Философские основы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Для большинства отечественных педагогов философской методологической основой является диалектический материализм, материалистическая философия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологических позиций. Главные методологические положения материализма таковы: первичность материи по отношению к сознанию, детерминизм, то есть учение о причинной обусловленности явлений, принцип объективности материи, принципы диалектики - учения о развитии природы, общества и человека, учение о познаваемости мира. Согласно диалектическому материализму, развитие личности определяется природными и социальными факторами в их взаимодействии, она является субъектом социальной деятельности и формируется в деятельности. Поэтому основным социальным фактором развития личности является воспитание.

Содержание работы

Введение
1. Взаимосвязь философии и педагогики.
2. Философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Педагогика реферат.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

 

Институт специального образования и комплексной реабилитации

 

 

Реферат

по предмету «ПЕДАГОГИКА»

 

Тема

Философские основы педагогики

 

 

 

                                                                                     выполнила студентка 2 курса

                                                                              заочной формы обучения

                                                                             отделения дефектологии

                                                                                  Кривенченко Елена Львовна

                                                          преподаватель:

                                                                          доц.  Дружиловская О.В.

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

План

Введение

1. Взаимосвязь философии  и педагогики.

2. Философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Философы выделяют  в структуре методологического  знания четыре уровня: философский, общенаучный, частнонаучный и технологический.

Различные философские учения о всеобщих законах бытия, познания, мышления, о сущности человека и его развитии составляют содержание философского уровня методологии и являются философскими основаниями педагогики. Содержание, ведущие идеи, теории того или иного философского учения определяют подход к педагогическим учениям и научному исследованию в педагогике.

  Для большинства  отечественных педагогов философской  методологической основой является диалектический материализм, материалистическая   философия,  хотя  в настоящих условиях возможна смена методологических позиций. Главные методологические положения материализма таковы:  первичность материи по отношению к сознанию, детерминизм, то есть учение о причинной обусловленности явлений,  принцип объективности материи, принципы диалектики  - учения о развитии природы,  общества и человека, учение о познаваемости мира. Согласно диалектическому материализму, развитие личности определяется природными и социальными факторами в их взаимодействии, она является субъектом социальной деятельности и формируется в деятельности. Поэтому основным социальным фактором развития личности является воспитание.

  Другие философские  учения иначе понимают мир  и его познание человеком, что определяет их взгляды на то,  как развивается человек и в чем состоит его воспитание. Согласно экзистенциализму, индивидуальное бытие человека определяет объективную картину мира: свободный выбор, поступок и ответственность за него – в этом жизненном пути человек определяет себя и мир. Поэтому задача школы, воспитания создать условия для саморазвития и самоопределения ученика, предоставить свободу в выборе программ и учебников. Основной путь обучения и формирования личности – вживание, «вчувствование» в свой внутренний мир, самопознание, самопроникновение в глубины души, а не школьный учебник.

 

 

 

 

 

  1. Взаимосвязь философии и педагогики.

 

 Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В  течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций  и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии  и педагогики носили достаточно жесткий  оппозиционный характер. С одной  стороны, педагогику считали «полигоном»  для приложения и апробации философских  идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике,

Сегодня общепризнанной является методологическая функция  философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция  философии по отношению к любой  науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она  разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

 

 

2. Философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики.

Экзистенциализм.

  Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма (от лат. exi-tentia) – существование, т. е. индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

  Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

  Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового философа и теолога Фомы Аквинского (1226–1274), который признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи Фомы Аквин-ского в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей, но мир для них разделен на два мира: материальный и духовный. Материальный мир – мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

  Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Приверженцы неотомизма обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в  котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досозна-тельного» стремления приблизиться к Богу.

  Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке XIX–XX вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов.     Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

  Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и другие оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции  неопозитивизма, оказали большое  влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX–XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. pragma – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель  прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое  понятие прагматизма – опыт, Д. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Д. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма[1] ).

В философии диалектического  материализма важное место занимают законы диалектики:[2] переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что  личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г. Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Информация о работе Философские основы педагогики