно тёплое, сердечное,
доброжелательное отношение. Озлобленности,
подозрительности, недоверчивости детей
надо противопоставить доброту, душевную
теплоту и мягкость;
2) педагогу необходимо уметь
выявлять то положительное, что
имеется в личности каждого
школьника, даже самого трудного,
самого педагогически запущенного
и стараться опереться на это
положительное в работе по
его перевоспитанию. О необходимости
педагогического оптимизма (который
позволяет видеть что-то хорошее
у любого плохого ученика) и
опоры на «положительный фонд
личности».
Выявить и использовать то положительное,
что имеется в личности любого
учащегося, не всегда легко, зато этот
приём воспитания весьма эффективен
и полностью вознаградит учителя
за затраченный труд. Когда же с
помощью взрослых ребёнок открывает
в себе что-то положительное, хорошее,
то это сознание благотворно действует
на его поступки. Увидев у себя что-то
хорошее, уже не хочется продолжать
делать дурное. Во-вторых положительные
стороны личности учащегося открывают
возможность приобщить его к
соответствующей интересной для
него деятельности, а это не оставляет
у него ни времени, ни желания заниматься
предосудительной деятельностью;
3) нередко хорошие результаты дает, открыто
выражаемое доверие к нравственным силам
детей. Дети очень ценят то, что им доверяют,
несмотря на их плохую славу, дурную репутацию,
доверяют.
Вывод
Проблема формирования личности –
проблема необъятная, значимая и сложная,
охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической
и психологической литературы по теме
данной работы я поняла, что личность есть
нечто уникальное, что связано, во-первых,
с ее наследственными особенностями и,
во-вторых, с неповторимыми условиями
микросреды в которой она взращивается.
У каждого ребенка есть мозг, голосовой
аппарат, но научиться мыслить и разговаривать
он может лишь в обществе.
Основными средствами педагогической
коррекции дисгармоний развития,
эмоциональной нестабильности, неразвитости
произвольности поведения, является
понимание, сочувствие со стороны
педагога, снятие напряжения, рационализация
воспитательно-образовательного процесса,
выравнивание культурно-образовательных
возможностей детей. И при этом
важную роль играет метод личной
перспективы, создающий у ребёнка
веру в свои возможности. Доверие
к ребёнку, формирование реально
осознаваемых и реально действующих
мотивов его поведения, анализ
конфликтных ситуаций, в которые
он часто попадает, личный пример
педагога, дальнейшее позитивное
воздействие педагога своим авторитетом
на отношения ребёнка со сверстниками,
помогает корректировать высокую
тревожность детей, преодолевать
трудности общения, неадекватность
поведения и повышает тем самым
социальный статус ребёнка.
В арсенале педагога обязательно
должны быть такие методы,
как наглядные пособия в обучении,
поэтапное формирование умственных
действий, учебные ситуации с
элементами новизны, занимательности,
опора на жизненный опыт детей,
а также щадящая учебная нагрузка.
Решающая роль принадлежит методу
ожидания завтрашней радости,
к которому прибегают многие
опытные педагоги.
Я считаю, что воспитание должно максимально
опираться на индивидуальность. Индивидуальный
подход заключается в управлением человека,
основанном на глубоком знании черт его
личности и его жизни. Когда мы говорим
об индивидуальном подходе, то имеем в
виду не приспособление целей и основного
содержания и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности.
Индивидуальный подход создает наиболее
благоприятные возможности для развития
познавательных сил, активности, склонности
и дарований каждого ученика. В индивидуальном
подходе особенно нуждаются «трудные»
воспитанники, малоспособные школьники,
а также дети с ярко выраженной задержкой
развития. Такой педагогический подход
наиболее благоприятен для развития и
формирования личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
- Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
- Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
- Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", - М.Просвещение, 1990
- Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
- Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.
- Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978
- Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М. Педагогика, 1984
- Полякова
Т. Н. Системный подход в изучении гуманитарной
культуры личности // Гуманитарная культура
личности – основа и цель современного
образования. – СПб.: Изд-во «Союз», 2008.
– С. 85-98. (0,5 п.л.)
- Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности М. Высшая школа, 1990