Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:27, контрольная работа
Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятия личности и развития личности………………………………4
Основные факторы развития личности:
Наследственность………………………………………………..6
Среда………………………………………………………………9
Воспитание……………………………………………………....11
Заключение.…………………………………………………..……………….12
Библиография…………………………………………………..……………..14
ГОУ ВПО
«Шадринский государственный
Педагогический факультет
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Дошкольная
педагогика и психология
Контрольная
работа по педагогике
на тему:
«
Факторы развития личности»
Шадринск, 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение.…………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон.
Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения; социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Личность
есть системное качество. С этой точки
зрения исследование личности - это не
исследование отдельно индивидуальных
свойств, психических процессов и состояний
человека, это исследование его места,
позиции в системе общественных связей
- это исследование того, что, ради чего
и как использует человек свое врожденное
и приобретенное. Соответственно исследование
развития личности поднимает вопросы,
что и как влияет на этот результат.
Понятия личности и развития личности.
В человеке выделяют три грани: биологическое основание (индивид); социальное основание (личность); ``человеческое в человеке'' (индивидуальность). Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие ``личность'' - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Можно ли считать новорожденного личностью? Новорожденный - это потенциальная личность. Изоляция от людей в течение 4-5 лет ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение с себе подобными в процессе совместной разделенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности. Поэтому ребенок - это личность, которая находится в процессе формирования. На определенном уровне социальной и психической зрелости человек управляет собственным поведением, деятельностью, отвечает за себя. Становясь личностью, человек постепенно усваивает общественный опыт через использование продуктов и орудий общественного труда. Он занимает определенное место в системе общественных отношений и выполняет определенную деятельность. При этом он чувствует, желает, проявляет эмоции.
Человек - часть природы, но главное в человеке - это его личность. Личность является продуктом определенной социальной среды, общество изменяется по законам исторического развития, поэтому в каждую эпоху формируется особый тип личности. Личность может принимать требования общества или может им и противостоять. Эти противоречия проявляют в конкретной исторической форме и определяется системой общественных отношений. Поэтому любое общество старается создать условия, чтобы требования общества стали потребностью личности.
Движущей силой развития и формирования личности является борьба противоречий, в которых участвуют различные факторы. Факторы эти многочисленны и имеют различную природу (биологические, социальные, внешние, внутренние).
В
научной философии и педагогике
не только глубоко и всесторонне
раскрыты те факторы и условия, под
влиянием которых формируется личность,
но и показаны взаимосвязь и механизмы
воздействия этих факторов на ее развитие.
Схема влияния основных факторов на развитие личности
(в трактовке
Й. Шванцара, 1978).
Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, то есть наследственность. Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие этих факторов может быть оптимальным (равносторонний треугольник ), либо негармоничным при переоценке одного или другого фактора (треугольники и ). Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник .
Таким
образом, результат развития личности
зависит от согласованности действия
факторов наследственности, среды и
воспитания.
Основные факторы развития личности:
а) Наследственность
Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. - ``рождающий''), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.
Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:
детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:
детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;
обеспечивает
видовые задатки человека как
представителя человеческого
от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);
жестко
генетически запрограммировано
сочетание в организме
к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного - ``чистый лист''). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, - это является доказательством неизменности человеческой природы.
Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Науке
известно 15 случаев вскармливания
человеческих детенышей волками, 5 -
медведями, 1 - павианами, другими породами
обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок
был вскормлен леопардом, 1 - овцой.
В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил
в волчьем логове двух девочек - 2
лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей
дети ходили и бегали на четвереньках,
причем только ночью, а днем спали, забившись
в угол; младшая девочка - Амала -
скоро умерла, так ничему и не
научившись, старшая - Камала - прожила
до 17 лет (два года пришлось учить
ее стоять, за 10 лет обучения лексикон
девочки составил сто слов - дальше
языковой прогресс не пошел, девочка
научилась есть руками, пить из стакана,
в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала
4-летнему ребенку).