Факторы развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятия личности и развития личности………………………………4
Основные факторы развития личности:
Наследственность………………………………………………..6
Среда………………………………………………………………9
Воспитание……………………………………………………....11
Заключение.…………………………………………………..……………….12
Библиография…………………………………………………..……………..14

Файлы: 1 файл

Факторы развития личности.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический  факультет

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Дошкольная  педагогика и психология 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по педагогике на тему: 

« Факторы развития личности» 
 
 
 
 

                                                           Выполнила: студентка ОЗО

                                      1 курса (5,5 лет)

                                           Сарапульцева Д.В.

                                                        Проверила: Лашкова Л.Л. 
 
 
 

Шадринск, 2011

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятия личности и развития личности………………………………4
  2. Основные факторы развития личности:
    1. Наследственность………………………………………………..6
    1. Среда………………………………………………………………9
    2. Воспитание……………………………………………………....11

Заключение.…………………………………………………..……………….12

Библиография…………………………………………………..……………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вопрос  формирования и развития личности слишком  велик и неоднозначен и рассматривается  приверженцами разных концепций  с разных сторон.     

       Проблемы  развития личности активно разрабатываются  в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

       Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения; социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.   

   Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидуальных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.  

    Понятия личности и развития личности.

       В человеке выделяют три грани: биологическое  основание (индивид); социальное основание (личность); ``человеческое в человеке'' (индивидуальность). Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие ``личность'' - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

       Можно ли считать новорожденного личностью? Новорожденный - это потенциальная  личность. Изоляция от людей в течение 4-5 лет ведет к утрате овладения  языком и других социальных качеств. Общение с себе подобными в  процессе совместной разделенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности. Поэтому  ребенок - это личность, которая находится  в процессе формирования. На определенном уровне социальной и психической  зрелости человек управляет собственным  поведением, деятельностью, отвечает за себя. Становясь личностью, человек  постепенно усваивает общественный опыт через использование продуктов  и орудий общественного труда. Он занимает определенное место в системе  общественных отношений и выполняет  определенную деятельность. При этом он чувствует, желает, проявляет эмоции.

       Человек - часть природы, но главное в человеке - это его личность. Личность является продуктом определенной социальной среды, общество изменяется по законам  исторического развития, поэтому  в каждую эпоху формируется особый тип личности. Личность может принимать  требования общества или может им и противостоять. Эти противоречия проявляют в конкретной исторической форме и определяется системой общественных отношений. Поэтому любое общество старается создать условия, чтобы требования общества стали потребностью личности.

       Движущей  силой развития и формирования личности является борьба противоречий, в которых  участвуют различные факторы. Факторы  эти многочисленны и имеют  различную природу (биологические, социальные, внешние, внутренние).   

       В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне  раскрыты те факторы и условия, под  влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы  воздействия этих факторов на ее развитие. 

Схема влияния основных факторов на развитие личности

(в трактовке  Й. Шванцара, 1978). 

         

       Базу  образуют врожденные и унаследованные предрасположения, то есть наследственность. Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие этих факторов может быть оптимальным (равносторонний треугольник ), либо негармоничным при переоценке одного или другого фактора (треугольники и ). Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник .

       Таким образом, результат развития личности зависит от согласованности действия факторов наследственности, среды и  воспитания.  

       Основные  факторы развития личности:

       а) Наследственность

         Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. - ``рождающий''), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.

       Современная наука доказала, что свойства организма  зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:

       детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:

       детерминированная часть программы обеспечивает продолжение  человеческого рода;

       обеспечивает  видовые задатки человека как  представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

       от  родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

       жестко  генетически запрограммировано  сочетание в организме различных  белков, определены группы крови, резус-фактор;

       к наследственным свойствам относятся  особенности нервной системы, обусловливающие  особенности протекания психических  процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

       переменную  часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

       С педагогической точки зрения интерес  представляют 3 главные проблемы:

       1. Наследование интеллектуальных  качеств.

       Дети  наследуют не готовые способности  к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

       2. Наследование специальных  качеств.

       Специальными  называются задатки к определенному  виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

       3. Наследование моральных  качеств.

       Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о  том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются  в процессе взаимодействия организма  с внешней средой. Считалось, что  ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о  социальном поведении (душа новорожденного - ``чистый лист''). Действительно, расшифровывая  генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

       Вместе  с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, - это является доказательством неизменности человеческой природы.

       Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

       Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

       Науке известно 15 случаев вскармливания  человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок  был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил  в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись  в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила  до 17 лет (два года пришлось учить  ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка  научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).  

Информация о работе Факторы развития личности