Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:27, контрольная работа
Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятия личности и развития личности………………………………4
Основные факторы развития личности:
Наследственность………………………………………………..6
Среда………………………………………………………………9
Воспитание……………………………………………………....11
Заключение.…………………………………………………..……………….12
Библиография…………………………………………………..……………..14
b) Среда
Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:
социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;
ближняя среда (семья, родственники, друзья).
Педагоги
всего мира признают огромную важность
среды, однако при оценке степени
влияния среды взгляды
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека - среда или наследственность - существуют две позиции:
приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;
приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.
Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% - наследственные влияния, 16% - различия в уровне семейной среды, 3% - различия в воспитании детей в семье, 17% - смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).
Общий
вывод состоит в том, что человек
достигает более высокого уровня
развития там, где близкое и далекое
окружение предоставляет ему
наиболее благоприятные условия. Каждый
человек развивается по-своему, и ``доля''
влияния наследственности и среды у каждого
своя.
c) Воспитание
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Эффективность
воспитательного воздействия
Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.
Таким образом, воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком - при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, - не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие - это цель, а воспитание - средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково - от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.
Сила
воспитательного воздействия
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать ``зону ближайшего развития'', которая в дальнейшем перешла бы в ``зону актуального развития''.
Заключение
Таким образом, признавая роль основных факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, вторые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.
То
же самое относится и к творческим
задаткам человека. Для того чтобы
эти задатки проявились, нужны
не только соответствующие социальные
условия и определенный уровень
научного, технического и художественного
развития общества, но и соответствующее
воспитание, специальная выучка в той
или иной сфере общественной деятельности.
Подчеркивая это положение, выдающийся
русский физиолог и психолог И.М. Сеченов
писал: "В неизмеримом большинстве случаев
характер психологического содержания
999/1000 дается воспитанием в обширном смысле
этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности"'.
Все это позволяет сделать важнейший для
педагогики вывод: определяющую роль в
развитии и формировании личности играет
воспитание. Только с помощью воспитания
реализуется социальная программа развития
человека, и формируются его личностные
качества.
Библиография