Факторы развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, , К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятия личности и развития личности………………………………4
Основные факторы развития личности:
Наследственность………………………………………………..6
Среда………………………………………………………………9
Воспитание……………………………………………………....11
Заключение.…………………………………………………..……………….12
Библиография…………………………………………………..……………..14

Файлы: 1 файл

Факторы развития личности.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

       b) Среда

       Среда - это реальная действительность, в  условиях которой происходит развитие человека:

       социальная  среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

       ближняя среда (семья, родственники, друзья).

       Педагоги  всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени  влияния среды взгляды педагогов  не совпадают, так как абстрактной  среды не существует - есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

       Домашняя  среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

       По  вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека - среда или наследственность - существуют две позиции:

       приверженцы биогенного (биогенетического) направления  в педагогике отдают предпочтение наследственности;

       приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.

       Английский  психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% - наследственные влияния, 16% - различия в уровне семейной среды, 3% - различия в воспитании детей в семье, 17% - смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

       Общий вывод состоит в том, что человек  достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое  окружение предоставляет ему  наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и ``доля'' влияния наследственности и среды у каждого своя.  
 

       c) Воспитание

       Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

       Эффективность воспитательного воздействия заключается  в целенаправленности, систематичности  и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

       Диапазон  оценок роли воспитания широк: от утверждения  полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

       Таким образом, воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком - при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, - не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.

       Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно  опирается на достигнутый уровень  развития, то есть развитие - это цель, а воспитание - средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково - от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

       Сила  воспитательного воздействия зависит  от ряда условий. Отечественный психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития, которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые, благодаря сотрудничеству со взрослым, будут собственным достоянием ребенка в ближайшее время.

       Задача  воспитания состоит в том, чтобы создать ``зону ближайшего развития'', которая в дальнейшем перешла бы в ``зону актуального развития''.

       Заключение

       Таким образом,  признавая роль основных факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, вторые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.  

       То  же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы  эти задатки проявились, нужны  не только соответствующие социальные условия и определенный уровень  научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: "В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности"'. Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиография

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб., 2006.
  3. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. - М., 2003.
  4. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. - М., 2007.
  5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. - М., 1998.
  7. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. - М., 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  8. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 2003.

Информация о работе Факторы развития личности