Факторы развития личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА:
1. Социально-педагогические институты.
2. Государство.
3. Общество.
4. Страна.
5. Космос, планета, мир.
6. Семья.
7. Религиозные организации.
8. Общество сверстников.
9. Средства массовой коммуникации.

Файлы: 1 файл

реферат тсо.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Факторы развития личности ребёнка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА:

  1. Социально-педагогические институты.
  2. Государство.
  3. Общество.
  4. Страна.
  5. Космос, планета, мир.
  6. Семья.
  7. Религиозные организации.
  8. Общество сверстников.
  9. Средства массовой коммуникации.

Социально-педагогические институты

В нее входят государственные институты:    профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей  от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания, в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества меняются их роль и соотношение в системе и процессе воспитания. Наряду с ростом числа государственных воспитательных учреждений в различных странах приобретают все большее значение частные, церковные, общественные учебно-воспитательные учреждения   (школы, детские дома, интернаты и т.д.). Начали они появляться и у нас.

Хотя у всех этих институтов общая задача — воспитание человека, решается она каждым из них несколько по-разному, и роль их не только неодинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания, и именно на нее возложена основная ответственность за подрастающее поколение.

Таким образом, через систему институтов воспитания государство и общество, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой стороны — для реализации каждым своих потенциальных возможностей и удовлетворения и развития своих способностей, потребностей и интересов.

Однако все это  из ряда “должно быть так”. В массовой практике дело обстоит сложнее. Институты  воспитания  сегодня переживают кризис — каждый в отдельности  и в системе в целом.  Проблемы школы общеизвестны. Внешкольные учреждения теряют контингент детей и не знают, как привлечь в свои стены современных подростков. Ситуация в интересах и специальных учреждениях нередко просто катастрофическая.

Государство

— понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.

В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

С одной стороны, оно  является таковым постольку, поскольку  политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для  граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более  или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так — в еще большей мере — и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды  могут быть даже противоположными.

С другой стороны, государство  осуществляет более или менее  эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная еще с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем , государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.

И общий характер условий  социализации, складывающихся в государстве, и его политика в сфере воспитания определяются государственным строем.

Общество

Общество — понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой. Организм, который обладает определенными способами регуляции жизнедеятельности людей.

В зависимости от исторического  пути, достигнутого уровня, и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой — являются ее  результатом.

Страна

В повседневной жизни понятия “страна” и  “государство” обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.

Страна — понятие  главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией).

Природно-климатические  условия тех или иных стран  различны и оказывают прямое и  опосредованное влияние на жителей  и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех  или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие. Имеет значение  и то, располагает ли страна хорошими почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Конечно же, роль этих обстоятельств не фатальна, особенно в наше время, например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а наша страна, обладающая крупнейшими на планете черноземными землями, — ее импортером.

Таким образом, нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой, природно-климатическими условиями и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более — социализацией подрастающих поколений. Природно-географические условия — всего лишь своеобразные “рамки” процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Но в целом страна — очень существенный макрофактор социализации, ибо последняя протекает в контексте  той  культуры, которая складывалась здесь веками.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет совокупность различающихся между  собой территорий — регионов.

Регионы страны в большей  или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, а главное для нас - культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей — от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в  выговоре до диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи, традиции, народные  праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ.  Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.

Космос, планета, мир

Одним из самых существенных изменений  в процессе социализации, происшедших  за последние десятилетия, стало  то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные  факторы — мир, планета, космос.

Наша планета значительно “уменьшилась”, что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей “не сходя с места” видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым “раздвинулись” границы действительности, которую может познать человек.

Естественно, что следствием этого  явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными,  существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социально-культурные представления.

Социализация  подрастающих поколений сегодня  происходит и под влиянием тех  мировых, планетарных процессов, которые  набрали силу относительно недавно, — экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей  среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других — меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости.

Воздействуют эти процессы и  непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение  к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть  подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни “здесь и теперь” (сама по себе такая ориентация естественна;   беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.

Роль макрофакторов  социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и  содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте.   Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным  и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.

Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные  и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями.

А теперь о космосе. Он, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор, оказывающий наиболее глобальное и  практически не изученное влияние  на социализацию человеческого  индивида.

Огромная популярность астрологов, экстрасенсов, колдунов, ясновидящих  и прорицателей, распространение  гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. Представляется вполне вероятным, что постепенно непонятные нам зависимости  характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности и одной из основ индивидуального подхода к человеку.

Семья

Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят теперь из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

Современная семья весьма существенно  отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще  важнее — коренным изменением своих  эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

Вот как описывал историк Н. Костомаров атмосферу русской семьи в 16-17 столетиях: “Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый  ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была боле рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм безнравственной силы.”  Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут, был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже, слова почитались недостаточными, как бы убедительны не были. Домострой даже запрещал смеяться и играть с ребенком. 

Информация о работе Факторы развития личности ребёнка