Факторы развития личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА:
1. Социально-педагогические институты.
2. Государство.
3. Общество.
4. Страна.
5. Космос, планета, мир.
6. Семья.
7. Религиозные организации.
8. Общество сверстников.
9. Средства массовой коммуникации.

Файлы: 1 файл

реферат тсо.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Отношения детей и  родителей в течение последних  десятилетий меняются, становясь, все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

В семье происходит болезненная  ломка привычных позиций. Отец, как  правило, перестал быть ее экономическим  главой, современный быт лишил  его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать.  Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной. 

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей  и их участия в жизни общества, социально-экономический — определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический — зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический — определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка  мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том  или иной возрастном этапе играет семья.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый — подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации. Очень условно можно говорить о нескольких типах семей.

Есть семьи, в которых  старшие стремятся не столько  “формировать” личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. У других родителей  целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся лепить личность (иногда это делается целенаправленно, в большинстве случаев — стихийно). Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, даже беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

Выше говорилось о  семьях, так или иначе занимающихся воспитанием. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и  определяет их развитие. По некоторым  данным до 25 %    семей в нашей стране вообще не  в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей. И, наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях — родственникам, чаще — на попечение государства, порой просто выгнать из дому, а то и убить нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи как социального института, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Стиль семейной социализации тесно связан с  национальными  традициями, культурой общества, а в их рамках — с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на соотношение названных выше стилей, определяют доминирование одних и меру распространенности других.

 

 

 

Религиозные организации  

Религия традиционно  играла большую роль в жизни различных  обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации  были важнейшим — после семьи  — институтом. В процессе секуляризации, то есть освобождения общества от влияния  религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее, в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало, опять расти.

В последние два десятилетия  влияние всех конфессий на подрастающие поколения стало возрастать. Особенно значительный рост отмечен за последние  пять лет, что связано с общими процессами, идущими в государстве  и обществе.

Зарегистрированы 5500 новых религиозных организаций, верующим возвращены почти 4 тысячи культовых сооружений, отведено более тысячи участков для строительства новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов. В России, Туркмении, в других регионах возникли политические партии, в основе которых лежит религиозная идеология. Наконец, что очень важно, церковь возобновила деятельность милосердия.

Главное же то, что резко  изменилось социально-психологическая  ситуация в обществе.

В молодежной среде процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Увеличилось число юных верующих, резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и особенно    исламского толка среди своих последователей имеют немало молодых  людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует относительно много подростков. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.

Все эти тенденции  в целом положительные и могут  внести свой вклад в нравственное оздоровление общества.

Общество сверстников  

В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к  тому, что все большее число  детей, подростков, юношей живет в  городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную  компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой    коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников  существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

В результате возросла автономия  детей от родителей, а подрастающих поколений в целом — от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.

Общество сверстников  — во многом модель взрослого общества — отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши  учатся тому поведению, которое на самом  деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали — единой или двойной, а то и тройной,— которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

Как уже упоминалось, подрастающие поколения много быстрее  и легче, чем старшие, осваиваются  в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.

И речь идет не столько  о различиях в сексуальном  поведении (на чем нередко “зацикливаются”  взрослые), сколько об отношениях к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д.  И, надо заметить, что эти нормы вполне реализуются ими, к примеру, в школьной жизни. Всплеск фарцовки, торговля шпаргалками и даже плата за новый анекдот — свидетельство тому, к сожалению, печальное.

Сегодня подростки и  юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии  и утвердить себя как личность — важнейшие задачи в этих возрастах.

Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской  и подростково-юношеской  субкультур.

Их важнейшим элементом  можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся  обозначить свои уникальные, с их точки  зрения, открытия по-своему, не так, как  это принято. Этому и служат жаргонные  слова и выражения. В то же время жаргон — своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.

Другой элемент субкультуры — следование моде в одежде, прическе, стремление с ее    помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

Субкультура — это  и определенный стиль поведения  и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.

Для субкультуры современных  подростков и юношей характерны две  тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она  явно дифференцируется по регионам и  в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.

Основа общества сверстников  — неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком   случае, считается). На самом деле это не совсем так,  а нередко и совсем не так:: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.

И все-таки чем старше школьник, тем настоятельнее у  него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную (но чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно — потому что  в компании сверстников он ощущает  себя равным, принятым, в стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе “уже выросшим”.

В то же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: “Такой ли я как все?” Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие  компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем возрасте параллельно возникает другое беспокойство: “Неужели я такой, как все?”)

Общество сверстников  — это не только неформальные группы. Это и различные коллективы в  учебно-воспитательных учреждениях, а  также детские и юношеские организации.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают  для своих членов лишь  иллюзию  добровольности и свободы. На самом  деле  ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного  склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Компания или организация (а многие организации - объединение компаний) своими  нормами, содержанием деятельности и стилем взаимоотношений превращают своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и “инакоделание”, а нередко и права выхода из группы.

Средства массовой коммуникации

В современном мире человек с  раннего детства оказывается  в окружении техносферы, существенной частью, которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Информация о работе Факторы развития личности ребёнка